Методические рекомендации.

1. Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны и 1831 г. - годом смерти Гегеля-с другой. Тем не менее по целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития.

Классическая немецкая философия представляет собой преемственный ряд философских учений Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Оригинальность их подхода заключается в том, что главной философской проблемой стала проблема тождества субъекта и объекта, которая решалась в рамках идеалистической традиции. Как бы альтернативой идеалистической философии в немецкой классике является антропологический материализм Л.Фейербаха. Немецкая философская классика завершает историю западной философии от Сократа до Гегеля. Она продемонстрировала возможности и границы рационально-логического философствования.

Родоначальником немецкой классики является И. Кант, прошедший в своем творчестве два периода: докритический и критический, принципиальные отличия которых, в обязательном порядке, следует уяснить курсантам. Наибольший интерес представляет критическая философия И.Канта, сущность которой изложена в трех работах: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Для понимания сущности философии Канта, необходимо представлять структуру познания: от чувственности через рассудок к разуму с его антиномиями, а также такие понятия, как «априорность», «трансцендентальность», мир феноменальный и мир ноуменальный. Важное значение в его философии имеет соотношение мира «вещей в себе» и «мира явлений», а также нравственные проблемы, сущность категорического императива.

Главная заслуга Канта заключается в новом подходе к природе познания, его возможностям и границам. Он впервые предложил понимать знание не как отражение действительности, а как ее конструирование сквозь призму присущих разуму и рассудку априорных схем и принципов. Кант был убежден, что одних средств науки недостаточно для создания полной и адекватной картины мира. Указав науке ее пределы, Кант провозглашает самостоятельность эстетического и нравственного мышления.

2. Второй вопрос, посвященный философии Гегеля, следует начинать с рассмотрения понятия «Абсолютная идея» и выявление сущности принципа тождества мышления и бытия, затем уяснить предмет философии как «науки наук», сущность системы и значимость диалектического метода не только для его философии, но и для последующей философской мысли.

При работе над вопросом предлагается следующий план:

- истоки гегелевской философии;

- основные принципы гегелевской диалектики: историзм и системность;

- тождество субъекта и объекта у Гегеля;

- история как сознание свободы, три уровня философско-исторического

процесса по Гегелю;

- идея “конца истории”;

- философско-правовая концепция Гегеля.

Следует четко представлять составные части гегелевской системы: логику, философию природы и философию духа, а также сущность противоречия между системой и методом его философии. Заслуга Гегеля заключается в том, что он смог показать диалектический характер развития действительности, где философия является способом и средством самопознания действительности, познание разумом самого себя. Именно историзм сообщает гегелевской философии диалектический характер, но, поскольку источником развития является здесь теоретическая, а не практическая деятельность, эту односторонность его учения пытается преодолеть Л. Фейербах.

3. За исключением немецкой философской классики XVIII – XIX веков, западная рационалистическая философия не считала область права заслуживающей отдельного внимания. Поэтому, хотя говорят о философско-правовых взглядах Платона, Аристотеля или Фомы Аквинского, их нельзя назвать философией права в строгом смысле этого слова. Объясняется это в первую очередь неразвитостью самого права, его незначительной ролью в жизни человека и общества. Гораздо больше внимания в классической традиции уделялось проблемам практической философии, под которой в первую очередь понималась философия морали. В контексте обсуждения таких проблем, как сущность добра, природа справедливости, условия хорошей жизни, предпринимались попытки обоснования нравственных и правовых законов, регулирующих общественный порядок и поведение отдельных индивидов. От Сократа до Канта философская рефлексия права сводилась лишь к обоснованию позитивного права посредством установления его связи с надпозитивным источником. Синонимом философии права вплоть до XIX века было “естественное право”. Основной классической работой по философии права считается труд Гегеля с одноименным названием, где предметом философии права объявляется “… идея права – понятие права и его осуществление”[1]. Гегель, в полном соответствии с традиционным взглядом на философию, полагал, что сущность права предзадана, то есть существует объективно в виде идеи права, а задача философии состоит только в том, чтобы вскрыть, обнаружить, артикулировать эту сущность. Философия права, таким образом, есть метафизика права, снимающая покровы с тайны права, демонстрирующая его подлинный смысл. Сам Гегель объявлял свою философию завершающей ступенью самопознания Абсолютного духа и признавал, что рациональный дискурс исчерпал себя, завершив восхождение от абстрактного к конкретному. Философию Гегеля, поэтому, считают резюмирующей, завершающей философией платоновской традиции.

4. Альтернативой гегелевской философской мысли в немецкой классике является философия Л.Фейербаха, провозгласившего философию будущего не чем иным, как антропологией, главной проблемой которой является человек и его счастье. В этом вопросе следует осмыслить сущность антропологического принципа в философии немецкого мыслителя, понимание сущности человека и сенсуалистической теории познания, а также значимость его работ по философии религии.

Главную ценность в философии Фейербаха представляет учение о человеке. Выработка этого учения происходила в процессе критики религии и идеализма. Критикуя религию за ее стремление парализовать волю человека, Фейербах взамен предлагает культ человека, обоготворяя его, считая, что главными в жизни являются межличностные отношения, основанные на любви и доброжелательности. В центре внимания Фейербаха – не отвлеченное понятие материи, а человек как психофизическое единство, т.е. единство души и тела, поэтому его философия и называется антропологическим материализмом.

Концепция Фейербаха, возникшая как реакция на учение Гегеля, толкует человеческую природу преимущественно биологически и поэтому в дальнейшем была преодолена последующим ходом развития философской мысли.

Тесты для самоконтроля

 

1.Какая из перечисленных проблем является центральной для немецкой классической философии?

а) Проблема человека;

б) Проблема метода научного познания;

в) Проблема тождества субъекта и объекта;

г) Проблема природы государства и права.

 

2.Что означает понятие «априорности» в философии Канта?

а) Априорный-значит основанный на опыте;

б) Априорный-значит «доопытный»;

в) Априорный-значит материальный;

г) Априорный-значит недоступный познанию.

 

3.Кто из названных ниже философов является автором высказываний: «Все действительно разумно, все разумное-действительно»?

а) Декарт;

б) Фихте;

в) Фейербах;

г) Гегель.

 

4.Что означает в философии Канта термин «вещь в себе»?

а) Внутреннюю структуру предмета

б) Независимое от человека и недоступное его познанию существование мира самого по себе

в) Загадочное и необъяснимое явление

 

5.Кто из перечисленных мыслителей является теоретиком концепции антропологического материализма?

а) Гегель;

б) Фихте;

в) Фейербах;

г) Лейбниц.

 

6.Кто из перечисленных мыслителей является автором работы «Феноменология духа».

а) Гегель;

б) Фихте;

в) Фейербах;

г) Шеллинг.

Семинар по теме "Русская философия".

 

Вопросы для обсуждения:

1. Русская философия: ее проблематика и особенности.

2. Философские взгляды славянофилов и западников.

3. Традиции материализма в русской философии (М.В. Ломоносов, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин).

4. Русская религиозная философия: основные направления и представители (В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, П.А. Флоренский).

 

Основные понятия по теме:

 

Соборность «Философия общего дела» София

Всеединство Интуитивизм Абсолют

«Русская идея» Славянофильство Космизм

 

Литература по теме:

Основная:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия:Учебник.- 4 изд., переработ. – М.: Изд-во «Проспект», 2008.

2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: учебное пособие-5-е изд.- М.: Изд-во «Проспект», 2008.

3. Ильин В.В. Философия: учебник. В 2 т. Ростов/н Д: Феникс, 2008.

4. Философия. Учебник для юридических вузов. - 4 изд., переработ – СПб.: СПбУ МВД России, 2010.

Дополнительная:

1. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. – СПб.: СПбГУ, 2010.

2. Зеньковский В.В. История русской философии. – М.: Высшая школа, 2008.

3. История философии. Учебник для вузов. 2 изд., переработ. и доп. - Ростов/н Д: Феникс, 2010.

4. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Высшая школа, 2010.

5. Русская философия. Энциклопедический словарь. – М.: Республика, 2008.

6. Философия. Альбом структурно-логических схем.– СПб.: СПбУ МВД России, 2002.