рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социализация личности.

Социализация личности. - раздел Философия, Идеализм – это направление в философии, которое за основу считает идеальное, субъективное, психическое и т.д Процесс Формирования Личности Вне Общества Вообще Не Возможен. ...

Процесс формирования личности вне общества вообще не возможен.

Социализация – это процесс, начинающийся с детства и продолжающийся всю жизнь;

Социализация – это процесс формирования социальных качеств человека;

Социализация – это процесс вхождения человека в социальную среду, или усвоение им социальных влияний, приобщение к системе социальных связей.

В процессе социализации человек становится личностью, у него возникает самосознание или образ собственного «я». Образ включает в себя сознание, тождественное самому себе, нравственные самооценки и самоуважение.

Основными факторами или условиями, влияющими, на процесс социализации личности является воспитание, образование, социальная среда и родители.

1. Роль воспитания заключается в том, которые моральные и общественные ценности усвоил человек в детстве и юношеские годы.

2. Образование даёт человеку разнообразную информацию и что самое важное, развивает у него мышление, способности к оценке и анализу происходящих событий.

3. Социальная среда – это профессиональный и сословный мир, это профессорские. мировоззренческие, нравственные ценности, которые влияют на социализацию личности.

4. Родители – это мир, сталкиваясь с которым ребёнок начинает либо подражать, либо отвергать, либо переделывать его. Поэтому личные достоинства родителей, их участие в воспитании ребёнка так же влияют на процесс формирования личности.

Тема 10. Основные положения средневековой философии.

Философия Средневековья имела два основных источника формирования:

1) древнегреческая философия, в ее платоновской и аристотелевской традициях;

2) Священное писание, повернувшее эту философию в русло христианства.

В средневековой философии выделяют 2 этапа:

1) Патристику (II-III вв. - VIII в.)

2) Схоластику (IX – XV вв.)

Существование самой средневековой философии относятся ко II – III вв.

В средние века философия была служанкой религии. Если для античной философии характерен космоцентризм, то для средневековой философии теоцентризм. Примерно до XII – XIII вв. философия и теология не разграничивались. Главными её размышлениями были догматические основания христианства, то есть бог, душа.

Важнейшими принципами философии:

1.Теоцентризм – это направление, считающееся существующей реальностью бога.

2. Креационизм – это учение о сотворении мира богом из ничего.

3. Провиденциализм – это воззрение, согласно которому развитие общества определяется провидением.

4. Персонализм – это направление, согласно которому каждый человек является личностью, а также существуют отношения между ним и богом.

5. Ревеляционизм – это принцип откровения: бог открывает человеку свою волю.

Если для греческой философии характерно было языческое многобожие (политеизм), то для философии средних веков характерно единобожие (монотеизм). Это иудаизм, христианство, мусульманство, то есть средневековая философия представляет собой сплав теологии и античной философии (главным образом наследие Платона и Аристотеля).

Первоосновной мира является бог, то есть христианский бог стоит над природой, по ту сторону её и является трансцендентным (потусторонним).

Основными формами развития философской мысли в этот период были апологетика и патристика.

Апологетика– это самый ранний этап патристики.

Апологетика – это сочинения раннехристианских философов и богословов, направленных на защиту христианского учения от язычества.

Патристика – это теологическое и социально – философское учение отцов церкви, относящиеся к III – V вв. (Августин Блаженный - на Западе, на Востоке - Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник). Отличительные особенности византийской (восточной) философии заключается в том, что она использует греческий язык и более ограничено связана с античной культурой.

А. Блаженный: основная его работа «Исповедь», пришёл к христианству через манихейство (в религиозно – философское учение III в.) и неоплатонизм. На основе идей неоплатонизма Августин разработал философскую проблему теодеция – это оправдание богом перед лицом царящего на земле зла. Теорией познания Августин провозгласил формулу «верную, чтобы понимать».

Схоластика (школьная философия) – это наука, зависимая от теологии, защищающая логическим путём религиозные догматы. Отцом схоластики считают Боэция, последователя Цицерона, Синеки и так далее. Схоластика не отрицала рационального познания, хотя и сводила его к логическому познанию бога. В этом отличие её от мистики – это учение о возможности познания бога путём сверхъестественного созерцания, путём озарения и других иррациональных средств. Крупнейшим представлением является Фома Аквинский (Томас Аквинат). По его имени ортодоксальное философское учение называется томизмом, а современная философская доктрина Ватикана носит название неотомизма (его работы - «Сумма против язычников», «Сумма теологии»). В его учении проводится грань между верой и знанием, религией и наукой, религия обретает знания в откровениях, а наука логическим путём показывают истинность откровений. В этом заключается цель существования религии. Схоластика допускает только теоретические науки. Тезис: «Верую, потому что абсурдно», то есть истина одна – это бог.

В XI в. в схоластической философии разворачивается борьба между реализмом и номинализмом (это спор об универсалиях - общих понятиях: -это термины, названия, имена в отличие от единых предметов).

Реализм – это учение, согласно которому подлинной реальностью обладает только общие понятия или универсалии.

Номинализм – это учение, согласно которому существует только единичное, а общие понятия есть только имена.

Разновидностью номинализма является концептуализм, который иногда считается промежуточным между номинализмом и реализмом.

Концептуализм – это учение, которое признаёт реальное существование общих понятий, но только в уме познающего субъекта.

Наиболее спорные моменты для философии христианского средневековья:

1.Проблемы веры и разума.

2. Доказательство бытия бога и универсалий.

Для мистической философии характерно стремление и следования божественному разуму.

Основные позиции, определяющие связь теологии и философии:

1. Аврелий Августин: «верую, чтобы понимать», догматы веры принимаются без критики. Это положение характерно для ортодоксальной теологии.

2. Пьер Абеляр: «понимаю, чтобы верить», истины веры должны получать рациональное обоснование и философское истолкование, и в этом случае философия поглощает теологию.

3. Тертуллиан: «верую, ибо нелепо», то есть наблюдается расхождение истин разума и веры. Такая позиция приводит к разрыву теологии и философии. Сторонником такого подхода является Уильям Оккам.

Реализм:

Платон, Аристотель; средние века: Августин, Гентерберийский, Ф. Аквинский (его называют «ангельским доктором»).

Номинализм:

Античность: Антисфен, Диоген; средние века: Росцелин, Оккам.

Концептуализм:

Пьер Обеляр, Дунс Скотт.

В схоластике выделяют периоды становления (IX – X вв.)

1. Ранняя схоластика (XI – XII вв.) преобладает платоновско – августиновское направление. (Кентерберийский, П. Обеляр)

2. Зрелая схоластика (XIII в.) основой является аристотелизм (Альберт Великий, Ф. Аквинский, а также Роджер Бэкон, Дунс Скотт).

3. Поздняя схоластика (XIV – XV вв.) это время кризиса средневековой философии, противопоставление философии и теологии, разума и веры и т. д. (Уильям Оккам)

Тема 11. Философия эпохи Возрождения (Ренессанса).

(Название связано с возрождением античной культуры). (XV – XVI вв.)

Эпоха возрождения была ориентирована на искусство, и центром место в ней занимает культ художника творца: Николай Коперник, Николай Куханский, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Лоренцо Вала, Бикко Мирандолло, Томазо Компанелло, Томас Мор, Никола Макловелли, Эраст Ротордамский.

Основные направления в философии эпохи возрождения:

1.Гуманистическое (XIV – XV вв.) решалась проблема человека, отрицались догматы церкви (Петрарко, Вала).

2. Неоплатоническое (XV – XVI вв.) с позиции идеализма познаются являются природы космоса, проблемы человека, развивали учения Платона (Н. Кузанский, Мирандола, Парацесс).

3. Натур философское (XVI – XVII вв.) сделали попытку изменить представление об устройстве вселенной, космосе, основе мироздания (Н. Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей).

4.Реформационное (XVI – XVII вв.) попытка пересмотра церковной идеологии и взаимоотношений между людьми и церковью (Э. Роттердальский, Кальвин, М. Лютер, Т. Мюнсер, У. Сенриф и другие).

5. Политическое (XV – XVI вв.) связана с проблемами управления государством (Н. Маклавелли).

6. Утопическо – социалистическое (XV – XVII вв.) поиски идеального общества на основе регулирования всех взаимоотношений со стороны государства при условии отсутствия частной собственности (Т. Мор, Т. Компанелло « Город солнца»). Философы эпохи возрождения стали восприемниками философов Античности.

Различие философии Античности, средневековья и возрождения:

1.Венцом Античной философии было единое благо, мировой ум, мировая душа, космос. Здесь нет деления на субъект и природу, это безличный неоплатонизм. Среднего века: античная философия подвергается трансформации, на место единого блага поставлен бог и, в соответствии с этим, мировой ум понимается как Иисус Христос, мировая душа и так далее. В её основе лежит 2 принципа: идея творения и идея откровения, которое чужды Античной философии. В эпоху возрождения имманентное всему природному понимают как Бога.

2. В античном мировоззрении господствует универсализм, космоцентризм, политеизм. В средневековье теоцентризм и монотеизм. В эпоху возрождения превалирует пантеизм – это отождествление бога с природой.

3. При переходе от античности к средневековью произошёл сдвиг в сторону субъекта (человека). Субъективное оценивалось по принципу абсолютной личности. Для эпохи возрождения характерен антропоцентризм, то есть в центр мироздания был поставлен человек.

Формально в центре мироздания стоял и бог, но преимущественное внимание обращали на человека. С другой стороны философия возрождения явилась стадией отрицания средневековой философии по ряду оснований:

1. В гносеологии происходит разрушение религиозной парадигмы и формируется новая научная парадигма, которая должна была удовлетворить новой машинной материально – технической базе.

2. В этике происходит переход от теоцентризма к антропоцентризму.

3. В натур философии геоцентрическая концепция вселенной сменяется гемоцентрической.

Основой философии возрождения был антропоцентрический неоплатонизм. Н. Кузанский – это основной представитель эпохи возрождения, пантеист, отождествляет бога с природой, творца с творением. До него земля не являлась центром мира. Д. Бруно отверг церковные догмы, дальше развил гемоцентрические идеи Коперника, открыл существование множества миров. Человек часть природы. Ф. Петрарка идейное течение, утверждающее, цену человека и человеческой жизни называется гуманизмом – это основная черта идеологии эпохи возрождения.

В эпоху средневековья проблемы человека и человеческих отношений практически не рассматривались, а в эпоху Ренессанса эта проблема стала рассматриваться в антропоцентризме. Проявлением гуманизма является рационализм, утверждающий примат разума над верой. Во взглядах на природу в эпоху возрождения господствовал пантеизм.

Тема 12. Античная философия.

Античной философией называют философию Древней Греции (VII в. до н.э.- III в.)

Этапы Античной философии:

1. Доклассический натурфилософский (VII – V вв. до н.э. )

2. Классический (V – IV вв. до н. э.)

3. Эллинистический (IV – III в. до н. э.)

1. Доклассический досократический (по имени древнего философа Сократа). Философы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен - милестская школа, Гераклит (« в одну и ту же реку нельзя войти дважды», «всё течёт, всё изменяется» - в этом проявляется его диалектика). Гераклит получил от современников прозвище «Тёмный», поскольку диалектическое мышление многим казалось чем – то тёмным и непонятным. Сейчас диалектику Гераклита называют «стихийной» и «наивной». Идеи греческого мыслителя сформулированы в виде афоризмов, а не строгих научных определений, поскольку в его время наука только начиналась формироваться. Демокрит (атомистической теории).

Основателем элейской школысчитается Ксенофан.К ней также относятся Парменид и Зенон Элейский.

Зенон(«понятие движения противоречиво, а следовательно, невозможно» - его главная мысль, которая направлена на защиту учения Парменида). Аргументы Зенона получили название «апории» («апория» в пер. с греч. означает «затруднение», «недоумение». Известный четыре апории: «Дихотомия (деление пополам)», «Ахиллес и черепаха», «Летящая стрела», «Стадий».

Парменидпризнавал наличие бытия и небытия. В учении о движении и развитии Парменид оказался прямым антагонистом Гераклита. С точки зрения диалектики Гераклита мир непрерывно изменяется. По Пармениду движение происходит не в реальном мире, а в мире восприятий и представлений. С учением Парменида связан метафизический подходобъяснения процессов изменения и развития.

Фалес – «отец европейской философии»,первоначалом космоса считал воду; Анаксимен – воздух; Анаксимандр – апейрон; Гераклитогонь.

2. Классический связан с именами Сократа, Платона, Аристотеля.

Особенность: переход от натурфилософских вопросов к антропологическим и гносеологическим.

Наиболее известными софистами этого периода являются Протагор, Гиппий.

Протагор -один из наиболее известных софистов.Основное его изречение - «Человек есть мера всех вещей».

Анаксагорвпервые ввёл в науку представление о гомеомериях- бесконечном множестве материальных частиц, из которых состоит мир. Наряду с этим понятием он ввёл ещё одно понятие – «Нус» или «Ум» - это духовная сила, заставившая двигаться и изменяться. Вводится эта сила потому, что философ не может найти материальных причин изменения мира.

Проблема человека впервые была выделена у Сократа. Сократ впервые понятие, а не действительность, сделал предметом анализа, поэтому его часто называют первым философом, олицетворением философии. В центре его философии – методдоказательства и определения понятий, который он называл диалектикой. Слово диалектикадословно означает «искусство вести беседу, спор». Диалектика описываетв отличии от диалектики Платона не развитие природы, а движение человеческой мысли в ходе дискуссии, позволяющая установить истину. Метод рождения истины называл майевтикой.

Главное место в сократовской философии принадлежало этике,причем Сократ уделял большое влияние знаниюи полагал, что правильное знание следует определять с помощью двух методов:

1. метода выделения общего из ряда частных случаев;

2. метода выявления признаков, упущенных при общем анализе. Сам Сократ называл свой метод преподавания меэвтикой – «повивальным искусством».

Метод Сократа был вполне научным методом выявления знания, который впоследствии Аристотелем был назван индукциейи был приемом выявления определенийдля общих понятий. Сократ обучал искусству обобщения,искусству находить правильные определенияобщих понятий. Обучение это велось в форме собеседований, в процессе которых ученики действительно не приобретали новых понятий, а лишь проясняли с помощью учителя те, которые они знали. Таким образом, Сократ учил логике.

В лице Сократа человеческий разум впервые стал мыслить логически.Логическое мышление продолжали его ученики, Платон, а ученик Платона – Аристотель – основал логику.

Есть еще одно важное положение в учении Сократа о знании: знание именно потому доступно каждому и свободно выявляется в беседах, что оно как бы прирожденочеловеку.

Учение о знании для Сократа было не целью, а средством. На первом месте в его деятельности стояла этика.В чем же состояла этика Сократа?

Нравственные стремления,т.е. стремления к добру, уже существуют у каждого человекаи для превращения их в добродетель необходимо их как бы вспомнить, выявить.То есть нужно вспомнить,что такое добро, и как только это сделано, человек уже от одного этого становится добродетельным. Порок происходит только от недостатка знания, от заблуждения. Добродетель есть знание,а именно – знание добра. Знание есть добродетель,оно есть условие добродетели.Доказывал же это Сократ тем, что всякий хочет добра: никто добровольно не зол, а если делает зло, то потому, что не знает добра и принимает зло да добро.

Сократ был убежден, что люди от природы добры. Его учение можно назвать этическим интеллектуализмом,т.к. он считал знаниепониманием добра, чисто интеллектуальным элементом, наиважнейшей частью нравственности.Более того, знание считал он самой нравственностью.

В переводе с греческого «майевтика» - «повивальное искусство».Майевтика как искусство Сократа включает три основных элемента:

1. диалектику как ядро сократовского искусства и философский метод;

2. наводящие вопросы и примеры как повивальные приёмы;

3. иронию.

Ирония (в перев. с греч. означает притворство) стала важной составляющей его метода.

Основной принцип познания по Сократу: «Познай самого себя». Для Сократа характерны были гносеологические вопросы этики. Сократ был приговорён к смерти за непочтение богам и развращение юношества.

Учения Сократа продолжил Платон (Аристокл – это имя, данное ему при рождении). Его прозвище Платон, то есть широкоплечий, его придумал Сократ.

Он основал философскую школу, которая получила название «Академия».Название школа получила от места своего расположения (она была рядом с рощей, посаженной в честь аттического героя Академа), а члены школы стали называться академиками.

Методом познания Платона был сократический метод – метод анализа понятий. Учение Платона состоит из 3 частей.

1) диалектика – учение о бытии,

2) физика – учение о природе,

3) этика – учение о нравственности.

Главным в философии Платона является то, что он впервые ставит вопрос о соотношении бытия и мышления, тем самым закладывает основу идеалистической философии. В философии он рассматривает мир идей (эйдосы) и мир вещей. Мир идей познаётся умом, при помощи диалектики, то есть индуктивно – дедуктивным методом, то есть путём логики и по законам логики. Основные теоретические характеристики онтологии Платона:

1. классик объективного идеализма;

2. метафизик;

3. ему присуща теология как учение о целесообразности, зародившаяся в учении Анаксагора.

Основные произведения: «Пир», «Диалоги», «Федр», «Государство», «Политика», «Законы»,

Аристотель родился в городе Стагире, поэтому его называют Стагиритом. Его учителем был А. Македонский. Его был одним из лучших учеников Платона.

Крупнейшие произведения: «Органон», «Метафизика», «Физика» «Категории», «О душе», «Политика», «Большая этика» и другие. Аристотель продолжил традицию Афинской школы.

В Афинах он открыл собственную школу – Ликей. Знаменитое изречение Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже». Разрыв Аристотеля с Платоном главным образом состоит в том, что Платон подлинную реальностью считал «мир идей», а «мир вещей» - это «мир теней».

Материя – это только субстрат, вещество. Форма – движущее начало, «то, откуда движения». Материя в чистом виде не существует. Материя без формы, движущего начало, лишена жизни, энергии. Она остается только возможностью. Действительностью становится материя в её связи с формой.

Движение – это процесс перехода потенциального бытия (материи) в актуальное, то есть реально существующее. В этом понимании связи материи и движения преобладает идеалистический подход.Аристотель утверждал, что первым источником движения является мировой разум, или Бог, или перводвигатель.

В учении о познании Аристотель основывался на принципе сенсуализма:

Все знания возникают из ощущений. «Тот, кто не ощущает, ничего не знает и ничего не понимает», писал Аристотель. На базе ощущений возникают восприятия, которые вместе с ощущениями образуют чувственную ступень познания. На её основе возникает разумное познание.

Как и Платон, Аристотель разработал теорию государства,которое он отождествлял с обществом (трактат «политика»). Главные формы государственного устройства – демократия и олигархия. Он ввёл представление о «классах» богатых и бедных.

Аристотель рассматривал проблему души, которая характерна как для человека, так для растений и животных. Аристотель выделяет три вида души:

Растительную, чувственную (характерно для животных) и разумную (для человека).

Под диалектикой Аристотель понимал средство разрешения противоречия. Сущность не может быть противоречивой. Поэтому на уровне сущностей диалектика исчезает. Диалектика есть низший уровень логики, и связана она с движением от знания единичного к общему. На уровне сущности действует не диалектика, а логика (аналитика).

«Первая философия» - это метафизика, то есть наука об умопостигаемом. Предмет науки – это общее, постигаемое умом. В отличие от Платона для него характерны материалистические положения. Учения Платона и Аристотеля послужили идейной основой философии христианства.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Идеализм – это направление в философии, которое за основу считает идеальное, субъективное, психическое и т.д

Основной вопрос философии и различные варианты его решения... Под основными вопросами философии подразумевается те от реализации которых... Субстанциальный субстанция это основа сущность или сущее чувственно воспринимаемого мира это есть вопрос...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социализация личности.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Мировоззрение, уровни мировоззрения.
Мировоззрение – это совокупность взглядов, убеждений, ценностей человека на мир и место человека в этом мире. Мировоззренческие вопросы: кем человек создан. Особенность мировых воп

Структура философского знания (ФЗ).
Основными разделами философского знания являются: 1) Онтология: этот раздел изучает бытие и небытие, пространство и время, развитие движения, изменения и так далее. 2) Гносеология

Основные мировоззренческие формы.
Исторически первой формой мировоззрения считается мифология– это форма мировоззрения, возникшая на ранних этапах развития человечества, основой которой является ве

Функции философии.
Связь философии с жизнью проявляется в философиях, которое она выполняет. 1) Мировоззренческая является главной философией, так она совпадает с её содержанием. Эта философия призвана форми

Понятие бытия, субстанции, материи.
В процессе осмысления мира философия формирует фундаментальные понятия – категории, фиксирующие наиболее общие существенные свойства и отношения действительности. Категорией, с которой начинается э

Закон единства и борьбы противоположностей. Понятие противоположности, противоречия, сущность закона.
Противоположности – такие черты, стороны предмета, которые взаимно – дополняют и взаимоотрицают друг друга, не могут существовать друг без друга. Противоположности применяются: 1)

Это его функции;
это место в определённом процессе. Количество – это степень той или иной качественной определённости. Качество и количество взаимодействуют между собой ко

Возможность и действительность, их взаимосвязь.
Возможность и действительность - соотносительные категории, которые характеризуют разные стороны одного и того же предмета. Возможность – это тенденции, предпосылки возник

Природа сознания
Понятие сознания возникло в древности, и оно отождествлялось с понятием души; под душой древние понимали всю совокупность психических процессов: способность видеть, слышать, чувствовать, переживать

Уровни и формы отражения действительности.
Отражение – способность объектов воспроизводить в своих особенностях особенности взаимодействующих тел. Особенности отражения: 1. зависимость отражения от отображ

Сознание человека и психика животных.
Сознание человека отличается от психики животных 2 обстоятельствами: 1.Наличие абстрактного мышления в понятиях. 2.Наличие самосознания, которое является неотъемлемой частью созна

Рациональное познание или абстрактное мышление.
Рациональное познание опосредовано знаниями, полученными при помощи органов чувств. Оно выражается в трех основных формах: 1) понятие; 2) суждение; 3) умозаключение.

Понятие социальной структуры общества.
Для качественной характеристики общества исследуется понятие социальной структуры общества. Социальная структура общества – это совокупность взаимосвязанных и взаимодейств

Теория социальной стратификации.
В западной социологии на основе классообразующих признаков возникла теория социальной стратификации (при анализе понятия социальной структуры общества), разработанная Питиримом Сорокиным. Данная те

Человек как личность.
Для качественной характеристики личности используется понятие «человек», «индивид», «индивидуальность». Человек - это понятие, относящиеся к человеческому роду в целом и выражающие те социальные ха

Эллинестический.
Особенностью этого периода является проблема ценностей и смысла человеческой жизни. Особенно она проявилась в раннеэллинестичекий период (IV – V в. до н. э.). Киники, эпикурейцы, стоики, скептицизм

Мокша - высшая ступень нравственного совершенства души, окончательное спасение души, единственный путь освобождения от бесконечных перерождений.
4. Ахимса – это единство всех форм жизни на Земле, ненасилие и непричинение зла всему окружающему. Особенностью индийской философии является её интеллектуальная терпимость

Критерий прогресса - показатель степени развития общества.
Среди философов нет единого мнения не только в вопросе о существовании общественно-исторического прогресса в применении ко всей человеческой истории, но и по вопросу о том, если прогресс существует

Формационное развитие общества.
Создателем является Карл Маркс. «Существует пять форм: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Фо

Цивилизационный подход развития общества.
Этот подход основали русский философ Н.Я. Данилевский, немецкий философ О. Шпенглер, английский историк и культуролог А. Тойнби. Идея цивилизации

Культура и цивилизация.
Слово культура – одно из самых популярных в рассуждениях о вечных философских проблемах. Существуют сотни различных определений культуры и десятки подходов к её изучению. В самом общем смысле

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги