Эллинестический.

Особенностью этого периода является проблема ценностей и смысла человеческой жизни. Особенно она проявилась в раннеэллинестичекий период (IV – V в. до н. э.). Киники, эпикурейцы, стоики, скептицизм.

Основателем школы КиниковбылАнтисфен. Киники обосновали крайний аскетизм. Аскеза – это крайнее воздержание, отказ от жизненных благ. Наиболее известный представитель Диоген.

Основоположник школы Киренаиковбыл Аристипп. Киренаикиобосновали гедонизм.

Эпикуреизм получил название по имени своего основателя Эпикура. Представителями этой школы были Лукреций Кар и Горгий. Особенность этой школы: они рассматривали принципы наслаждения в соответствии с добром, а принципы страдания со злом. Такая теория получила название гедонистической (гедонизм - удовольствие, наслаждение). Для достижения счастья человеку ничего не нужно, кроме себя.

Стоицизм (III в. до н. э. III в. н. э.). Основателем этой школы является Зенон из Китиона. Особенностью этой школы является признание счастья как главной цели жизни, и в этом они сходны с эпикурейцами. Счастье – это следование природе, внутренние разумное спокойствие, рациональное приспособление к окружающим условиям, и то, что способствует самосохранению двуединой сущности человека является ценным. Поздний стоицизм: Синека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Основателем скептицизма был Пиррон. Позже Секст Эмпирик,систематизировавщий идеискептицизма,классифицирует тропы (от греческого означает слово или выражение),разработанные Энесидемом.

Поздний эллинизм в форме неоплатонизмапредставлен Плотином.

Они проводят общий принцип раннего эллинизма: принцип отношений всех нас окружающих наших мыслей и наших действий, и приходят к выводу о невозможности познания космоса. Многие их идеи были восприняты потом христианскими мыслителями эпохи Возрождения.

Таблица 1. Изменение философии в истории культуры

 

Хронология эпох Предмет философии Человек и мир Субъект и объект Доминирующие идея и принцип
1.Античность: VII –VI вв. до н.э. – V в.н.э. Микрокосм - Макрокосм Эстетико-космологическая идея Космоцентризм
2.Средневековье: I –II вв. - XVI Человек – Бог Теологическая идея Теоцентризм
3. Возрождение: XIV – XVI вв. Человек – Общество Гуманистическая идея антропоцентризма
4.Новое время: XVI – XVIII вв. Человек – Природа Век Просвещения – Культ разума Естественно-научная идея Наукоцентризм Деизм – рациональная религия
5.Немецкая классическая философия: сер. XVIII в. – сер. XIX в. Субъект – Деятельность Идея субъективности Субъектоцентризм
6.Современная философия: с сер. XIX в. Субъективный фактор – Объективный фактор Идея свободы Принцип ответственности

Таблица. Ступени развития материализма и идеализма в античной философии.

 

Материализм Идеализм
1.Милетская школа Фалес (ок.625- ок.547) Первоначало – вода Анаксимандр (ок.610-546) Первоначало – апейрон как бесконечное беспредельное первовещество Анаксимен (ок.588-525) Первоначала - воздух 1.Пифагор (ок.580-500) Первоначала – число как идея
2.Гераклит Эфесский (ок.520-460) Превоначала - огонь 2.Элейская школа Ксенофан (ок.570-478) Парменид (род. В 544 или 515 и прожил до глубокой старости) Зенон (490-430) Истинно сущее бытие – вечное совершенное неизменное неподвижное сплошное бытие в форме шара
3.Эмпедокл (ок.490-430) Первоначало – 4 корня всех вещей: вода, воздух, огонь и земля 3.Сократ (469-399) и софисты Сократ – объективный идеалист, ибо фундамент бытия, по Сократу, - единая божественная сущность Софисты – единственные в Античности субъективные идеалисты, что классически выражено в тезисе Протагора:»Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют»
4.Анаксагор (ок.500-428) Первоначало гомеомерии – семена всех вещей 4.Платон (427-347) Истинно сущее бытие – вечные совершенные идеи
5.Атомисты Левкипп (V в. до н.э.) – учитель Демокрита Демокрит (ок.460 до н.э. – год смерти неизвестен; по некоторым сведениям, прожил более ста лет) Эпикур (341-270) Истинно сущее бытие – атомы – неделимая, не разрезаемая на части частица вещества 5.Аристотель (384-322) Учение о форме и материи; о форме всех форм как неподвижном перводвигателе или Боге

Тема 13. Древнеиндийская философия.

Древнеиндийское общество делилось на Варны – группы:

1. Жреческая Варна – брахманы

2. Варна военной аристократии – кшатрии

3. Варна земледельцев, ремесленников, торговцев – вайшьи

4. Низшая Варна - шудры

В первых священных книгах (памятниках) Индии Ведах (знание) наряду с религиозными идеями излагались философские представления о едином мировом порядке. Веды(всего 4) создавались арийцами, они содержали священное писание, описание ритуалов, философские комментарии Упанишады, которые содержат идеи, в дальнейшем развитие индийской философии. Это идеи о взаимоотношении мироздания и человека, о высшей объективной реальности, недоступной описанию – Брахма, единстве целостности духовной субстанции – брахман, индивидуальной душе – Атман, о бессмертии души и её перерождении согласно закону воздаянияКарма.

В ряде школ проступали материалистические тенденции: Вайшешика (вайшешика – особенность), чарвака – локаята. Мифологические идеи отражены в Ригведе.

Религия политеистична, её понтсон содержит 33 бога. В начале III в. возникает брахманизм, джайнизм (IV в. до н. э.), буддизм после V в. до н.э.(Сиддхардха Гайдама). Согласно карме каждая индивидуальная жизнь после смерти находит своё продолжение в потустороннем существовании. Главные идеи буддизма состоят в следующем:

1) благородные истины,

2) теория причинности,

3) непостоянство элементов,

4) срединный путь,

5) восьмеричный путь.

Восьмеричный путь представляет собой трансформацию сознания и психики человека, его перерождения или рождения в состоянии нирваны. Нирвана – это иное измерение бытия, она является угасанием ложных желаний и страстей. Основные положения нирваны изложены в книге Буддизма «Джаммапада».

В III в. до н. э. буддизм Индии стал государственной религией. Наряду с брахманизмом ведическая религия получила распространение в индуизме, который сформируется в I в. н. э.

Для Индийской философии характерны методические периоды:

1. Ведический (XVI – VI вв.до н. э.)

2. Классический брахмано – буддийский (VI в. до н.э. – X в. н.э.)

3. Послеклассический.

Характерные понятия индийской философии:

1. Сансара – это философское учение о перевоплощении души.

2. Карма – это предопределённость человеческой жизни и судьбы, и воздаяние за человеческие поступки. Закон причинности.