Сознательное и бессознательное. - раздел Философия, Разделы и уровни философского знания Термины “Бессознательное”, “Подсознательное”, “Неосознанное” Часто Встречают...
Термины “бессознательное”, “подсознательное”, “неосознанное” часто встречаются в научной и художественной литературе, в обыденной жизни. Говорят: “Он сделал это неосознанно”, “Он не хотел этого, но так получилось” и проч.
Ни одно произвольное действие человека не бывает на всех этапах своего осуществления одинаково ясно осознанным. Бессознательное проявляется и в так называемых импульсивных действиях, когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков.
И. К.ант связывал понятие бессознательного с чувственным познанием, с интуицией. Он указывал на наличие сферы восприятий и чувств, которые не осознаются, хотя и можно прийти к выводу об их существовании. Бессознательное — это темные представления в человеке, число которых безгранично. На огромной карте нашего духа "освещены только немногие пункты".
А. Шопенгауэр выдвинул иррационалистическую концепцию бессознательного, рассматривая его как волю в природе, источник жизни, стихийное жизненное начало, которому противостоит беспомощное сознание. Продолжателем иррационалистических идей выступил Э. Гартман признавал основой всего сущего бессознательное духовное начало, образующее абсолютное единство воли и идеи. Бессознательное незаметно управляет человеческим разумом.
На необходимость самого скрупулезного исследования сферы бессознательного, его места и роли в поведении человека, особенно в протекании различного рода душевных отклонений и заболеваний, больше всех настаивал и, пожалуй, больше всех в истории науки сделал знаменитый венский психиатр, психолог и мыслитель 3. Фрейд. Он считал, что большая часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, стремящееся ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей.
З.Фрейд подчёркивал, что бессознательное с большим трудом переходит в область сознания. Объясняется это действием двух механизмов — вытеснения и сопротивления. Неприемлемые из-за множества социальных запретов желания и влечения изгоняются за пределы сознания, не допускаются в него. Тем не менее, они дают о себе знать в искаженной или символической форме. Сновидения, описки, оговорки, провалы в памяти, разнообразные невротические симптомы — все это следы вытесненных травмирующих переживаний. Они создают в сфере бессознательного сильно заряженный очаг, постоянно оказывающий разрушительное воздействие и напоминающий о себе совершенно внезапными проявлениями.
Фрейд считал, что в оговорках, ошибочных действиях проявляются истинные, скрытые намерения и чувства человека. Сны в символической, непрямой форме отражают конфликты и переживания человеческой души. Например, женщине, потерявшей веру в свои силы, снилось, что она ловко управляет автомобилем, причём всё получается как бы само собой. Во сне же пришла мысль о странности происходящего — раньше она никогда не садилась за руль, даже не представляла, как это делается. Бессознательное указало ей на возможность овладеть новым и неизвестным, на необходимость справиться с неуверенностью и установкой на провал. Смысл сновидения бывает и менее очевидным.
Между тем в сфере бессознательного есть и “законные жильцы”, не только усложняющие нам жизнь, но очень часто и упрощающие её. В первую очередь это неосознаваемые автоматизмы — действия и акты, которые совершаются человеком без участия сознания, механически. Одни из них являются врождёнными либо закрепились в очень раннем возрасте: поворот головы на звук, сосание, мигание, ходьба и т. п. Другие вначале находятся под контролем сознания, но со временем, по мере овладения навыками, становятся чисто автоматическими и переходят в область неосознаваемого. Примерами служат письмо, игра на музыкальных инструментах, плавание, катание на коньках, велосипеде. Благодаря формированию навыка человек выполняет действие легко, быстро и точно, а сознание освобождается для иных задач.
Не поддаются осознанию лишь врождённые автоматизмы. Более того, такого рода попытки приводят к расстройству самого действия, как произошло в истории с сороконожкой, которая разучилась ходить, когда задумалась, в какой последовательности надо переставлять ноги.
Столь же важную роль в нашей жизни играют неосознаваемые установки - готовность к совершению определённых действий и к определённым реакциям. Так, собираясь взять какой-либо предмет, в зависимости от его размера, местонахождения и веса человек меняет ориентацию кисти руки и положение пальцев, не осознавая и не контролируя “настройку”. Это моторная установка. Оставшись в тёмном доме в одиночестве, многие из нас начинают слышать подозрительные шорохи, скрипы, шаги, реализуя установку на страшные события. Умственные установки заставляют действовать стереотипными, привычными способами не только при решении математических задач, но и в разных житейских ситуациях.
Даже вполне осознанное, произвольное поведение всегда сопровождается сопутствующими неосознаваемыми действиями. К ним относятся мимика, жесты, тоническое напряжение мышц, вегетативные реакции (покраснение или побледнение лица, дрожь в руках, слабость в ногах, потение, учащение дыхания, сужение или расширение зрачка и т. д.). Все они свидетельствуют о состоянии человека в данный момент.
Неосознаваемые реакции, сопровождающие поведение, могут вступать в противоречие с его сознательной целью. Если знакомый говорит нам что-нибудь приятное, но при этом отводит глаза и старается держаться поодаль, легко усомниться в искренности его слов. Безотчётные действия служат объективными показателями различных психологических характеристик человека: его намерений, реального отношения, скрытых желаний, мыслей.
Изучая сны и фантазии своих пациентов, К.Юнг обнаружил в них образы и идеи, которые никак не увязывались с прошлым опытом человека. Самым удивительным оказалось то, что этот пласт бессознательного был связан с мифическими и религиозными темами, присутствующими даже в очень далеких друг от друга культурах. Так были открыты архетипы (от греч. “архе” - “начало, древний” и “типос” - “образ”) - мощные психические первообразы, скрытые в глубинах бессознательного врожденные универсальные идеи, изначальные модели восприятия, мышления, переживания. Это своего рода первичные представления о мире и жизни, которые не зависят от уровня полученных знаний. Каким-то не ясным пока способом они передаются из поколения в поколение и составляют структуру мировоззрения. Жизненный опыт не изменяет их, а лишь дополняет новым содержанием.
Юнг описал множество архетипов. Наиболее важный архетип - Самость. Она представляет собой сердцевину личности, вокруг которой объединяются все остальные аспекты души. Персона (лат. persona - “маска”) - наше публичное лицо, те роли, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. Она необходима, чтобы поддерживать контакт с другими людьми.
Согласно Юнгу, архетипы являются структурно формирующими элементами бессознательного. Из этих элементов вырастают архетипические образы, которые доминируют и в мышлении людей, и в культуре. Символика едина для всего человечества, поскольку восходит к общим для всех людей архетипам. Почти повсеместно встречаются одни и те же символы, обозначающие жизнь и смерть, мужское и женское, небо и землю, печаль и радость, болезнь и здоровье, силу и слабость, порядок и хаос.
Символика архетипа, как и смысл всякого символа, необычайно многозначна. Архетипы богаты предчувствиями и, в конечном счете, неисчерпаемы.
Многие из образов, которые мы видим во сне, - проекции того или иного архетипа. В сновидениях они проявляются в форме, доступной нашему восприятию. Архетипические образы также можно найти в мифологии и фольклоре, в литературе, живописи, скульптуре.
Юнг как-то назвал архетипы “органами души”. Они помогают нам “переработать”, пережить, понять, принять очередные жизненные перипетии и прийти к внутреннему единству, нарушенному этими событиями. Архетипы подсказывают неведомые доселе, но необходимые ответы на те сложные вопросы, которые ставит перед людьми жизнь.
Почему архетипы обладают такой целительной и пророческой силой? В символической концентрированной форме архетипы содержат в себе накопленный человечеством опыт переживания типичных жизненных драм - проверенные тысячелетиями модели поведения в критических жизненных ситуациях и способы их осмысления и принятия.
Любая архетипическая ситуация символична: похороны, рождение ребенка, духовный кризис, ситуации “любовного треугольника”, преследователя и жертвы… Она отличается от других жизненных событий тем, что вызывает особенно бурный поток переживаний, затрагивает струны души, о существовании которых человек раньше и не подозревал. И он начинает “переживать архетип”, как это делали до него многие поколения людей, используя их опыт, опираясь на их незримую поддержку. Архетипическое переживание, как говорит Юнг, “пробуждает в нас голос более громкий, чем наш собственный”.
Архетип содержит вечные ответы на вечные вопросы нашей жизни, за ним всегда стоит “нечто большее”, и даже “нечто свыше”. Индивидуальное бессознательное возникает в результате собственного опыта человека и содержит индивидуальные впечатления и переживания. В коллективном бессознательном запечатлен общечеловеческий опыт в виде архетипов - универсальных образов поведения, мышления, мировосприятия. Они присутствуют в людях от рождения подобно инстинктам. Их нельзя обнаружить непосредственно, но они дают о себе знать в снах, видениях, предчувствиях.
Гармония душевной жизни предполагает взаимодействие личного и коллективного бессознательного.
Причудливое смешение множества явлений и процессов психики, которые человек не в состоянии осознать и проанализировать с равной степенью отчётливости, может породить в его душе смятение, неуверенность, непонимание самого себя. Важно помнить, что критерий психического здоровья — не степень контроля всех уровней организации душевной жизни, а состояние душевной согласованности, принятие и уважение всех сторон собственного внутреннего мира.
Контрольные вопросы:
1. В чем заключается противоположность материального и идеального?
2. В чем обнаруживается взаимосвязь сознания и материально-предметной деятельности человека?
3. Какую роль в формировании мышления играют язык и речь?
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ... Московская Финансово Юридическая Академия...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Сознательное и бессознательное.
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Предмет философии и основные аспекты философского знания.
Греческое слово философия буквально означает любовь к мудрости (от phileo - люблю и sophia - мудрость). Первое применение этого термина приписывают Пифагору (VI в. д.н.э.).
Школы и направления в философии.
Философские проблемы затрагивают основы человеческого существования, следовательно, касаются всех. Эти вопросы могут быть решены на разных уровнях философского знания. Отсюда вытекает возможность в
Философия, как мировоззрение.
Философия рассматривает наиболее глубокие основания бытия. Она выступает как метафизика (это второе название философии). Метафизика – это учение об основополагающих принципах и нача
Специфика философии, как науки. Функции философии.
Специфика философии, как науки состоит в том, что она сводит воедино знания из различных сфер, поэтому можно определить её, как науку о наиболее общих закономерностях природы, общес
Круг основных философских проблем.
Философия – это область знания, исследующая наиболее определяющие принципы реального мира и место, которое занимает в нем человек.
Философские проблемы возникают на определенном уровне раз
Характерные черты философии Древнего Китая.
Литература:
1. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И. И. Ботута – М., 1991.
2. Философия: Учебник. / Отв. Ред. В. Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, В. П. Ф
Мифология, как способ понимания мира.
Люди уже в доисторические времена создавали представления о мире, который их окружает, и о силах, которые правят и миром и человеком. Мифология – это первая попытка построить единую систему объя
От мифологии к философии.
Мифология впервые представила наглядную систему представлений о реальности, в которой каждое явление находит объяснение. Мифологическая картина мира отвечала принципу справедливости: любой поступок
Учение о сансаре и карме.
Учение о брахмане и атмане утверждает тождество бытия отдельного человека и сущностью мира. Важной частью этого учения является концепция круговорота жизни (сансара) и связанный с ней закон воздаян
Проблема познания и самопознания.
Одна из центральных тем упанишад – проблема познания. Истинное познание состоит в полном осознании тождества Атмана и Брахмана. И, лишь тот, кто это единство осознаёт, освобождается от бесконечной
Философские аспекты буддизма.
Буддизм возник в середине (6 век до н.э.) 1 тысячелетия до н.э. как протест против брахманизма, кастового деления общества. Основателем буддизма был реально существовавший ч
Буддистская концепция толерантности.
Главное не следование общепринятым нравственным нормам, а непричинение вреда окружающим. В основе этого принципа лежит чувство доброты и совершенной удовлетворенности. Идеалом совершенного человека
Концепция познания.
Основой познания является практика медитации (сосредоточенное размышление) – углубленная сосредоточенность и отрешенность от внешних объектов и внутренних переживаний. Результатом этого является пе
Зарождение философии Древнего Китая.
Зарождение философии в Китае происходит в VШ-VI в.в. до н.э. и было связано с мифологией. В этот период складываются представления о светлом и темном началах мира.
В глу
Философская система даосизма.
Даосизм- это философское направление основателем которого является древнекитайский философ Лао-Цзы. Согласно ему, природа и жизнь людей подчиняются естественному закону - да
Досократовский период античной философия.
Ранняя греческая философия была тесно связана с мифологией.
Человек рассматривался как Микрокосм по отношению к Макрокосму, как часть и повторение Макрокосма. Эта черта дре
Милетская школа.
Милет – один из греческих полисов, расположенных на востоке в Малой Азии. Фалес из Милета (640 – 545 до н.э.) в качестве "архэ" рассматривал воду; его ученик Анаксимандр (611 – 546
Элейская школа.
У элеатов впервые появляется категория бытия, впервые ставится вопрос о соотношении бытия и мышления. Учение Парменида содержит в себе все важные черты философии элейской школы. Бытие для Парменида
Античный атомизм.
Возникновение античного атомизма (учения об атомах) связывают с именами Левкипа (ок. 500 – 440 до н.э.) и Демокрита (ок.460 – 370 до н.э.). Концепция древнегреческого атомизма: существуют атомы (не
Школа софистов.
В середине 5 в. до н.э. в Древней Греции появляются софисты–профессиональные учителя, которые обучали (за плату) красноречию (риторике) и умению вести спор. Софисты обучали этому и
Эпикуреизм.
Эпикур (342 – 271 до н.э.) (в римское время – Тит Лукреций Кар) понимал под философией деятельность, дающую людям посредством размышлений безмятежную, свободную от страданий, жизнь: "Пусть
Универсалии. Реализм и номинализм.
Литература:
История философии в кратком изложении. М., 1991.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М. 1991. Лекции XXI - XXIV, XXVII - X
Особенности средневековой христианской философии.
Эпоха средневековья датируется V - XIV веками.
При периодизации средневековой истории Западной Европы за точку отсчета обычно принимается V век (век крушения рабовладельческой Римской и
Патристика. Теология христианства Августина Аврелия
В литературе принято делить средневековую философию на два периода - патристику и схоластику.
Патристика (от лат. pater - отец) - учение основателей богословия. Это происхо
Схолоастика. Фома Аквинский и католическая философия.
Схоластика (от греч. школа) представляла собой школьную (университетскую, монастырскую) мудрость, в которой средствами формально логических рассуждений доказывались догмы христианст
Универсалии. Номинализм и реализм.
Содержанием спора был вопрос: существуют реально универсалии (общие понятия) или нет?
В основе проблемы – вопрос о соотношении единичного и общего.
Реалисты считали, что наряду с
Натурфилософия эпохи Возрождения.
Литература:
1. Баткин Л.М. Итальянский гуманизм: стиль жизни, стиль мышления. - М., 1978.
2. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессанс
Идеи гуманизма эпохи Возрождения.
Хронологически эпоха Возрождения охватывает период с ХIV до конца XVI – начала XVII вв.
Термином «Возрождение» (или «Ренессанс») характеризуют культуру Италии, ставшей в этот период центр
Социально-философская мысль эпохи Возрождения.
Для формирования совершенного человека необходимо идеальное устройство государственной власти, общественной жизни людей. Этой теме посвящены такие произведения, как "Государь&q
Натурфилософии эпохи Возрождения.
Под натурфилософией понималась не только философия природы, но и познание законов универсума. Философское учение о природе и Космосе наиболее ярко представлено в работах Галилео Гал
Индуктивный метод Ф.Бэкона.
3. Рационалистическое направление: Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В. Лейбниц.
4. Сенсуалистическое направление и его критика: Дж. Локк, Дж. Беркли, Д.Юм.
Особенности и основные направления философии Нового времени.
Если в средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то в 17 в. философия выступает в союзе с наукой о природе
Индуктивный метод Ф.Бэкона.
Доктрину "естественной" философии, базирующейся на опытном познании, представил Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Родился в Лондоне в семье лорда-хранителя печати при королеве Е
Особенности философии немецких просветителей.
Литература:
1. Вольтер. Философские сочинения. – М., 1988.
2. Гольбах Я. Письма к Евгении. Здравый смысл. – М., 1956.
3. Дидро Д. Философские принципы отн
Философские идеалы французского Просвещения.
Идейной формой свободомыслия в Европе в XVIII веке становится деизм. Бог является творцом всей живой и неживой природы. Но после сотворения мира бог не вмешивается
Характерные черты философии английского Просвещения.
Для английских просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировоззрением. Английское просвещение носило аристократ
Особенности философии немецких просветителей.
В Германии движение Просвещения связано с деятельностью Х.Вольфа, И.Гердера, Г.Лессинга и др.
Философия для Христиана Вольфа (1679 – 1754) - это “мировая му
Философская концепция К. Маркса.
Литература:
1. Асмус В.Ф. Кант. М., 1975.
2. Быховский Б.Э. Фейербах. М., 1987.
3. Гулыга А.В. Гегель. М., 1994.
4. Кузнецов В.Н
Диалектический идеализм Г. В. Ф. Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
(1770-1831) родился в Штутгарте. После окончания богословского факультета Тюбингенского университета, где он изучал философию и теологию, им избирается светс
Суть антропологического принципа в философии Л.Фейербаха.
Людвиг Фейербах (1804 – 1872) после окончания Берлинского университета защитил в Эрлангенском университете диссертацию «О едином, всеобщем и бесконечном разуме» (1828 и стал приват-доцентом). В 183
Философская концепция К. Маркса.
Карл Маркс (1818 – 1883) родился в г. Трире в семье адвоката. Закончил Берлинский университет, защитил докторскую диссертацию («Различие между натурфилософией Демокрита и натурфи
Основные принципы философии прагматизма и его представители.
Идея позитивистской философии об опытной основе достоверных знаний была использована прагматизмом. (Основателем его считается И. Бентам). Крупнейшими представителями прагматизма являются Уил
Проблема свободы в экзистенциализме.
Латинское слово «экзистенция» означает существование, поэтому экзистенциализм переводится как «Философия существования». Центром этой философии является человек. Экзистенциалисты за основание бытия
Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма.
Психоаналитическая концепция человека была создана австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом (1856 – 1939). Возникнув как теория объяснения и лечения неврозов, эта теория превратилась со временем в
Герменевтика, как философское направление.
Герменевтика – наука о понимании. Изучает процессы передачи информации в познании: межсубъектные, междисциплинарные, межвременные. По древнегреческому преданию бог Гермес – вестник Зевса должен был
Религиозная философия XX в.
Неотомизм - это направление философии - официальная философия Ватикана. Так, в частности, Габриэль Марсель (1889 – 1973) считал, что уделом человека является не богослужение вообще
Философия техники.
Технократические направления. Особое внимание в XX в. философы уделяли проблемам развития общества, факторам, определяющим его эволюцию и структуру. Как противостояние психологическим (3. Фрейд) и
Философия свободы Н. Бердяева.
5. «Русский космизм» как философское направление.
6. Проблема «Запад-Россия-Восток», её философские аспекты.
Литература:
Религиозная философия В. Соловьева.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) – философ, поэт, публицист, критик. Сын историка С. Соловьева. Он закончил историко-философский факультет МГУ, защитил в 1874 г. магистерскую, а в 1880
Философия свободы Н. Бердяева.
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) учился на юридическом факультете Киевского университета. Увлечение марксизмом и связь с социал-демократами привели к аресту, исключению
Материя, движение, пространство, время.
Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, - это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений.
Уже первые мыслители заметили, что
Диалектика бытия.
Понятие "диалектика" имело в философии разный смысл. В переводе с греческого, диалектика - искусство вести спор, беседу. Понятие "диалектика" ввел в философию Сократ. Для нег
Человек - индивид - личность - индивидуальность.
Литература:
1. Арнольдов А.И. Человек в мире культуры. – М.: Грааль, 2002.
2. Бердяев Н.А. Эрос и личность. – Прометей, 1989.
3. Глобальные проблемы и общ
Проблема антропогенеза (происхождения человека).
Появление человека на земле - столь же большая загадка науки, как и появление жизни. И дело не только в том, что наука не располагает значительным объемом достоверных фактов, а еще и в том, что по
Человек - индивид - личность - индивидуальность.
Человек является предметом изучения разных наук (медицина, психология, педагогика и т.д.), однако каждая смотрит на него с определенной точки зрения. Философия также изучает человека, но, в отличи
Формационная теория как методология истории.
С точки зрения материалистического понимания истории, для выявления закономерностей развития общества можно использовать формационную теорию. Поскольку центральной категорией в формационной теории
Источники и движущие силы развития общества.
Рассмотренные нами такие понятия как формация, способ производства и т. д., представляют собой научные абстракции, помогающие осмыслить многообразие общественных явлений и процессов, и необходимые
Эволюционные и революционные формы развития в истории общества.
Переход от одного способа производства к другому, от одной формации к другой означает переход с одной качественной ступени на другую. Таким образом, мы имеем дело с межформационным периодом или соц
Проблема происхождения и сущности сознания.
Для современной науки проблема происхождения и роли сознания является не менее важной и волнующей, чем образование и строение Вселенной, возникновение жизни и человека.
С биологической ж
Сознание - мозг - язык. Самосознание.
Когда речь идет о сознании, по традиции, рассматривается его связь с языком и мозгом. Язык так же древен, как и сознание: “Один только человек из всех живых существ одарен речью”. У животных нет со
Познание как объект философского анализа.
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Теория познания исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения
Рациональное и чувственное познание. Теория истины.
Важной проблемой гносеологии является вопрос о том, как, каким образом происходит процесс познания мира субъектом познания. Сталкиваясь с окружающей действительностью, человек, прежде всего, воспри
Научное познание, его особенности.
Зародышевые формы научного познания возникли в недрах и на основе обыденного познания, а затем отпочковались от него. По мере развития науки и превращения ее в одну из важнейших ценностей цивилизац
Познание и творчество.
В процессе познания наряду с рациональными операциями и процедурами участвуют и нерациональные. Нерациональные процедуры и операции производятся различными участками мозга, которые действуют незави
Цивилизация как тип общества и этап в истории человечества.
Понятие «Цивилизация» появилось в философии XVIII века, в 50-60-е годы, это слово начинают использовать французские и английские просветители, но наиболее активно оно входит в философский сл
Культура как философская категория.
Понятие «культура» рождается в античную эпоху. В трактатах мыслителей Древнего Рима это означает:
· возделывание;
· обработку;
· воспитание;
· поклонение
Новости и инфо для студентов