рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Древнекитайская философия

Древнекитайская философия - раздел Философия, Предмет философии и его задачи Китайская Культура Исходит Из Того, Что «Рождение – Начало Человека, Смерть -...

Китайская культура исходит из того, что «рождение – начало человека, смерть - его конец…Смерть наступает один раз, человек не возвращается». Среди натурфилософских представлений Древнего Китая следует отметить учение о пяти стихиях: воде, огне, земле, дереве и металле. Пять стихий соотносятся с пятью вкусовыми ощущениями. « То, что увлажняет и течет вниз, создает соленое; то, что горит и поднимается вверх, создает горькое; то, что сгибается и выпрямляется, создает кислое; то, что подчиняется (внешнему воздействию) и изменяется, создает острое; то, что принимает посев и дает урожай, создает сладкое».

Цель китайцев – не изменение и прогресс, а благоденствие как результат постоянства, охраняемого ритуалом и долгом. Стремление к постоянству связано у китайцев с тем, что они признают неизменное более истинным. Три китайских мыслителя: Лао-цзы, Конфуций и Мо-цзы. Лао-цзы – основатель даосизма. Исходной идеей философии даосизма является учение о Дао. Это основа существования и одновременно Путь, Разум, Истина и благодать. Дао не переводимо и не определяемо привычным образом. Главным принципом даосизма является следование Дао, естественной природе вещей, достижение состояния однобытия с космическим целым, состояние свободного единения между человеческим миром и миром природы. Центральным местом в учениях Конфуция занимает цзюнь-цзы ( «благородный муж»). Ему отведена роль идеального человека, наглядного примера для подражания «жэнь» (человек) и «сяо жень» (ничтожный человек). Цзюнь-цзы должен обладать, по Конфуцию, такими чертами как справедливость, скромность, правдивость, приветливость, почтительность, скромность, осторожность, умение сдерживать свои желания, отвращение к клеветникам, безумным и т.п. Мо-цзы противник Конфуция. Он считал высшим нравственным принципом «всеобщую любовь и взаимную выгоду», призывал к воздержанию в христианском смысле. Страху перед неопределенностью «судьбы» Мо-цзы противопоставлял целенаправленные усилия человека. Хотя китайские классические тексты описывают период «ста философских школ», которым приписывается зарождение философии в Китае, исторические и лингвистические данные свидетельствуют о том, что в реальности этих школ было значительно меньше, причём учение Конфуция возникло первым, в VI—V вв. до н. э., а остальные школы, самые известные из которых — даосизм и легизм, зарождались и развивались, формулируя свои учения уже по отношению к конфуцианству. В частности, тексты легендарного основателя даосизма Лао-цзы возникли после Конфуция. Отличительной особенностью китайской философии является абсолютное преобладание в ней практической философии, в особенности этики и политической философии. Китайские философы в первую очередь задавались вопросами, каким должен быть идеальный гражданин и идеальный правитель, что требуется для поддержания гармонии и порядка в государстве и обществе, а полемика между различными школами вращалась вокруг истинного источника гармонии в мире и обществе. По большому счёту это связано, с одной стороны, с тем, что китайское общество этого периода только что пережило ряд политических потрясений и старалось переосмыслить политическую конфигурацию государства, а, с другой стороны, с тем, что грамотность, а, как следствие, и возможность заниматься философией находилась в Китае в зависимости от строгой иерархии общества. Философы, таким образом, оказывались приближенными к политикам и чиновникам, но изолированными от других слоёв общества. В период становления китайской философии ряд философских школ ставили вопросы метафизики, эпистемологии и натурфилософии, что в особенности относится к моистам и инь ян цзя, однако серьёзного продолжения эта работа не получила. С одной стороны, философы в Китае подверглись серьёзным гонениям, а, с другой стороны, в Китае возобладала философия Конфуция, которая уделяла наибольшее внимание вопросам этики, а в вопросах бытия опиралась на традиционную китайскую мифологию, причём постулировала наилучшим источником знания древние тексты. Более того, в период династии Хань, с III в до н. э., конфуцианству был предан де-факто статус религии, и философия в Китае была вынуждена развиваться относительно конфуцианского канона.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет философии и его задачи

В вопросе о смерти или бессмертии души Сократ придерживался взглядов орфиков Душа бессмертна тело могила души умирает тело начинает жить... Сокра т др греч ок... Баденская школа...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Древнекитайская философия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет философии и его задачи
Слово «философия» было синонимом зарождающейся теоретической мысли. Философское мышление воплотило в себе интеллектуальное стремление не просто накопить массу сведений, а понять мир как целостный и

Основные особенности русской философии
В России в отличии от Греции или Германии философия никогда не была главенствующей отраслью культуры, поэтому ее развитие шло в русле задач, поставленных другими отраслями. Русская философия сохран

Древнеиндийская философия
Одна из древних философий в мире, зарождение ее относят к X-IX вв. до н.э. Основные черты древнеиндийской философии: - синтетический подход, когда любая философская проблемы иссле

Постструктурализм
Постструктурализм — философское направление, методология культурного анализа. Был распространён в 1970-е и 1980-е годы. Основание постструктурализма связывают с политической нестаб

Структурализм
В философском плане структурализм представлен как идеями самих ученых- структуралистов, так и особой идеологией структурализма, распространившейся во Франции в 60-х г. XX века. Философский структур

Основные особенности философии в Древней Греции
Философия Древней Греции отражала своеобразие общественной системы, в которой она возникла. Это был путь от мифологии, мифологического сознания к элементам первых научных знаний. Древнегреческие фи

Франкфуртская школа и ее представители
Фра́нкфуртская шко́ла — критическая теория современного (индустриального) общества, разновидность неомарксизма. Основные представители: Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Ге

Милетская школа и ее представители
Милетская школа - первая философская школа античной Греции.. Представление о мельчайших частицах, из которых состоят все тела, принадлежит Анаксагору (ок. 500-428 до н.э.), который называл их гомео

Аналитическая философия: Г. Фреге, Б. Рассел, Л. Витгенштейн
Идея «аналитической философии» состояла в том, что философия, по Расселу, должна расщеплять сложные идеи на простые, пока это не приведет к обнаружению подлинной структуры мира Анализ пара

Гераклит
Гераклит (ок. 544-483 до н.э.) считался основоположником античной диалектики. Основное его положение – «все движется и ничего не покоится» и, поэтому « нельзя дважды войти в ту же самую реку»

Герменевтика
Герменевтика ( греч.hermeutikos – разъясняющий, толкующий) – искусство и теория истолкования текстов. Истоки герменевтики как филологической теории понимания и истолкования прослеживаются в древнег

Пифагор
Пифагор Самосский (570—490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Историю жизни Пифагора трудно отделить

Экзистенцализм и его представители
Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акце

Элейская школа: проблемы бытия
Э.ш. – древнегреческая философская школа конца VI – первой половины V в. до н.э. Главные представители э.ш.: Парменид, Зенон Элейский, Мелисс с о. Самос. Элеаты считали, что есть только бы

М. Хайдеггер
М.Х. – немецкий философ, экзистенциалист. Основная философская программа Х. представлена в «Бытии и времени» (1927) фундаментальной онтологией, главной задачей которой является сосредоточение внима

Атомизм Левкиппа и Демокрита
Левкипп считается учителем Демокрита. Отделить взгляды одно от другого порой невозможно. Предполагают, что Левкиппу принадлежит первенство введения в философию понятия атома пустоты, в которой атом

Феноменология Э.Гуссерля
Э.Г. - немецкий философ, родоначальник феноменологии, ученик Бренто. Э.Г. разработал основные положения феноменологии, единственной дисциплины, способной, на его взгляд, сделать философию

Софисты
С. - группа древнегреческих философов сер. V – перв. пол. IV вв. до н.э. ( Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Алкидам, Критий и др. Древнегреческое «софистэс»означает мастра, знатока. мудр

Немецкий историцизм: О. Шпеглер, М. Вебер
Шпеглер О. – немецкий философ (1880-1936), представитель философии жизни. Философия истории, которой посвящено все его творчество, и есть, с его точки зрения, подлинная философия. Мировую известнос

Философские аспекты учения З. Фрейда и К.Г. Юнга
Сведения о З. Фрейде, его жизни и научных работах . Разработанная молодым венским врачом З. Фрейдом теория личности представила человека не как существо разумное и осознающее своё поведени

Платон и его значение
П. (427-347 гг. до н.э.) - самый известный из учеников Сократа. П. также посвятил свою жизнь исканию истины и достиг в этом совершенства. Главные произведения: «Пир», «Федон», «Федр», «Парменид», «

Неокантианство: маргбургская и баденская школы
Н.- философское направление, возникшее в 60-е гг. 19 века в Германии как реакция на материализм и позитивизм, господствовавшие в интеллектуальной Европе в середине столетия. Становление Н. было свя

Аристотель
А. ( 384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ. Выдающийся ученик Платона, один из слушателей его Академии. В течении трех лет руководил воспитанием юного Александра Македонского. Вер

Ф. Ницше
Фридрих Ницше – немецкий философ, представитель иррационализма. В философии Ницше выделяется три периода. На первом этапе Н. продолжает учение Шопенгауэра, второй этап отмечен сближением Н. с позит

Эпоха эллинизма: общая характеристика и основные течения
( скептицизм, стоицизм, эпикурейство) Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Мак

Европейский позитивизм второй половины 19 века
Е.п. возник во Франции в 30-е годы. Своими идейными корнями восходит к Д, Аламберу, Кондильяку, Тюрго и Кондорсэ, его теоретические предпосылки были сформулированы Сен-Симоном, а непосредственная р

Неоплатонизм Плотина.
Неоплатонизм – последний этап развития античного платонизма (3-4в.в.). Основоположник Неоплатонизма был Плотин, учившийся в Александрии у Аммония Саккаса, который излагал свои мысли только устно.

Марксизм и его значение.
Марксизм – широкий конгломерат различных теорий, учений, направлений, так или иначе связанных с учением К.Маркса и Ф.Энгельса. Марксизм представляет собой комплекс взглядов политических, э

Средневековая философия и её значение: патристика и схоластика.
Роль философии в Средние века была служебной. Ограниченность средневековой философии Гегель объяснял так: «… Греческая философия мыслила свободно, а схоластика несвободно, так как последняя брала с

Марксистская философия
Маркс выступал против распространенного в современной ему Германии «третирования» философии Гегеля и объявляет себя его учеником. Критикуя Гегеля, Маркс ставит вопрос о материалистической переработ

Коммунизм
Коммунизм, по мнению Маркса[источник не указан 1585 дней], — необходимый этап закономерного развития общества. Степень развития производительных сил определяет ступень, до которой

Марксизм как официальная идеология
Основные статьи: Социалистические страны, Марксизм-ленинизм В ряде государств в течение тех или иных исторических периодов у власти находились различные п

А.Шопенгауэр
А.Шопенгауэр – немецкий философ (1788-1860). Основное произведение «Мир как воля и представление», источником для написания которого, по его утверждению, стали Кант, Платон и Веды. Философ

Философия эпохи Возрождения. Общая характеристика.
(15-16в.в.) В философии Возрождения существовали различные течения, различные течения, различные мысли Гуманисты открывали новые и переосмысливали старые тексты античных авторов, переводя их с язык

Диалектика Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Диалектика Гегеля противостоит метафизики Аристотеля. Аристотель сформировал законы мышления, познающего мир: Гегель – законы развития самого ми

Начало новоевропейской философии: Ф.Бэкон и Р.Декарт.
Отличие новоевроп. фил. от древнегреч. В том, что исчезает идея блага как высшая. Вместо вопроса «Где истина?» главным становится вопрос «Как возможно понять её?» На первое место

Шеллинг
Шеллинг Фридрих Йозеф (1775-1854), нем. Философ, представитель немецкой классической философии. Философские взгляды Шеллинга претерпевали сложную эволюцию, которую можно поделить на следую

Общая характеристика творческих периодов
Философия Шеллинга не представляет собой вполне объединённого и законченного целого, а скорее несколько систем, последовательно развитых им в течение жизни. Первый период в развитии философии Шелли

Влияние натурфилософии
Натурфилософия Шеллинга, сравнительно с другими периодами его философской деятельности, имела наибольшее влияние и успех; в ней находили удовлетворение люди самых различных интересов. Для представи

Английский эмпиризм: Гоббс, Локк.
Эмпиризм – направление в теории познания, считающее чувственный опыт основным источником знания. Джон Локк (1632-1704) англ. философ – просветитель. Локк анализировал гносеологиче

Влияние предшествующих философских систем, главным образом Канта и Спинозы.
От Спинозы Фихте заимствовал рационалистический дух его системы. Если Спиноза стремится more geometrico вывести все содержание своей философии из единого понятия (Бога), то и Фихте в такой же строг

Эпоха Просвещения и её значение.
Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежа

Теория познания И.Канта.
Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума, границ,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги