Источники и движущие силы развития общества.

Рассмотренные нами такие понятия как формация, способ производства и т. д., представляют собой научные абстракции, помогающие осмыслить многообразие обще­ственных явлений и процессов, и необходимые для изучения исто­рической деятельности людей. Однако, за этими аб­стракциями стоят люди, из действий которых и складывается исторический процесс. Прежде всего, необходимо ответить на вопрос о том, что движет людь­ми, что побуждает их к социальной деятельности.

Этот вопрос обсуждался в философии достаточно давно. Уже Аристотель справедливо указывал, что челове­ка побуждает к действию интерес.

Любой человек уникален и неповторим; каждый преследует в жизни как будто бы свои собственные цели. Но как частица общественной группы, он связан с другими людьми, входящими в эти социальные объединения, одинаковыми усло­виями существования, сходным образом жизни, общностью инте­ресов.

Положение общественных групп в системе материального производства, наличие или отсутствие собственности на орудия и средства производства - фактор, который существует объек­тивно, определяя их интересы. Так, каждый отдельный буржуа может доволь­ствоваться весьма скромными жизненными благами. Но отношения, в кото­рые он включен, которые существуют для него в качестве интереса, толкают его к деятельности, направленной на самовозрастание ка­питала, потому что этот последний только так и может существо­вать, выжить и приумножиться. Интерес, концентрирующийся на получении прибыли, максимальной прибыли, сверхприбыли, становится мощной побудительной силой, внутренней пружиной действия капиталиста как представителя определенного класса.

Осознание собственных интересов весьма важно. Это осознание может быть смутным, поверхностным, стихийным. Сложность процесса осознания объективно существующего интереса состоит в том, что та или иная общность может принять чуждый ей интерес за свой собственный. И тогда народ дорого расплачива­ется за свои ошибки, но приходит, в конечном счете, к более или менее адекватному осознанию собственных интересов.

Движущей силой исторического процесса является деятель­ность всех его «участников»: это и социальные общности, и их организации, и индивиды, и выдающиеся личности. Через и на основе их совокупной деятельности осуществляется и раз­вертывается история. В столкновении противоборствующих сил пробивается общая линия прогресса, что не исключает движе­ния отдельных стран в те или иные периоды по пути регресса.

История есть результат деятельности всех ин­дивидов и общностей, поэтому все они, хотя и по-разному, вы­ступают ее движущими силами, а частично и творцами. Но до уровня субъекта поднимаются только те и только тогда, кто и когда осознает свое место в обществе, руководствуется общественно-зна­чимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление. Фор­мирование такого субъекта есть результат истории. В прямом, непосредственном смысле слова субъектом являет­ся личность, действующая сознательно и ответственная за свои действия. Но поскольку речь идет о творчестве истории, то было бы неверно и непродуктивно ограничивать понятие субъекта, трак­туя его только в индивидуально-личностном плане. Группа может быть субъектом, если у нее имеются общие интересы, цели действия, то есть если она представляет некую целостность. Иначе го­воря, может быть множество социальных субъектов. Роль социального субъекта могут играть и такие исторические общности, как народности и нации, когда они обретают само­сознание и сплачиваются во имя определенной цели.

Исходя из признания того факта, что история делается людьми, необходимо поставить вопрос: каково соотношение свободы и необходимости в деятельности людей? Необходимость рассматривается как не­кая закономерность, неизбежность, определяющая дея­тельность людей, противоположностью ей выступает свобода. Абсолютиза­ция необходимости или свободы порождает фатализм (фатум - рок, судьба) или волюнтаризм. С точки зрения первого, все в жизни человека предопределено, ничего нельзя изменить, человек бессилен перед своей судьбой. Последний (волюнтаризм) отрицает какую-либо закономерность, считая, что ничто не ограничивает желания и деятельность людей, свобода че­ловека абсолютна.

С точкизрения материалистического понимания истории, люди сами творят свою историю, но их деятельность, свобода ограничена определенными обстоятельствами (рамками необходимости).

Следовательно, вопрос о соотношении свободы и необходимости в истории решается диалектически. С одной стороны, существуют объективные условия, определяющие границы возможного, свободу деятельности, и это, прежде всего, конкретные экономические условия (определенная ступень развития производительных сил). С другой, конкретная история складывается в зависимости от конкретной деятельности конкретных людей (их желаний, интересов, целей, потребностей и т.д.) Таким обра­зом, история народа создается самим народом. Тот факт, что творцом истории является народ, объясняется следующими обстоя­тельствами:

1. Народ - основной производитель материальных продуктов, без че­го жизнь человека невозможна.

2. Народ реализует те цели и задачи, которые ставятся перед об­ществом, без него невозможны какие-либо преобразования и изменения.

Однако признание решающей роли народа в создании истории не отрицает и роли отдельных личностей. Рассматривая указанную проблему, следует обратить внимание на разницу между личностью исторической и выдающейся. Первой является любой человек, который в силу сложившихся обстоятельств оставил свой след в истории (любой государственный дея­тель как бы автоматически является исторической личностью). Выдающаяся личность- это человек, который благодаря своим особым свойствам, талан­там оставил свой след в истории, это - великий человек. Правда, по поводу роли великой личности в истории всегда высказывались разные мнения. Так А.И.Герцен считал народ консерватором по инстинкту, который дер­жится за старое, традиционный быт, тесные рамки своего существования и принимает новое только в старых одеждах. Выдающийся русский философ С.Н.Трубец­кой подчеркивал, что все в истории совершается личностью, только в ней воплощается идея, личность представляет свое общество, свою эпоху.

Таким образом, можно допустить, что выдающаяся личность действи­тельно играет огромную роль в истории , она способна оказать существенное влияние на развитие общества, придать истории своеобразные неповторимые черты, но деятельность её ограничена рамками необходимости. Она действует в конкретных объектив­ных условиях и способна решать лишь те задачи, которые стоят перед об­ществом. По словам Г.В.Плеханова, великий человек видит дальше других, хочет сильнее других и способен решать те задачи, которые возникли в обществе. Можно сказать, что выдающаяся личность создается средой и со­бытиями (как бы рождается потому, что обществу требуется данная лич­ность, потому, чтобы оставить свой след в истории важно вовремя родиться и занять соответствующее место), но события совершаются благодаря лич­ностям и носят на себе их печать. Эпоха, в которой человек живет, зас­тавляет его участвовать в том, что происходит вокруг, продолжая нача­тое предшествующими поколениями, но в этой деятельности проявляется самобытность великого человека.

Все люди потому велики, что осуществляют великое справедливое и необходимое дело, писал Гегель. Всемирно же историческим личностям не свойственна трезвенность, они всецело отдаются одной цели. Но вели­кая личность бывает порой вынуждена растоптать невинный цветок, сокру­шить многое на своем пути.

Хотя каждый член общества участвует в историческом процессе, все же не все, а только отдельные лично­сти остаются надолго, а то и навсегда в памяти современников и их потомков. Роль таких личностей столь велика и очевидна, что долгое время философы лишь в них усматривали творческую силу и двигатель истории.