рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Техника

Техника - раздел Философия, Философия и мировоззрение   Человечество Реализует Технологический Способ Существования В...

 

Человечество реализует технологический способ существования в природе путем использования ее потенций для целенаправленных преобразований в ней же. Его практически-преобразовательная деятельность изменяет, структуирует природное вещество, по особому организует течение природных процессов за счет создания специальных предметных форм, составляющих вещественную сферу техники. Человек технически создает «вторую природу» в качестве непосредственной среды обитания. «Техника составила целостную среду обитания, внутри которой человек живет, чувствует, мыслит, приобретает опыт. Все глубокие впечатления, полученные им, приходят от техники», - пишет французский социолог Ж.Эллюль. Возникает особая оболочка земли – техносфера, в которой осуществляется предметно-практическая деятельность человечества и происходит процесс изменения природных комплексов под воздействием производственной деятельности. Это – синтез естественного и искусственного, созданный человеческой деятельностью и поддерживаемый ею для удовлетворения потребностей общества. Техносфера является связующим звеном между человеком и природой. В связке «человек-техносфера» она представляет и замещает природу, тогда как в связке «техносфера-биосфера» она представляет и замещает социум. Именно поэтому техника, как область человеческой деятельности с давних пор привлекает к себе внимание философов. Мыслители Древней Греции и Рима эпохи Возрождения и Нового времени постоянно обращались к рассмотрению теоретических и философских проблем техники.

Однако по настоящему предметом философской рефлексии техника становится лишь во 2-й трети 19 века. Термин «философия техники» вводит в оборот немецкий инженер Эрнст Капп в 1877 г. в своей книге «Основания философии техники». Его последователи Э. Чиммер, Ф. Рело, Ф. Бон, русский инженер П. Энгельмейер закладывают фундамент нового знания, намечают основные направления исследований феномена техники. С 60 годов ХХ в. философские исследования техники приобрели статус самостоятельной науки, в связи с тем, что влияние техники в современном мире стало всеобъемлющим, а философия техники, по мнению американского философа Х. Сколимовский, стала «философия нашей культуры». Значительный вклад в ее становление в ХХ веке внесли А. Ридлер, Ф. Дессауэр, Л. Ледифорд, Ортега-и-Гасет, О.Шпенглер, К.Ясперс, М.Хайдеггер, Ф.Рапп и др.

Философия техники представляет собой комплексно-системное, междисциплинарное исследование техники как сложного многоаспектного и противоречивого фактора развития человеческой цивилизации и включает в себя методологические, социальные, политические, эстетические, аксиологические и др. аспекты.

Главные вопросы современной философии науки: Что такое техника? Что она может дать человеку и чего она лишает его? Их анализ осуществляется сегодня под влиянием 2-х философских традиций: философии и методологии науки (анализ технического знания) и философской антропологии (нравственно-этическая и культурологическая проблематика техники, ее гуманистические и ценностные аспекты). Первая традиция реализует себя в рамках инженерной философии техники, интерпретирующей технический способ бытия человека в мире как парадигматический, главный для понимания других типов человеческого мышления и деятельности. Вторая – в гуманитарной философии техники, исходящей из приоритета гуманитарного над техническим.

Вследствие этого проблемное поле философии техники необычайно широко: уточнение самого понятия техники, изучение его исторического развития, рассмотрение специфики технического знания, его взаимосвязей с фундаментальными науками, искусством, политикой, экономикой, поиски новой концепции взаимодействия человека и природы, нового «технического поведения» в современном мире и т.п. В круг проблем гуманитарной философии техники входят вопросы технического образования и воспитания, формирования системы ценностей, сочетания интеллектуальных и нравственных начал в человеке, роли человека в развитии техники, ее исследовании, в распространении технических знаний и рациональном осмыслении технического роста.

Истоки понятия «техника» уходят в глубь веков. Древнегреческое слово «techne» понималось достаточно широко: от уменья ремесленника до мастерства в области высокого искусства. Греческие мыслители пытались определить место «techne» среди других видов познания и человеческой деятельности. Аристотель считал, что техническое знание представляет собой как бы следующее звено между опытным и теоретическим знанием, является «знанием о воспроизводящемся», направлением на производство и конструирование. С развитием общества содержание понятия «техника» менялось. В 18 веке, в эпоху научных революций и перемен в производстве, в Западной Европе, он означает совокупность всех тех средств и процедур, которые относятся к искусному производству всякого рода, но, прежде всего, производству орудий труда и машин. В современном понимании «техника» в широком смысле слова представляет собой: область знания, выступающего в качестве звена между эмпирическим и теоретическим знанием; область человеческой деятельности (включая все возможные средства и процедуры), направленную на изменение природы и господства над ней в соответствии с потребностями человека; совокупность умений и навыков, составляющих профессиональные особенности того или иного рода деятельности (совершенное владение навыками); искусство и мастерство человека, занимающегося этой деятельностью. Техника является исторически сложившееся искусственной материальной системой, структура и функционирование которой представляют собой качественную целостность, определяемую технологическими функциями. При этом под технологическими функциями понимается все многообразие целесообразных преобразований, выполняемых с помощью технических средств и техники в целом. Термин «технология» обозначает совокупность и последовательность операций по целенаправленному использованию техники, а также наука о производстве того или иного вида изделия. Существует несколько подходов к пониманию природы техники. Натуралистический - человеку, в отличие от животных, недостает специализированных органов, поэтому он вынужден компенсировать этот недостаток созданием искусственных органов – техники. Волевая интерпретация техники – реализация воли к власти посредством создания и использования технических средств. Естественнонаучный подход – техника рассматривается как прикладная наука. Рационалистический подход – рассматривает технику как сознательно реализуемую деятельность человека. Несмотря на различия этих подходов к пониманию техники, они единодушны в том, что ее назначение – преобразовать природу и мир человека в соответствии с целями, сформированными людьми на основе их нужд и желаний.

В своем историческом развитии техника прошла три этапа: 1) орудия ручного труда; 2) машины; 3) автоматы. Первый этап характеризуется таким способом соединения человека и техники в технологическом процессе, при котором человек является материальной основой технологического процесса, а орудия лишь удлиняют и усиливают его работающие органы. Труд при этом носит ручной характер. Второй этап характеризуется тем, что основой технологического процесса становится машина, а человек лишь дополняет ее своими органами труда, является ее технологическим элементом. Труд при этом становится механизированным. Третий этап характеризуется свободным типом связи человека и техники. Переставая быть непосредственным звеном технологической цепи человек получает условия для творческого использования своих способностей. Техника, в свою очередь, не ограничивается более в своем развитии физиологическими пределами человеческого организма. Это становится возможным в условиях научно-технической революции, наилучший путь к пониманию сути которой дает исторический анализ эволюции взаимоотношений научных и технических революций. В прошлом перевороты в науке и технике лишь иногда совпадали во времени, стимулируя друг друга, но никогда не сливались в единый процесс. Лишь во второй половине достижениями 20 века происходит слияние революционного переворота в науке и революционного переворота в технике в единый процесс, причем наука выступает в отношении техники и производства в роли ведущего фактора, прокладывающего пути их дальнейшего развития. Научно-техническая революция есть коренное преобразование науки и техники, их связей и общественных функций, ведущее к универсальному перевороту в структуре и динамике производительных сил общества в смысле изменения роли человека в системе производительных сил на базе комплексного технологического применения науки как непосредственной производительной силы, проникающей во все составные части производства и преобразующей вещные условия жизни человека. НТР характеризуется следующими чертами: превращением науки в непосредственную производительную силу; качественным изменением всех элементов производительных сил; изменением характера и содержания труда, возрастания в нем роли творческих элементов; возникновением материально-технических предпосылок преодоления противоположности и существенных различий между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, между производственной и непроизводственной сферами; созданием источников энергии и искусственных материалов с заранее заданными свойствами; ростом уровня общего и специального образования; огромным повышением социального и экономического значения информационной деятельности как средства для обеспечения научной организации, контроля и управления общественным производством; гигантским развитием средств массовой коммуникации; резким ускорением общественного прогресса, интернационализацией всей человеческой деятельности в масштабе планеты. В своем развитии научно-техническая революция проходит ряд этапов. Первый этап – этап механизации. Машинное производство освобождает человека от физического труда и увеличивает его производительность. Второй этап – автоматизация. Этот этап связан с научными достижениями в области автоматики, электроники, вычислительной техники. Электронизация, компьютеризация, информатизация и медиатизацция, лежащие в основе этого этапа, подготавливают следующий этап - информационно-компьютерную революцию (ИКР). Она реализуется как процесс информатизации всех сфер жизни общества и жизнедеятельности человека. Ее основой становятся информационные технологии. Особенность информационных технологий, отличающая их от базисных технологий, характерных для предшествующих цивилизаций в том, что помимо социогенной функции присущей им всем, они обладают еще и культурогенной и гносеогенной функциями. Современная информационная технология все больше принимает во все механизмы массовых коммуникаций, воспитание, обучение, оказывая влияние на формирование личности, образ жизни, систему межличностных отношений. В этом проявляется культурогенная функция информационной технологии. Что же касается гносеогенной функции, т.е. совокупности осуществляемых с помощью современных компьютеров и информационных сетей процедур и операций, влияющих на познание и содействующих приросту новых знаний, то она стремительно развивается и становится одним из самых мощных факторов социально-исторического и научно-технического прогресса. Все современные технологии, реально меняющие условия бытия, как бы нанизываются на единый левый технологический стержень – информационную технологию. Подобная пантехнология составляет технологическую основу новой информационной цивилизации информационного общества. Общество является информационными, если: 1) Любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить на основе автоматизированного доступа и систем связи любые информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и, решения личных социально значимых задач;

