Проблема познания и самопознания.

Одна из центральных тем упанишад – проблема познания. Истинное познание состоит в полном осознании тождества Атмана и Брахмана. И, лишь тот, кто это единство осознаёт, освобождается от бесконечной цепи перерождений. Душа такого человека сливается с брахманом и остается в нем навсегда. Вместе с тем она освобождается от влияния кармы (и возносится над радостью и скорбью, жизнью и смертью) – это путь богов – деваяна. Те, кто остаются в круговороте жизни, идут путем отцов – питръяна.

Деваяна достигается благодаря аскезы и высшему познанию.

Единственный путь познания «Я» это обратится вовнутрь себя, отрешившись при этом от всего внешнего.

Окончательным решением этого вопроса видится физическая смерть, при которой сознание абсолютно отделяется от чувственного мира и приобретает свободу. Но это также и йога, при которой происходит глубокий уход сознания вовнутрь самого себя; будучи регулярной, эта практика приближает человека к самому себе, то есть к его душе.

Таким образом, В философии упанишад подчёркивается значение духовной стороны человека. Его жизнь – это бесконечная череда перерождений. И прожить их нужно так, чтобы в итоге покинуть сансару, т.е. избавиться от жизни.

Джайнизм

В середине 1 тысячелетия до н.э. возникают первые государственные образования, усложняется социальная система, традиционный ведический брахманизм устаревает. Возникает ряд новых философских учений, не принимающих привилегированное положение брахманов.

Основатель джайнизма – Махавира Вардхамана (6 в. до н.э.) Его называли Джина – победитель(над круговоротом жизни и кармой). Сущность человека двояка – материальна (аджива) и духовна (джива). Связующим звеном между ними является карма. Для освобождения от самсары нужно избавиться от добрых и злых карм. Освобождение от кармы происходит при помощи аскезы. Идеалом джайна считалась добровольная смерть от голода. Принесение в жертву животных считалось безнравственным.