Мокша - высшая ступень нравственного совершенства души, окончательное спасение души, единственный путь освобождения от бесконечных перерождений.

4. Ахимса – это единство всех форм жизни на Земле, ненасилие и непричинение зла всему окружающему.

Особенностью индийской философии является её интеллектуальная терпимость. Со времён раннего Средневековья сложилась традиция делить все философские учения Древней индии Дарманы на 2 группы:

1.Ортодоксальная, то есть признающие авторитет вед: Веданта (IV- II вв. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. до н. э.), Ньяя (III в. до н. э.), Йога (II в. до н. э.), Вайшешика (VI – V вв. до н. э.).

2. Неортодоксальные чарвака - локаята, джайнизм (IV в. до н. э.), буддизм (VII – VI вв. до н.э.).

Тема 14. Древнекитайская философия.

Возникла в I тыс.до н. э. Человек в этот период отождествляет с природой и космосом. В происхождении Вселенной наблюдаются зачатки натурфилософии, но несмотря на это в философии проявились мифологические воззрения, которые были связаны с духами или божествами, и это прежде всего относится к духам Янактивная мужская сила, Инь – пассивная женская сила. Эти космогонические идеи были изложены в Древнекитайском тексте. («Книга перемен»). В период V – III вв. до н. э. возникают 100 философских школ: Даосизм, Конфуцианство, школа Маоистов, Легизм - школа законников.

Основателем школы Даосизма является Лао-цзы. Основная идея Дао - путь. Основные изменения человека - следование Дао. Основной принцип даосизма – это теория недеяния.

Основоположником конфуцианства является Конфуций. Основные проблемы философии Конфуция:

1. Система этических норм,

2. Политические вопросы,

3. Поведение личности,

4. Общественное управление.

Жэнь (человеколюбие) и Ли (церемония, ритуал) - это категории конфуцианской этики. Принцип жэньгласит: «Чего не желаешь себе, то не делай другим».Лирегулирует отношения между людьми, управителями и их подданными и является фундаментом, на котором строится социальная структура китайского общества.

Центральной идеей является человек как венец природы, наделённый сознанием и волей. Основная формула конфуцианства: «управлять - значит поступать правильно», и это является нормой поведения.

Основоположником Маоизма был Мо – цзы (Мо Ди). Со II в. до н. э. школа перестала существовать.

Основоположником Легизма был Шан – Ян разработал теорию «деспотичного государства» и сформировал основную концепцию легизма «об управлении обществом и государством».

Выступая против конфуцианства, легизм утверждал, что человеколюбие причина всех проступков, что политика не совместима с нравственностью.

В развитие Китая, его государственности значительную роль сыграли легизм и конфуцианство.

Тема 15. Философия Нового времени.

Возникла в XVI – XVIII вв. в Европейских странах.

Основная задача методология познания. Чертами философии нового времени является механицизм, то есть абсолютизация законов механики, перенесение их на все виды движения, и деизм признание бога первопричиной развития природы и общества. Эти черты характерны для антологии.

Основные представители: Галилей, Геплер, Ньютон.

Основные философы: Ф. Бэкон (Англия), Р.Декарт, Паскаль (Франция), Б.Спиноза (Голландия), Лейбниц (Германия) XVII в. – «век гениев», так как в этот период происходит взлёт философской и научной мысли.

Для этого периода характерно 2 направления:

1.Эмпиризм (Бэкон) основные произведения: «Новый Органон» (в честь Органона Аристотеля). Его считают основателем эмпиризма, потому что он придавал главное значение опытным наукам, наблюдению и экспериментам. Критерий значения лежит в опыте. Афоризм: «Значение сила, так как сила стимулирует человека к действию. Основным методом науки Бэкон считал индукцию – это движение от единичному к общему. Критиковал схоластику, так же считал, что его новый метод требует освобождение человеческого разума от всякого рода предвзятых идей, которые он называет «идолами».Дедукция – метод мышления при котором новое положение выводится логическим путём из предшествующих.

2. Рационализм (Декарт, Картезия). Основные произведения «Рассуждение о методе», «Начало философии». Главная роль в процессе познания принадлежит дедукции. Основное изречение: «Мыслю, следственно существую». Основным критерием познания является разум. Универсальный метод познания носит название «Универсальная математика». В разработке этого метода Декарт основываемая на понимании мира как машины, совокупности различных агрегатов. Субстанция является дуализм. Субстанция – это объективная реальность. Материальная субстанция отождествляется с природой, которая обладает протяжностью, а духовная субстанция- это мышление.

Б. Спиноза: разработал монистическое «Учение о мире как единой субстанции». Основная идея: отождествление бога с природой, т.е. он определял субстанцию как causa sua, то есть причиной самой себя. Он отличал субстанцию от мира отдельных конечных вещей, то есть модусов – это видоизменение субстанции. Основные произведения: «Богословско-политический трактат», «Этика». Высшим видом интеллектуального знания считал умственную интуицию.

Лейбниц: «Учение о множественности субстанций». В его философии сочетаются идеи эмпиризма и рационализма. Субстанциями по Лейбницу является монады. Основное произведение: «Монадология». Монада называется душой, когда в ней чувства, и духом когда в ней есть разум. Самой высшей монадой считается бог.

В XVII в. формируется механистическая картина мира, которая просуществовала в естество знании и философии до XIX в.

Тема 16. Немецкая классическая философия.

Большое влияние на формирование немецкой классической философии оказали философы просвещения Лейбниц, Вольф, Декарт, Спиноза, Гердер и другие. Период существования 2 пол. XVIII в. – сер. XIX в. Основные представители: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель.

Для немецкой классической философии характерно формирование типа философии, выступающее как теоретическое самосознание культуры. Впервые немецкие философы осознают, что человек живёт не в мире природы, а в мире культуры.

В постклассический период гносеологический и онтологический вектор в большой степени перемещается на проблему сущности и бытийностей человека. Особую значимость приобретает духовно практическая активность человека. Акцент делается на целенаправленное освоение действительности индивида. Для неё также характерно соединение идеализма и диалектики (Гегель).

Главными созидательными силами человека является разум, нравственность, общение и труд. Развивается учение о практике, то есть ключевой роли в освоении внешнего и внутреннего мира. Растёт могущество человека, его свобода и ответственность (Фихте, Гегель). Изучаются различные способности души, в том числе в сфере бессознательного (Кант, Шеллинг).

Утверждается достоинство личности (святость человека в лице каждого) (Кант). Провозглашается гуманистический идеал: свободное развитие каждого как условие свободного развития всех (Кант).

Основателем немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804). Кант в философии совершил «коперниканский» переворот: от метафизики абсолютных первоначал он перешёл к человеческому субъекту. Если Коперник считал, что не звёзды находятся в движении, а сам наблюдатель, то Кант утвердждал что не субъект вращается вокруг объекта, а объект вокруг субъекта.

В сфере познание деятельность протекает по своим законам. Главные произведения: «Критика чистого разума», (теория познания); «Критика практического разума» (этическое учение); «Критика способностей суждения» (эстетика). В его творчестве выдают 2 периода: Докритический (1746-1770 гг), Критический (1770-1804 гг.)

Главным в V периоде является космологическая проблематика, то есть вопросы происхождения и развития Вселенной. В своей работе «Всеобщая естественная теотория и теория неба». Кант рассматривает идею самообразования Вселенной из первоначальной туманности. Опираясь на законы Ньютона, Кант объясняет вознесение солнечной системы. Его космогоническую идею в дальнейшем развил Лаплас, которая вошла в историю Канта – Лапласа. Второй важной особенностью деятельности Канта является переход от онтологической, космогонической проблемы к вопросам гносеологического и этического порядка. Этот период называется критическим, так как вышли две его важнейшие работы: (2), в которой он подверг познавательные возможности человека, 4 (1). В этих работах Кант ставит основные вопросы:

1) что я могу знать?

2) что я должен делать?

3) на что я могу надеяться?

В ответах на эти вопросы раскрывается сущность его философской системы.

В работе Кант даёт определение метафизике как науке об абсолютности, но в границах человеческого разума. Знания по Канту основаны на опыте и чувственном восприятии. Человек пытается проникнуть в сущность вещей, но сущность не познаваема и называется Кантом «вещью в себе».

Теория познания Канта основывается на существовании доопытного, априорного знания, является врождённым. Пространство и время рассматриваются как чистые формы созерцания. От чувств процесс познания переходит к рассудку, а от него к разуму. Способность к сверхчувственному познанию Кант называется трансцендентальной апперцепцией, это значит, что человеку уже при рождении дана способность ориентироваться в пространстве и во времени.

Философская система Канта называется критическим (трансцендентальным) идеализмом.

Трансценденталии – это доопытные сверхчувственные понятия, которые познаются только интуитивно. На этапе познания мира через практический разум человек использует знания, полученные с помощью чистого или теоретического разума.

Практический разум ориентирует человека на его поведение в обществе. Основой поведения субъекта является автономная воля и правила или максимы, которые побуждают человека к поступкам. Самым существенным регулятором поведения, ограничивающим его волю, является моральный закон, категорический императив. Поведение человека основывается на 3 максимумах:

1. Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом.

2. В поступках исходи из того, что человек – это наивысшая ценность.

3. Все поступки должны делаться на благо обществу.

Категорический императив-правило, требующее обязательного исполнения.

Этическое учение Канта ориентирует человека и общество на моральные ценности. Поэтому вся мораль в обществе должна основываться на соблюдении чувства долга.

Опираясь на категорический императив, Кант пытался изменить жизнь людей и создать новый общественный строй, этический.

Творчество Канта продолжил Фихте, так как только в обществе, в котором поведение людей регулируется добровольным исполнением моральных законов и прежде всего категорического императива, могут дать истинную свободу человека и сформулированный Кантом моральный закон категорический императив: «поступай так, чтобы твоё поведение могло стать всеобщим правилом».

Основные концепции Фихте называется «наукаучения». Он считал, что философия – это основополагающая наука, помогающая выработать единый метод познания. Главное в его познании – это интеллектуальная интуиция. В процессе познания объект и субъект взаимодействуют между собой.

Процесс познания имеет 3 этапа:

1. Я утверждает себя само и создаёт само себя.

2. Я противопоставляет себя не - Я, или объекту.

3. Я и не - Я, ограничивая друг друга, образует синтез.

Гегель: философия Гегеля считается вершиной Западно - философской мысли. Основные произведения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук».

Соответственно его философская система состоит из 3 частей:

1. Философия Духа

2. Логика.

3. Философия Природы.

Логика – это важнейшая часть его системы – это область чистой мысли, существующая до субъекта и объекта. Логика предшествует истории и природе, она их творит. Логика состоит из 3 частей: учение о бытии, сущности и понятиях. Субъективная логика – учение о человеческом мышлении зависима от объективной логики учение о диалектическом саморазвитии абсолютной идеи, которая предшествует ей.

Главная философская идея Гегеля – это постижение мира при помощи понятий. Для Гегеля характерно открытие основных законов диалектики.

Причиной движения является противоречие, он вывел учение о диалектическом развитии как качественном изменении, переходе от высших форм к низшим.

Последователь Гегеля, которое взяли на вооружение его диалектический метод, называется владогегельянцами. Они желали изменение государственного строя, желали государственных реформ.

В противоположность им стали старогегельянцы – это сторонники старой формы жизни, оправдывали разумностью действительность феодально-сословного государства.

Фейербах – это представитель владогегельянцев, материалист, но в проблемах общества он был сенсуалистом. В тории познания был сенсуалистом, разработал основные принципы гуманизма и считал, что человек часть природы.

Он является родоначальником антропологического материализма. Он считал, что исторические эпохи различаются в религиозном сознании.

Любовь к богу выражается и в любви к человеку, так как бог есть отчуждённая сущность человека.

Через религию человек выражает, своё чувство любовь нравственное перерождение людей становится двигателем общественного развития. Его философия завершила классический этап народной философии и заложила основы немецкого материализма.

Тема 17. Общество как процесс.

Даже поверхностный взгляд на историю человечества позволяет отметить тот факт, что общество не находится в неизменном состоянии, а постоянно изменяется. Откуда мы и куда идем, чего ждать от настоящего и будущего – вот вечные темы размышлений философов об обществе и его истории.

Диалектика рассматривает общество в состоянии изменения, т.е. изучает его как процесс. Процесс (от лат. processum – продвижение) -это последовательное изменение состояния объекта. Социальная философия осмысляет общественно-исторический процесс.

Общественно-исторический процесс – это последовательное изменение состояний общества.

Процесс развития общества осуществляется в 3-х парадигмах формационных, цивилизационных, культурологических.

Если общественные события выстраиваются в необратимый ряд причин и следствий и имеют направленность, то можно говорить о развитии общества. Общественное развитие многосторонне, на каждом этапе реализуются различные варианты событий. Социальная философия использует понятия прогресса и регресса для характеристики направленности развития.

Процесс – это последовательное изменение состояния субъекта. Изменение могут осуществляться как прогрессивно так и регрессивно.

Прогресс – это поступательное, восходящее развитие общества, представляющее собой переход к более совершенным формам.

Регресс – это нисходящее развитие, представляющее собой возращение к прежним обычным формам.

Представители прогресса - французские просветители Вольтер, Дидро защищали идею прогрессивного, а Жан-Жак Руссорегрессивного развития европейского общества.

Дискуссия о направленности общественного развития (прогрессивном или регрессивном варианте) с необходимостью привела к обсуждению проблемы критериев (от греч. criterion – мерило) общественного развития.