2) В обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология, обеспечивающая выполнимость предыдущего пункта;

3) Имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно ускоряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;

4) В обществе происходит ускоренный процесс автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;

5) Происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг. В этой сфере трудится не менее 50% общего числа занятых; число занятых в традиционных сферах производства неуклонно снижается при столь же неуклонном повышении производительности труда и качества продукции.

83Социальные последствия научно-технической революции и информации носят всеобъемлющий характер, затрагивают все без исключения сферы жизнедеятельности общества и человека, их взаимодействия с окружающей средой. Вместе с тем они крайне противоречивы. С одной стороны, - резкое повышение производительности человеческого труда, повышение продуктивности, увеличение богатства, рост уровня качества жизни для огромных масс населения, создание новых рабочих мест, экономия ресурсов, энергии, интеллектуализация труда, рост его творческой, компоненты, увеличение свободного времени, новые профессии и квалификации, расширение свобод и участия в общественной жизни, свободное развитие индивида.

С другой стороны, заменяя рабочую силу человека на производстве, техника обостряет проблемы занятости и безработицы.

Жилищный комфорт приводит к нежелательной разобщенности людей; достигнутая с помощью личного транспорта мобильность покупается ценой шумовой перегрузки, загрязнением атмосферы неуютных, обезличенных городов; неуправляемая техническая экспансия поставила человечество перед необходимостью решения глобальных проблем: загрязнение окружающей среды отходами промышленного производства, невосстановимым исчерпанием природных ресурсов, нарушением баланса демографических процессов, опасности радиоактивной катастрофы и т.д. Все это заставляет задуматься о делах и перспективах технического развития, о мерах его возможного ограничения. Философский анализ феномена техники должен помочь осознать грядущие потери и возможные опасности для человека и общества и попытаться определить меры для их предотвращения или, по крайней мере, к минимуму.

Сторонники гуманитарной ветви философии техники считают, что оторванное от гуманистических целей и ценностей техническое развитие порождает иррациональные последствия, разрушающие основы человеческого бытия. Они полагают, что в основу комплексных программ развития техники и технологий должны быть положены результаты гуманитарных дисциплин, в том числе философской теории ценностей. В соответствии с этими программами, прогрессе техники направляется и измеряется не только техническими идеями и их реализациями, но и социальными, политическими и экологическими параметрами. В конечном итоге прогресс техники имеет смысл только в связи с прогрессивными изменениями условий человеческого, повышения уровня материальной и духовной жизни, степени свободы индивида и общества, гармонической солидарности технической среды и среды обитания общества. С опасностями техники нельзя совладать с помощью самой техники, считает М. Хайдеггер, спасение, если оно, возможно, состоит в изменении технологического мировоззрения.

Этот вывод вызывает критику со стороны инженерной ветви философии техники. Мир «пронизанный техникой» не может быть спасен лишь усилиями духа, направленными на свое собственное изменение. Необходимое рациональные действия, направляемые позитивной теорией, одним из постулатов которой является неизбежность и необратимость технического развития. Сторонники технологического детерминизма полагает, что техника и технология руководствуются универсальными критериями (эффективность, экономичность, системность, надежность и др.) определяющими характер технических новаций, направления развития технических идей, масштабность применения техники. Экологические соображения, социально-политические обстоятельства, моральные или идеологические аргументы могут лишь отклонять «нормальный» ход развития технологии. Вместе с тем, несмотря на различие позиций, представителей обоих направлений объединяет осознание нравственной ответственности за цели и последствия технической деятельности перед человеческой цивилизацией. Мы не можем «больше перекладывать ответственности за будущий мир на трансцендентного бога или на внутреннюю эволюционную закономерность природы. Как соучастники, мы несем ответственность. И наша ответственность неизмеримо возросла» - пишет А. Хунинг.

Научно-техническая революция всесторонне влияет на медицину. Это влияние носит прямой и опосредованный характер. Изменение характера труда, условий жизнедеятельности, экологии приводит к изменению структуры заболеваемости населения, выдвигая на передний план «болезни цивилизации», что требует от медицины кардинального изменения стратегии и тематика перестройки системы здравоохранения, выявления приоритетных направлений. В новых условиях медицина должна учитывать отношение людей к своему здоровью, изменение его места в системе ценностных ориентаций, что влечет за собой переоценку традиционных нравственных ценностей медицинской деятельности. Происходит перераспределение функций медицины. На первый план выдвигается функция формирования здорового образа жизни, подготовки человека к новым требованиям техногенной цивилизации, предупреждения возможных негативных для здоровья людей последствий ее дальнейшего развития.

Обогащение медицины новыми научными открытиями и технологическими достижениями качественно меняет ее облик, позволяет проникнуть в фундаментальные механизмы жизни, расширить до фантастических пределов диагностические и лечебные возможности медиков, контролировать и регулировать ход многих жизненных процессов, модифицировать их в научном направлении. Идет фундаментальное обновление современной теории медицины, широко использующей дисциплин, математизацию медицинского знания и т.п. Усиливается, и становятся многообразными связи гуманитарного и естественнонаучного компонентов медицинского знания.

Вместе с тем под влиянием научно-технической революции в медицине возникает и ряд негативных процессов, требующих своего разрешения. Технологизация медицинских процессов, абсолютизация роли лабораторно-инструментальных методов исследования, стандартизация лечебного процесса приводит к известной дегуманизации отношений «врач-пациент», ограничивает принцип индивидуального подхода к больному. Специализация медицинской деятельности распыляет ответственность за судьбу больного между многими специалистами. Рост затрат на здравоохранение, особенно на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, обостряет проблему справедливости. Новые условия медицинской деятельности порождает сложные этические проблемы, с которыми не сталкивалась медицина прошлого и которые не имеют однозначного решения. Традиционная медицинская этика трансформировалась в новую научную дисциплину – биомедицинскую этику, призванную дать ответы на новые нравственные вызовы современной медицины.

 

Техника – система созданных человеком средств, орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса.

Технология – совокупность операций по целенаправленному использованию техники. Существует несколько подходов к пониманию техники: Натуралистический подход – человеку в отличие от животных недостает специализированных органов, поэтому он должен компенсировать свои недостатки с помощью технических средств. Волевая интерпретация техники – реализация воли к власти посредством создания и использования технических средств. Естественнонаучный подход – техника рассматривается как прикладная наука. Рациональный подход – техника рассматривается как сознательно реализуемая деятельность человека. Цель и функции техники, несмотря на различие подходов к пониманию – преобразовывать природу и мир человека в соответствии с целями, сформированными людьми на основе их нужд и желаний.

В своем развитии до настоящего времени техника прошла три этапа: 1) ручной труд, 2) машинный труд, 3) автоматизация (компьютеризация). Научно-технический прогресс – прогресс в технической базе общества на основе научного прогресса. Техническая база общества – единство всех ,действующих в практике данного общества технических систем. Научно-техническая революция – это коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор общественного производства. Первый этап научно-технической революции – этап механизации. Машинное производство освобождает человека от физического труда и увеличивает его производительность. Второй этап научно-технической революции – этап автоматизации. Этот этап связан с научными достижениями в области автоматик, электроники, вычислительной техники. Новая ступень научно-технической революции связана с развитием микроэлектроники, информатики, биотехнологии, массовой компьютеризацией. Начало компьютерной революции дают первые электронно-вычислительные машины, созданные в 30-х годах 20 века американским физиком Дж. Атанасовым и немецким инженером К. Цузе. Мощный толчок к развитию электронно-вычислительной техники дала 2 мировая война. В 1944 г. группа исследователей под руководством Г. Айкена создала электрическую вычислительную машину на релейных логических элементах. Машины подобного типа получили название машин нулевого цикла. Машины первого поколения появляются с 1951 г. Ввод и вывод информации в них совершался с помощью перфокарт. Составление программ было уникальным творческим процессом, требующим высочайшей профессиональной квалификации. В Советском Союзе создание компьютеров первого поколения закончилось в середине 50-х годов построением первой советской электронно-вычислительной машины. Возникновение второго поколения компьютеров связано с изобретением в 1948 полупроводниковых транзисторов.

Появление машин третьего и четвертого поколения происходит в 1963-1980 гг. Их основу составляют интегральные схемы на полупроводниковых пластинах миниатюрных размеров, получивших название чипов. Условно, с появлением машин четвертого поколения связывают начало второй компьютерной революции. В эпоху второй 84компьютерной революции появляются принципиально новые компьютеры массового производства – персональные компьютеры, суперкомпьютеры , выполняющие множество операций в минуту, носители памяти гигантской емкости. Появляются компьютеры пятого поколения, способные решать задачи, ранее доступные лишь человеку.

Появление компьютеров определяло формирование информационных общества. Информационное общество характеризуется:

1. Доступностью информации.

2. Техническое обеспечение доступности информации.

3. Производство информации в объемах достаточных и необходимых для развития общества.

4. Преимущественное развитие сферы информационной деятельности и услуг, с тем, чтобы не менее 50% занятого население трудилось в этих областях.

В настоящее время процессы информатизации приобретают глобальный характер. Создаются специальные научные центры для изучения этих процессов. Потребителями информационных технологий становятся банки и банковско-финансовые системы. Электронная система записи повсюду заменяет бумажную документацию.

В современной литературе по философии техники можно выделить две модели соотношения науки и техники: линейную и эволюционную.

1. Линейная модель – техника рассматривается в качестве простого приложения науки или даже как прикладную науку. За наукой признается функция производства знания, за техникой – применение этого знания. В настоящее время эта модель большинством специалистов признана неадекватной.

2. Эволюционная модель – здесь выделяются три взаимосвязанные , но самостоятельные сферы: наука, техника, производство. Сторонники данной модели динамики науки на объяснении развития техники. Кроме представленных моделей существуют и другие точки зрения на соотношение науки и техники. Согласно одной из них, наука развивалась , ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов, и представляет собой ряд попыток исследовать способ функционирования этих инструментов. Это утверждение верно лишь отчасти. Многие технические изобретения были сделаны до возникновения экспериментального естествознания (телескоп, микроскоп), без всякой помощи науки были реализованы крупные архитектурные проекты. Несомненно, прогресс техники сильно ускоряется наукой, верно также и то, что наука пользуется техникой. Следующая точка зрения утверждает, что до конца 19 века регулярного применения научных знаний в технической практики не было, но это состояние характерно для технических наук сегодня. Сторонниками этой точки зрения считают, что наука и техника до начала научной революции развивались автономно и соединились лишь в 18 веке, в 19 этот союз приносит свои первые плоды, а в 20 веке наука становится одним из главных источников новых видов техники и технологии. Таким образом, выделяют четыре периода взаимоотношений науки и техники:

Первый период – формируются типы технических знаний – практико-методические, технологические и конструктивно-технические;

Второй период (вторая половина 18 века – до 70-х гг. 19 века) происходит формирование научно-технических знаний на основе использования в инженерной практике знаний естественных наук, а также появление первых технических наук;

Третий период – формирование ряда фундаментальных технических теорий;

Четвертый период (настоящее время) – характеризуется осуществлением комплексных исследований, интеграцией технических наук не только с естественными, но и общественными науками.

Взаимодействие научно-технической революции и медицины – весьма сложный процесс. Условно выделяют два направления, каждое из которых имеет ряд существенных моментов.

1. Научно-техническая революция влияет на характер и условия труда , а тем самым – появляются новые требования к здоровью и работоспособности человека: а) возникает проблема подготовки человека к новым требованиям производства и к новым условиям жизни в целом. Научно-техническая революция, освобождая человека от тяжелого физического труда , ставит перед человечеством новые проблемы и создает определенные трудности (НТР- гиподинамия, сокращение общего объема двигательной деятельности, ее видоизменение). б) современная медицина должна не только профилактически готовить человека к новым требованиям производства, но и предупреждать появление тех заболеваний, которые порождаются или углубляются эпохой НТР. В) в новых условиях медицина должна учитывать отношение людей к своему здоровью, физическому и психическому состоянию. Таким образом, меняется место здоровья и болезней в системе ценностных ориентаций , и это должен учитывать врач.

2. Влияние научно-технической революции на медицину , изменение ее облика: А) обогащение медицины новыми научными открытиями и техническими достижениями , что качественно меняет облик самой медицины. Б) Решение в сфере медицины такой проблемы как соединение науки с производством. В) развитие внутренних проблем самой медицины (роль врача в новых условиях НТР, роль инструментальных методов и др.).

3.К особенностям развития медицины в эпоху НТР относятся следующие: 1) изменение объекта медицинского познания, 2) усиливается процесс технического перевооружения медицины, 3) математизация современной медицины, использование теорий вероятности, математической логики, тории множеств, математическое моделирование, 4) фундаментальное обновление фактического материала современной медицинских знаний (научные дисциплины влияют на медицину и испытывают обратное влияние.).

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия и мировоззрение

Мировоззрение это целостная совокупность взглядов на мир и место в нем человека Философия как основа мировоззрения Выделяют несколько типов... мифологическое мировоззрение это пониманием мира как арены борьбы... философия выступает одним из типов мировоззрения Философское мировоззрение это рационально теоретический взгляд на...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Техника

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Древняя Индия
  Именно в рамках брахманизма сформировался ряд идей, позже ставших общими для всех школ древнеиндийской философии. К числу этих сквозных идейдревнеиндийского мировоззрения отн

Типология направлений индийской философии.
На основе Вед и брахманизма сформировались разнообразные школы древнеиндийской философии. В качестве критерия классификации этих школ целесообразно взять их отношение к Ведам

Древний Китай
Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. Начало и специфика китайского философского мышления уходят своими корнями в мифологическое мышление

Теоцентризм средневековой философии
СРЕДНЕВЕКОВАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ - ведущее философское направление в Европе с 1 по 15-16 вв. н.э. Признавала Бога в качестве высшего начала, а мир – его творением. Зарождение этой философ

Наукоцентризм в философии Нового времени.
Семнадцатый век открывает новый период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. В это время расширяется и углубляется процесс разложения феодального общества

Спиноза. Лейбниц
Голландский философ БЕНЕДИКТ СПИНОЗА (1632 - 1677) преодолевает дуализм Декарта, введя понятие единой и бесконечной субстанции, которую он называл Богом или Природой Но это не Бог теистическ

Ф. Просвещения.
18 век вошел в историю как век ПРОСВЕЩЕНИЯ. Его девиз «имей мужество пользоваться своим собственным умом». Оно представляло широкое идейно-теоретическое течение, сформир

Английская эмпирическая философия Нового времени
. Основав свою философию на понятии опыта, истолковав чувственность как единственный источник всех наших знаний, Бэкон заложил основы эмпиризма – одной из ведущих философских традиций новоевропейск

Иррационалистическая ф.
  Г. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс и др. явились представителями рационалистического направления европейской философии XIX века. Противоположным ему течением явился иррационализм,

Психоаналитическая философия
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Зигмунд Фрейд (1856-1939)– австрийский философ, невропатолог, психиатр «Я и Оно», «Толкование сновидений», «О психоанализе». Основатель одного из влиятел

Русская средневековая философия
Отличительные особенности русской философии (до ХХ в.): · Основные темы – нравственные искания и философия истории (особый путь России); · Слабое внимание вопроса

Русское возрождение
Второй период русской философии – Возрождение: М.В. ЛОМОНОСОВ – сторонник деизма и теории двойственной истины: мир веры и мир знаний имеют собственные сферы, но не противореч

Русский космизм
Философия космизма. Н.Ф. ФЕДОРОВ – предложил концепцию супраморализма: долг человека – осуществить синтез теоретического и практического разума, с тем, чтобы стать Разумом Вс

Толстой и Достоевский
Русская философия второй половины Х1Х века: Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ глубочайший духовно-психологический аналитик, разработал и обосновал в художественной форме религиозно-этическое

XIX-начало XX
Русская религиозная философия рубежа Х1Х – ХХ вв.: В.С. СОЛОВЬЕВ выступал за «универсальный синтез науки, философии и религии», за философию всеединства. В основе его взглядо

Русские естествоиспытатели)))
Философские идеи русских естествоиспытателей: И.М. СЕЧЕНОВ – один из основоположников естественнонаучного материализма в России. Жизнь на всех этапах развития есть приспособл

Категория бытия)))))))
  В качестве системообразующего принципа философской картины мира выступает понятие бытия. Оно является исходным в философском осмыслении мира. В этой категории фиксируется убеждение

Картины мира
Центральной проблемой философии является отношение человек - мир. Важнейшей особенностью человеческого самосознания во все времена было стремление найти свое место среди окружающих ве

Материя
Предельно общим признаком категории «бытия» является существование, присущее любым вещам, явлениям, процессам, состояниям действительности. Однако даже простая констатация наличия чего бы то

Движение
Движение – это способ существования материи, оно абсолютно и противоречиво, существует в различных формах, взаимодействующих друг с другом. Существование любого материального объекта возможн

Пространстранство и время
Важнейшими формами бытия материальной составляющей реальности выступают пространство и время. Пространство – это всеобщая форма бытия материи, ее важнейший атрибут, характеризирующий протяже

Антропология
Вторая половина 20 и начало 21 века характеризуются нарастающей критикой науки, и, в особенности, естественнонаучного подхода к изучению человеческого мира, осознанием его ограниченности, что приво

Проблема антропогенеза
Вопрос о происхождении человека является одним из наиболее трудных в философии и науке. Он не имеет однозначного ответа. Религия утверждает идею божественного происхождения человека, идеализ

Философия медицины
1. Проблема органической причинности Причинность – это одно из отношений, заданное на событиях. Одни события могут являться причинами других событий, например, охлаждение организма

Сознание
Каждому человеку представляется самоочевидным, что него есть сознание. Он сознает, что происходит вокруг него, что он думает, что он ощущает и т.п. Столь же несомненным ему представляется существов

Феномен ментального: душа, сознание, психика, мозг
Хотя наличие сознания ни у кого не вызывает сомнений, попытки адекватно выразить его содержание в языке, привели к тому, что, говоря об этом феномене, мы пользуемся несколькими терминами, значение

Основные теории сознания
Начиная с 17 века спор об онтологической природе сознания развернулся, прежде всего, рамках парадигмы дуализм – монизм. Родоначальником наиболее последовательной версии дуализма стал

Сознание, самосознание, личность
Понятие сознание» тесно связано с такими понятиями, как «самосознание» и «личность». Обычно под самосознанием понимается способность некоего сознания знать о своих ментальных состояниях. В этом слу

Бессознательное как философская проблема.
Одной из важнейших проблем философии сознания является проблема бессознательного. Идея существования неосознаваемой сферы ментального с древнейших времен присутствовала в различных философск

Индивидуальное и общественное сознание.
Существует ли что-либо кроме индивидуальных сознаний? На этот вопрос положительно отвечает не только Юнг со своим учением о коллективном бессознательном. В античности многие философы признавали сущ

Познание
Познание есть специфический вид духовно-практической деятельности людей по постижению и освоению окружающего мира. Познание есть также процесс получения и накопления знаний обществом. Знание

Познание
Субъект познания – это тот, кто его реализует, т.е. творческая личность, формирующая новое знание. Разумеется, познает мир, в принципе, общество, удовлетворяющее свои потребности. Однако нау

Диалектика
ДИАЛЕКТИКА (греч. — искусство вести беседу) — теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления

Законы диалектики
Принципы диалектики. Для раскрытия общей картины развития выработана специальная стратегия исследования, основой которой являются принципы диалектики. Принцип – это сложная, концентрированн

Закон единства и борьбы противоположностей
Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Смысл этого закона состоит в том, что все сущее состоит из противоположных начал, сторон, тенденций, которые, будучи един

Закон взаимоперехода количественных изменений в качественные.
Этот закон показывает, как происходит развитие. Он характеризует внутренний механизм движения и развития вещей. Иначе говоря, закон раскрывает характер процесса развития, пути и формы перехода от с

Закон отрицания отрицания
Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в друг

Категории диалектики
  Категории диалектики – это наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем.Общим между катего

Общество
Термин «общество» может употребляться в разных значениях. В широком смысле – это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизне

Анатомия общества
«Анатомия общества» Человеческое общество относится к высшему типу органических систем. Части таких систем не просто взаимосвязаны, но еще и взаимоположены, т.е. могут сущ

О. как саморазвивающаяся система
«Физиология общества» Признавая многомерность структурной организации общества, социальная теория ставит соей задачей объяснение всей совокупности функциональных связей на

История как действительность общественной жизни.
Сущность и социальную роль любого сколько-нибудь значимого общественного явления можно понять только в том случае, если рассматривать его в единстве с развитием всего общества в рамках всеобщего ис

Культура
Культура схватывает в некую едино-цельную систему всю духовную жизнь общества. Деятельность человека, в конечном счете, сводится к производству либо материальных, либо духовных ценностей. Культура

Культура и цивилизация
Культура и цивилизация. Первым ввел отличие культуры от цивилизации И. Кант. Ранее под культурой понимали все созданное человеком. А Кант определил культуру как то и только то, что служит бл

Проблема личности
В философской литературе существуют три термина для характеристики человека: Индивид – отдельно взятый представитель человеческого рода. Индивидуальность – неповтори

Свобода
Одной их главных ценностей личности является свобода. Свобода – творческая самореализация человека. Свобода имеет две стороны: «свободу от…» и «свободу для…» «Свобода от…» - освобожде

Природа ценностей
Способ существования личности выражают ценности. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций. Ценностные ориентации образуют некую основу сознания и поведения личности и н

Глобальная ситуация
До начала прошлого столетия всемирная история представляла собой процесс развития относительно автономных цивилизаций, практически не оказывающих существенного влияния друг на друга. ХХ век принес

Соц. прогнозирование
Будущее благополучие человечества во многом зависит от умения предвидеть негативные последствия своей деятельности, своевременно принимать решения, предотвращающие неблагоприятное развитие ситуации

Этика+89. мораль и нравственность
Мир этики – это мир не сущего, а должного. Если другие науки изучают мир, объективно существующие предметы, совершенно отвлекаясь при этом от того, считаем ли мы их плохими или хорошими, то для эти

Биомед. этика
Врачебная этика – это система обязательств, которые добровольно принимает и исполняет врач, оказывая помощь больному человеку. Ее отличает односторонний характер. Это просто разнов

Принципы и правила биоэтики
Рассмотрение первого вопроса целесообразно начать с выяснения причин недостаточности во второй половине ХХ – начале XXI в. традиционной врачебной этики, этики Гиппократа. Эти же пр

Модели взаимоотношений
Медицинская практика – это сложная система отношений между медиками, пациентами и другими участниками социальных взаимодействий. Модель отношений – это определенный тип социально-м

Смерть и умирание. Эвтаназия
Рассмотрение первого вопроса следует начать с философско-этического содержания проблемы смерти. Моральное отношение к смерти всегда являлось кардинальным, системообразующим и жизне

Проблема причинности
    Причинность – это одно из отношений, заданное на событиях. Одни события могут являться причинами других событий, например, охлаждение организма может выступить причи

Здоровье и болезнь
Основные понятия медицины – понятия «здоровье» и «болезнь». Это уже некоторые состояния живого, в связи с чем философия медицины во многом представляет из себя дальнейшее развитие общих философских

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги