Методические рекомендации

1. При изучении первого вопроса необходимо уяснить, что средневековая философия представляет собой синтез теологии и античной философской мысли. Она сохранила преемственность интеллектуальных навыков и развила понятийно-логический аппарат, созданный в античной культуре. Важнейшими особенностями средневековой философии являются: теоцентризм, состоящий в том, что главной регулятивной основой философии становится идея Бога; абстрактность теоретических построений, оторванных от практики; рассмотрение текста и слова Библии в качестве основы и источника философского познания (что определило ведущую роль таких методов, как дедукция и интерпретация).

Далее следует обратить внимание на понимание смысла самого названия первого этапа средневековой философии. Это название связано с созданием работ “отцов церкви”, заложивших основы Священного предания. Важнейшими философскими темами становятся: учение о Христе как посреднике между Богом и человеком; тринитарная проблема, т.е. учение о соотношении ипостасей Бога-отца, Бога-сына и святого духа; креационизм - учение о творении мира Богом; теодицея -объяснение, почему в мире существует зло, если Бог добр и справедлив, и эсхатология- учение о конечных судьбах мира и человека. Следует обратить внимание на проблему соотношения веры и разума, которая в эпоху патристики рассматривается через их противопоставление друг другу, при этом высказывается достаточно широкий спектр мнений, от полной непримиримости веры и разума (Тертуллиан - “Верю потому, что нелепо”) до идеи их взаимодополнения (Августин - “Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь”).

2. При изучении второго вопроса курсанты должны понять, что термин «схоластика» обязан своим названием “школьным”, университетским курсам философии. В этот период происходит переосмысление главной задачи, стоящей перед философией. Она трактуется как обоснование и систематизация религиозных дóгматов. Считается, что потенциально “абсолютная истина” дана в Библии и трудах Аристотеля, но ее надо актуализировать, т.е. логически вывести путем правильных умозаключений. Соответственно этому, меняется и трактовка соотношения веры и разума, они уже не противопоставляются друг другу, а рассматриваются в отношении определенной взаимосвязи. Важно обратить внимание на средневековый спор об универсалиях. Его предметом явился вопрос о том, что существует в действительности: общее или единичное? Были высказаны две позиции: 1) реалистов, которые, вслед за Платоном, считали, что общее существует самостоятельно, независимо от единичного, а единичное либо совсем не существует, либо в своём существовании зависит от общего и является второстепенным, временным, преходящим (Ансельм Кентерберийский, Аврелий Августин); 2) номиналистов, полагавших, подобно Аристотелю, что реальным существованием обладает лишь единичное, а общее существует только в сознании человека, как имя, даваемое для группы сходных предметов (Росцелин, Пьер Абеляр и др.).

Философия Ф. Аквинского представляет собой всеохватывающую системурационального обоснования и систематизации христианской догматики, на основе аристотелевской философии, применительно к новым историческим условиям, сложившимся в Западной Европе в XIII веке. Проблематика его философии чрезвычайно обширна. Нет возможности, да и необходимости, рассматривать ее всю, тем более что основная ее часть – это проблематикатеологическая, а не философская. Мы остановимся лишь на центральной проблеме философии Ф. Аквинского - проблемесоотношения знания и веры. Сутьконцепции самого Ф. Аквинского состоит в следующем.Цель философии и теологии одна - познание истины. Существуеттри пути познания истины:с помощью разума, путем откровения и с помощью интуиции. Каждый из этих путей ведет к истине, но они далеко неравноценны.

Завершить анализ философии Ф. Аквинского и всейсхоластики в целом, можно словами Б. Рассела: «В этой философии мало истинного философского духа... Прежде чем Аквинский начинает философствовать, он уже знает истину: она возвещена в католическом вероучении. Если ему удается найти убедительные рациональные аргументы для тех или иных частей вероучения тем лучше; не удается - Аквинскому нужно лишь вернуться к откровению. Но отыскание аргументов для вывода, данного заранее - это не философия, а система предвзятой аргументации».

3. Изучая философию эпохи Возрождения необходимо обратить внимание на следующие моменты: философия Возрождения не только отвергала религиозную ортодоксию, но и опиралась на культуру средних веков. Она синтезировала платонизм и неоплатонизм с реализмом. Эстетическое отношение к религиозному культу позволило преодолеть религиозный консерватизм и, вместе с тем, сохранить уважительное отношение к традиции.

Основными особенностями философии Возрождения являются: 1) антропоцентризм,рассмотрение человека в качестве центра и смысла мироздания; 2) гуманизм, основанный на признании ценности человека как личности, утверждении его прав на свободу, счастье, равенство, справедливость; 3)индивидуализм, проявляющийся в утверждении самоценной, свободной и неповторимой творческой личности; 4) субъективизм, состоящий в раскрытии мира не в его объективной данности, а через призму внутреннего мира человека; 5)секуляризация, означающая отделение философии от теологии и церковных институтов. В заключение данной темы необходимо указать на всемирно-историческое значение средневековой философии и философии эпохи Возрождения.