Сознательное и бессознательное.

Термины “бессознательное”, “под­сознательное”, “неосознанное” часто встречаются в научной и художественной литературе, в обыденной жизни. Говорят: “Он сделал это неосознанно”, “Он не хотел этого, но так получи­лось” и проч.

Ни одно произвольное действие человека не бывает на всех эта­пах своего осуществления одинаково ясно осознанным. Бессознательное проявляется и в так называемых импульсивных действиях, когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков.

И. К.ант связывал понятие бессознательного с чувственным познанием, с интуицией. Он указывал на наличие сферы воспри­ятий и чувств, которые не осознаются, хотя и можно прийти к вы­воду об их существовании. Бессознательное — это темные пред­ставления в человеке, число которых безгранично. На огромной карте нашего духа "освещены только немногие пункты".

А. Шо­пенгауэр выдвинул иррационалистическую концепцию бессознательного, рассматривая его как волю в природе, источник жизни, стихийное жизненное начало, которому противостоит бес­помощное сознание. Продолжателем иррационалистических идей выступил Э. Гартман при­знавал основой всего сущего бессознательное духовное начало, об­разующее абсолютное единство воли и идеи. Бессо­знательное незаметно управляет человеческим разумом.

На необходимость самого скрупулезного исследования сферы бессознательного, его места и роли в поведении человека, особен­но в протекании различного рода душевных отклонений и заболе­ваний, больше всех настаивал и, пожалуй, больше всех в истории науки сделал знаменитый венский психиатр, психолог и мыслитель 3. Фрейд. Он считал, что большая часть психики человека бессо­знательна, что человек находится в постоянном стремлении к удов­летворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, стремящееся ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей.

З.Фрейд подчёркивал, что бессозна­тельное с большим трудом переходит в область сознания. Объясняется это действием двух механизмов — вытес­нения и сопротивления. Неприем­лемые из-за множества социальных запретов желания и влечения изгоня­ются за пределы сознания, не допус­каются в него. Тем не менее, они дают о себе знать в искаженной или симво­лической форме. Сновидения, описки, оговорки, провалы в памяти, разнооб­разные невротические симптомы — все это следы вытесненных травмиру­ющих переживаний. Они создают в сфере бессознательного сильно за­ряженный очаг, постоянно оказыва­ющий разрушительное воздействие и напоминающий о себе совершенно внезапными проявлениями.

Фрейд считал, что в оговорках, ошибочных действиях проявляются истинные, скрытые намерения и чувства человека. Сны в символической, непрямой форме отражают конфликты и пе­реживания человеческой души. На­пример, женщине, потерявшей веру в свои силы, снилось, что она ловко управляет автомобилем, причём всё получается как бы само собой. Во сне же пришла мысль о странности про­исходящего — раньше она никогда не садилась за руль, даже не пред­ставляла, как это делается. Бессозна­тельное указало ей на возможность овладеть новым и неизвестным, на не­обходимость справиться с неуверен­ностью и установкой на провал. Смысл сновидения бывает и ме­нее очевидным.

Между тем в сфере бессознательного есть и “за­конные жильцы”, не только усложня­ющие нам жизнь, но очень часто и упрощающие её. В первую очередь это неосознаваемые автоматизмы — действия и акты, которые совершают­ся человеком без участия сознания, механически. Одни из них являются врождёнными либо закрепились в очень раннем возрасте: поворот го­ловы на звук, сосание, мигание, ходь­ба и т. п. Другие вначале находятся под контролем сознания, но со вре­менем, по мере овладения навыками, становятся чисто автоматическими и переходят в область неосознаваемо­го. Примерами служат письмо, игра на музыкальных инструментах, плава­ние, катание на коньках, велосипеде. Благодаря формированию навыка че­ловек выполняет действие легко, бы­стро и точно, а сознание освобожда­ется для иных задач.

Не поддаются осозна­нию лишь врождённые автоматизмы. Более того, такого рода попытки при­водят к расстройству самого действия, как произошло в истории с сороко­ножкой, которая разучилась ходить, когда задумалась, в какой последова­тельности надо переставлять ноги.

Столь же важную роль в нашей жизни играют неосознаваемые уста­новки - готовность к совершению определённых действий и к опреде­лённым реакциям. Так, собираясь взять какой-либо предмет, в зависимо­сти от его размера, местонахождения и веса человек меняет ориентацию ки­сти руки и положение пальцев, не осо­знавая и не контролируя “настройку”. Это моторная установка. Оставшись в тёмном доме в одиночестве, многие из нас начинают слышать подозри­тельные шорохи, скрипы, шаги, реали­зуя установку на страшные события. Умственные установки заставляют действовать сте­реотипными, привычными способами не только при решении математиче­ских задач, но и в разных житейских ситуациях.

Даже вполне осознанное, произ­вольное поведение всегда сопровож­дается сопутствующими неосознава­емыми действиями. К ним относятся мимика, жесты, тоническое напряже­ние мышц, вегетативные реакции (покраснение или побледнение лица, дрожь в руках, слабость в ногах, по­тение, учащение дыхания, сужение или расширение зрачка и т. д.). Все они свидетельствуют о состоянии че­ловека в данный момент.

Неосознаваемые реакции, сопро­вождающие поведение, могут всту­пать в противоречие с его сознатель­ной целью. Если знакомый говорит нам что-нибудь приятное, но при этом отводит глаза и старается дер­жаться поодаль, легко усомниться в искренности его слов. Безотчётные действия служат объективными пока­зателями различных психологических характеристик человека: его намере­ний, реального отношения, скрытых желаний, мыслей.

Изучая сны и фантазии своих пациентов, К.Юнг обнару­жил в них образы и идеи, которые никак не увязыва­лись с прошлым опытом человека. Самым удивительным оказалось то, что этот пласт бессознательного был связан с мифическими и религиозными темами, при­сутствующими даже в очень далеких друг от друга культурах. Так были открыты архетипы (от греч. “архе” - “начало, древний” и “типос” - “образ”) - мощные психические первообразы, скрытые в глубинах бессо­знательного врожденные универсальные идеи, изначаль­ные модели восприятия, мышления, переживания. Это своего рода первичные представления о мире и жизни, которые не зависят от уровня полученных знаний. Ка­ким-то не ясным пока способом они передаются из по­коления в поколение и составляют структуру мировоз­зрения. Жизненный опыт не изменяет их, а лишь дополняет новым содержанием.

Юнг описал множество архетипов. Наиболее важный архетип - Самость. Она пред­ставляет собой сердцевину личности, вокруг которой объединяются все остальные аспекты души. Персона (лат. persona - “маска”) - наше публичное лицо, те роли, которые мы проигрываем в соответствии с соци­альными требованиями. Она необходима, чтобы под­держивать контакт с другими людьми.

Согласно Юнгу, архетипы являются структурно формирующими элементами бессознательного. Из этих элементов вырастают архетипические образы, которые домини­руют и в мышлении людей, и в культуре. Символика едина для всего человечества, поскольку восходит к общим для всех людей архетипам. Почти по­всеместно встречаются одни и те же символы, обо­значающие жизнь и смерть, мужское и женское, небо и землю, печаль и радость, болезнь и здоровье, силу и слабость, порядок и хаос.

Символика архетипа, как и смысл всякого символа, необычайно многозначна. Архетипы богаты предчув­ствиями и, в конечном счете, неисчерпаемы.

Многие из образов, которые мы видим во сне, - проекции того или иного архетипа. В сновидениях они проявляются в форме, доступной нашему восприятию. Архетипические образы также можно найти в мифологии и фольклоре, в литературе, живописи, скульптуре.

Юнг как-то назвал архетипы “органами души”. Они помогают нам “переработать”, пережить, по­нять, принять очередные жизненные перипетии и прий­ти к внутреннему единству, нарушенному этими собы­тиями. Архетипы подсказывают неведомые доселе, но необходимые ответы на те сложные вопросы, кото­рые ставит перед людьми жизнь.

Почему архетипы обладают такой целительной и пророческой силой? В символической концентриро­ванной форме архетипы содержат в себе накопленный человечеством опыт переживания типичных жизнен­ных драм - проверенные тысячелетиями модели по­ведения в критических жизненных ситуациях и спосо­бы их осмысления и принятия.

Любая архетипическая ситуация символична: похо­роны, рождение ребенка, духовный кризис, ситуации “любовного треугольника”, преследователя и жертвы… Она отличается от других жизнен­ных событий тем, что вызывает особенно бурный поток переживаний, затрагивает струны души, о суще­ствовании которых человек раньше и не подозревал. И он начинает “переживать архетип”, как это делали до него многие поколения людей, используя их опыт, опираясь на их незримую поддержку. Архетипическое переживание, как говорит Юнг, “пробуждает в нас го­лос более громкий, чем наш собственный”.

Архетип содержит вечные отве­ты на вечные вопросы нашей жизни, за ним всегда стоит “нечто большее”, и даже “нечто свыше”. Индивидуальное бессознательное воз­никает в результате собственного опыта человека и содержит индиви­дуальные впечатления и пережива­ния. В коллективном бессознательном запечатлен общечеловеческий опыт в виде архе­типов - универсальных образов по­ведения, мышления, мировосприятия. Они присутствуют в людях от рожде­ния подобно инстинктам. Их нельзя обнаружить непосредственно, но они дают о себе знать в снах, видениях, предчувствиях.

Гармония душевной жизни пред­полагает взаимодействие личного и коллективного бессознательного.

Причудливое смешение множества явлений и процессов психики, кото­рые человек не в состоянии осо­знать и проанализировать с равной степенью отчётливости, может поро­дить в его душе смятение, неуверен­ность, непонимание самого себя. Важно помнить, что критерий психи­ческого здоровья — не степень кон­троля всех уровней организации душевной жизни, а состояние ду­шевной согласованности, принятие и уважение всех сторон собственно­го внутреннего мира.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается противоположность материального и идеального?

2. В чем обнаруживается взаимосвязь сознания и материально-предметной деятельности человека?

3. Какую роль в формировании мышления играют язык и речь?

4. Каковы основные функции и свойства сознания?

5. Делает ли разум человека человеком?

Лекция № 15. Тема: ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ.