рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Диалектика Гегеля.

Диалектика Гегеля. - раздел Философия, Предмет философии и его задачи Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Диалектика Гегеля Против...

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831).

Диалектика Гегеля противостоит метафизики Аристотеля. Аристотель сформировал законы мышления, познающего мир: Гегель – законы развития самого мира.

Таких законов 3закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.

Центральное место в системе Гегеля занимает логика и её предметом является Абсолютная идея, развёртывающая свои моменты как категории, составляющие основу действительности.

Логику Гегеля составляют учения о бытие, сущности и понятии.

Результат становление – наличное бытие. Оно, по Гегелю, содержит в себе три ступени: качество, количество и меру.

«Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определённость, так что нечто перестаёт быть тем, что оно есть, когда оно теряет своё качество. Качество есть, напротив, внешняя бытию, безразличная для него определённость».

Мера есть единство качества и количества. Качеств связано с количеством таким образом, что постоянные количественные изменения, превышая определённую меру, приводят посредством скачка к возникновению нового качества (2-ой закон диалектики). Как пример действия этого закона можно рассмотреть процесс нагревания воды. Последовательно количественные изменения температуры приводят в определённый момент времени к скачкообразному изменению качества – вода превращается в пар.

КОРОЧЕ:

Диалектическая система Гегеля состоит из 3-х частей: логики, философии природы, философии духа.

Существенную роль понятие диалектики играет в философии Гегеля. Для него диалектика — это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика, согласно Гегелю, — «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…». Глубинной основой гегелевской диалектики является средневековая концепция истории — развитие применительно к человеческому обществу христианской доктрины Бога и человека, так что диалектикa Гегеля — это распространение не только на общество, но и на природу ключевых идей христианского понимания связи Бога и человека. Основные идеи гегелевской диалектики сводятся к следующему: «…Все конечное, вместо того, чтобы быть прочным и окончательным, наоборот, изменчиво и преходяще», поскольку, «будучи в себе самом другим, выходит за пределы того, что оно есть непосредственно, и переходит в свою противоположность». Высшей ступени своего развития диалектика в идеалистической форме достигла в философии Гегеля (177О-1831), который был великим представителем объективного идеализма. Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы - в "Науке логики" - Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в "Философии природы". Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "Философию духа". Здесь абсолютная идея становится по Гегелю "абсолютным духом". Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер. Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении, в развитии. Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики и целиком направлено против метафизики. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. В этих трех принципах, хотя и в идеалистической форме, Гегель вскрыл всеобщие законы развития. Впервые в истории философии Гегель учил, что источником развития являются противоречия, присущие явлениям. Мысль Гегеля о внутренней противоречивости развития была драгоценным приобретением философии.
Выступая против метафизиков, рассматривавших понятия вне связи друг с другом, абсолютизировавших анализ, Гегель выдвинул диалектическое положение о том, что понятия взаимосвязаны между собой. Таким образом, Гегель обогатил философию разработкой диалектического метода. В его идеалистической диалектике заключалось глубокое рациональное отражение. Рассматривая основные понятия философии и естествознания, он в известной мере диалектически подходил к истолкованию природы, хотя в своей системе он и отрицал развитие природы во времени. В Гегелевской философии существует противоречие между метафизической системой и диалектическим методом. Метафизическая система отрицает развитие в природе, а его диалектический метод признает развитие, смену одних понятий другими, их взаимодействие и движение от простого к сложному. Развитие общественной жизни Гегель видел лишь в прошлом. Он считал, что история общества завершится конституционной сословной прусской монархией, а венцом всей истории философии он объявил свою идеалистическую систему объективного идеализма. Так система Гегеля возобладала над его методом., Однако в гегелевской идеалистической теории общества содержится много ценных диалектических идей о развитии общественной жизни. Гегель высказал мысль о закономерностях общественного прогресса. Гражданское общество, государство, правовые, эстетические, религиозные, философские идеи, согласно гегелевской диалектике, прошли длинный путь исторического развития. Если идеалистическая система взглядов Гегеля носила консервативный характер, то диалектический метод Гегеля имел огромное положительное значение для дальнейшего развития философии, явился одним из теоретических источников диалектико-материалистической философии. Таким образом, историческая роль философских учений немецких философов конца XVIII - начала XIX вв., в особенности Гегеля, состояла в развитии этими выдающимися мыслителями диалектического метода. (О логике говорили выше.) Философия природы содержит 3 раздела: механика, физика, органическая физика. Философия духа выступает как завершающая часть системы Гегеля и тоже распадается на 3 раздела: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. Учение о субъективном духе изображает становление индивидуального знания, его телесных, душевных и интеллектуальных органов. В учении об объект. духе Гегель рассматривает социано - политическую жизнь человечества, в рамках которой абсолютная идея проходит через ступени права, семьи, нравственности. Развитие общества Гегель трактует как прогресс в сознании свободы, которого необходимо познать в его внутренней необходимости. В учении об абсолют. духе Г. Рассматривает диалектику движения к истине общественных форм сознания: искусства, религии, философии. Искусство выражает абсолютную идею в форме созерцания, религия – в форме представления, и лишь в философии абсолютная идея обретает абсолютную форму – понятие.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет философии и его задачи

В вопросе о смерти или бессмертии души Сократ придерживался взглядов орфиков Душа бессмертна тело могила души умирает тело начинает жить... Сокра т др греч ок... Баденская школа...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Диалектика Гегеля.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет философии и его задачи
Слово «философия» было синонимом зарождающейся теоретической мысли. Философское мышление воплотило в себе интеллектуальное стремление не просто накопить массу сведений, а понять мир как целостный и

Основные особенности русской философии
В России в отличии от Греции или Германии философия никогда не была главенствующей отраслью культуры, поэтому ее развитие шло в русле задач, поставленных другими отраслями. Русская философия сохран

Древнеиндийская философия
Одна из древних философий в мире, зарождение ее относят к X-IX вв. до н.э. Основные черты древнеиндийской философии: - синтетический подход, когда любая философская проблемы иссле

Постструктурализм
Постструктурализм — философское направление, методология культурного анализа. Был распространён в 1970-е и 1980-е годы. Основание постструктурализма связывают с политической нестаб

Древнекитайская философия
Китайская культура исходит из того, что «рождение – начало человека, смерть - его конец…Смерть наступает один раз, человек не возвращается». Среди натурфилософских представлений Древнего Китая след

Структурализм
В философском плане структурализм представлен как идеями самих ученых- структуралистов, так и особой идеологией структурализма, распространившейся во Франции в 60-х г. XX века. Философский структур

Основные особенности философии в Древней Греции
Философия Древней Греции отражала своеобразие общественной системы, в которой она возникла. Это был путь от мифологии, мифологического сознания к элементам первых научных знаний. Древнегреческие фи

Франкфуртская школа и ее представители
Фра́нкфуртская шко́ла — критическая теория современного (индустриального) общества, разновидность неомарксизма. Основные представители: Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Ге

Милетская школа и ее представители
Милетская школа - первая философская школа античной Греции.. Представление о мельчайших частицах, из которых состоят все тела, принадлежит Анаксагору (ок. 500-428 до н.э.), который называл их гомео

Аналитическая философия: Г. Фреге, Б. Рассел, Л. Витгенштейн
Идея «аналитической философии» состояла в том, что философия, по Расселу, должна расщеплять сложные идеи на простые, пока это не приведет к обнаружению подлинной структуры мира Анализ пара

Гераклит
Гераклит (ок. 544-483 до н.э.) считался основоположником античной диалектики. Основное его положение – «все движется и ничего не покоится» и, поэтому « нельзя дважды войти в ту же самую реку»

Герменевтика
Герменевтика ( греч.hermeutikos – разъясняющий, толкующий) – искусство и теория истолкования текстов. Истоки герменевтики как филологической теории понимания и истолкования прослеживаются в древнег

Пифагор
Пифагор Самосский (570—490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Историю жизни Пифагора трудно отделить

Экзистенцализм и его представители
Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акце

Элейская школа: проблемы бытия
Э.ш. – древнегреческая философская школа конца VI – первой половины V в. до н.э. Главные представители э.ш.: Парменид, Зенон Элейский, Мелисс с о. Самос. Элеаты считали, что есть только бы

М. Хайдеггер
М.Х. – немецкий философ, экзистенциалист. Основная философская программа Х. представлена в «Бытии и времени» (1927) фундаментальной онтологией, главной задачей которой является сосредоточение внима

Атомизм Левкиппа и Демокрита
Левкипп считается учителем Демокрита. Отделить взгляды одно от другого порой невозможно. Предполагают, что Левкиппу принадлежит первенство введения в философию понятия атома пустоты, в которой атом

Феноменология Э.Гуссерля
Э.Г. - немецкий философ, родоначальник феноменологии, ученик Бренто. Э.Г. разработал основные положения феноменологии, единственной дисциплины, способной, на его взгляд, сделать философию

Софисты
С. - группа древнегреческих философов сер. V – перв. пол. IV вв. до н.э. ( Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Алкидам, Критий и др. Древнегреческое «софистэс»означает мастра, знатока. мудр

Немецкий историцизм: О. Шпеглер, М. Вебер
Шпеглер О. – немецкий философ (1880-1936), представитель философии жизни. Философия истории, которой посвящено все его творчество, и есть, с его точки зрения, подлинная философия. Мировую известнос

Философские аспекты учения З. Фрейда и К.Г. Юнга
Сведения о З. Фрейде, его жизни и научных работах . Разработанная молодым венским врачом З. Фрейдом теория личности представила человека не как существо разумное и осознающее своё поведени

Платон и его значение
П. (427-347 гг. до н.э.) - самый известный из учеников Сократа. П. также посвятил свою жизнь исканию истины и достиг в этом совершенства. Главные произведения: «Пир», «Федон», «Федр», «Парменид», «

Неокантианство: маргбургская и баденская школы
Н.- философское направление, возникшее в 60-е гг. 19 века в Германии как реакция на материализм и позитивизм, господствовавшие в интеллектуальной Европе в середине столетия. Становление Н. было свя

Аристотель
А. ( 384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ. Выдающийся ученик Платона, один из слушателей его Академии. В течении трех лет руководил воспитанием юного Александра Македонского. Вер

Ф. Ницше
Фридрих Ницше – немецкий философ, представитель иррационализма. В философии Ницше выделяется три периода. На первом этапе Н. продолжает учение Шопенгауэра, второй этап отмечен сближением Н. с позит

Эпоха эллинизма: общая характеристика и основные течения
( скептицизм, стоицизм, эпикурейство) Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Мак

Европейский позитивизм второй половины 19 века
Е.п. возник во Франции в 30-е годы. Своими идейными корнями восходит к Д, Аламберу, Кондильяку, Тюрго и Кондорсэ, его теоретические предпосылки были сформулированы Сен-Симоном, а непосредственная р

Неоплатонизм Плотина.
Неоплатонизм – последний этап развития античного платонизма (3-4в.в.). Основоположник Неоплатонизма был Плотин, учившийся в Александрии у Аммония Саккаса, который излагал свои мысли только устно.

Марксизм и его значение.
Марксизм – широкий конгломерат различных теорий, учений, направлений, так или иначе связанных с учением К.Маркса и Ф.Энгельса. Марксизм представляет собой комплекс взглядов политических, э

Средневековая философия и её значение: патристика и схоластика.
Роль философии в Средние века была служебной. Ограниченность средневековой философии Гегель объяснял так: «… Греческая философия мыслила свободно, а схоластика несвободно, так как последняя брала с

Марксистская философия
Маркс выступал против распространенного в современной ему Германии «третирования» философии Гегеля и объявляет себя его учеником. Критикуя Гегеля, Маркс ставит вопрос о материалистической переработ

Коммунизм
Коммунизм, по мнению Маркса[источник не указан 1585 дней], — необходимый этап закономерного развития общества. Степень развития производительных сил определяет ступень, до которой

Марксизм как официальная идеология
Основные статьи: Социалистические страны, Марксизм-ленинизм В ряде государств в течение тех или иных исторических периодов у власти находились различные п

А.Шопенгауэр
А.Шопенгауэр – немецкий философ (1788-1860). Основное произведение «Мир как воля и представление», источником для написания которого, по его утверждению, стали Кант, Платон и Веды. Философ

Философия эпохи Возрождения. Общая характеристика.
(15-16в.в.) В философии Возрождения существовали различные течения, различные течения, различные мысли Гуманисты открывали новые и переосмысливали старые тексты античных авторов, переводя их с язык

Начало новоевропейской философии: Ф.Бэкон и Р.Декарт.
Отличие новоевроп. фил. от древнегреч. В том, что исчезает идея блага как высшая. Вместо вопроса «Где истина?» главным становится вопрос «Как возможно понять её?» На первое место

Шеллинг
Шеллинг Фридрих Йозеф (1775-1854), нем. Философ, представитель немецкой классической философии. Философские взгляды Шеллинга претерпевали сложную эволюцию, которую можно поделить на следую

Общая характеристика творческих периодов
Философия Шеллинга не представляет собой вполне объединённого и законченного целого, а скорее несколько систем, последовательно развитых им в течение жизни. Первый период в развитии философии Шелли

Влияние натурфилософии
Натурфилософия Шеллинга, сравнительно с другими периодами его философской деятельности, имела наибольшее влияние и успех; в ней находили удовлетворение люди самых различных интересов. Для представи

Английский эмпиризм: Гоббс, Локк.
Эмпиризм – направление в теории познания, считающее чувственный опыт основным источником знания. Джон Локк (1632-1704) англ. философ – просветитель. Локк анализировал гносеологиче

Влияние предшествующих философских систем, главным образом Канта и Спинозы.
От Спинозы Фихте заимствовал рационалистический дух его системы. Если Спиноза стремится more geometrico вывести все содержание своей философии из единого понятия (Бога), то и Фихте в такой же строг

Эпоха Просвещения и её значение.
Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежа

Теория познания И.Канта.
Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума, границ,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги