Культура как философская категория.

Понятие «культура» рождается в античную эпоху. В трактатах мыслителей Древнего Рима это означает:

· возделывание;

· обработку;

· воспитание;

· поклонение и т.д.

Другими словами, изначально это было многозначное понятие. До эпохи Просвещения понятие культура выступало конкретно – функционально:

· культура поведения;

· культура возделывания почвы;

· приобретение знаний и т.д.

И только начиная с XVII века категория «культура» приобретает самостоятельный статус. При этом следует заметить, что культура изучается разными науками (история, археология, этнография, социология и т.д.), однако особенность философского подхода к культуре заключается в стремлении осознать культуру с точки зрения сущности и целого.

Что же такое культура с точки зрения сущности?

Эта категория относится к числу фундаментальных. Ее часто определяют как «вторую природу» (весьма широкое понятие) – эта традиция идет из античности, что достаточно справедливо, поскольку культура – процесс преодоления человеком природы и себя как природного существа. Начав создавать свой мир, человек сделал первый шаг к разрыву с природой. Следует также заметить, что культура конкретна (на разных этапах исторического процесса создается свой тип культуры) и неоднородна (она включает ряд структурных образований – культурных зон, типа городская – деревенская, народная – официальная и т.д.). К тому же любая культурная эпоха – это спектр тенденций, стилей, традиций, проблем.

Не так много категорий в философии, которые, с одной стороны, были бы ясны и очевидны, широко использованы, а с другой, сложны для сущностного глубинного понимания.

Пытаясь ответить на вопрос: «Что такое культура?» (т.е. определить сущность культуры), можно заметить следующее: культура – понятие многозначное, характеризующее очень сложное общественное явление, которое к тому же используется в разных смыслах.

На бытовом житейском уровне культура включает следующие характеристики:

· определенное поведение (тактичность, уважение к другим людям, деликатность и т.п.)

· образованность;

· соблюдение норм этикета.

На теоретическом уровне картина выглядит несколько иначе. Попробуем вычленить сущностные характеристики культуры (не определить сущность культуры, а выделить то, что отличает культуру от других философских категорий).

1. Культура – все созданное человеком, процесс и результат человеческой деятельности.

Данная характеристика действительно дает максимально полное представление о культуре, является одновременно емкой и краткой, но… Это слишком широкое понятие, отожестляющее, по сути, культуру со «второй природой», ставящее знак равенства между культурой и обществом, таким образом, понятие "«культура" размывается

2. Культура есть творческая деятельность человека, благодаря которой человек реализует свои способности.

Это более конкретная характеристика культуры, связанная с понятием «творчество», что как бы естественным образом подчеркивает отличие результатов труда человека от «преобразующей деятельности» животных, но… В традиционном понимание творчество несет положительный акцент, т.е. творческая деятельность, как правило, деятельность положительно – прогрессивная, следовательно, возникают и примитивно банальные вопросы: «Всякая ли человеческая деятельность творческая и…?»

 

3. Культура есть система отношений между людьми, между человеком и природой, система ценностей, существующих в обществе.

Это важная характеристика культуры, позволяющая видеть динамику культурного процесса, говорить об исторических этапах развития культуры и общества в целом, но… Это все-таки одна из характеристик культуры, подчеркивающая одну из ее сторон

 

4. Культура есть мера человеческого в человеке, то, что не только делается человеком, но и то, что делает человека

В определенном смысле это наиболее универсальная характеристика культуры, которая подчеркивает взаимную, двустороннюю связь человека и культуры, но… Данная характеристики культуры, в центре которой стоит человек, выходит на не менее сложную философскую проблему – сущности человека.

 

К перечисленным характеристикам культуры хотелось бы добавить еще ряд принципиальных моментов.

1. Культура организует жизнь людей, она вырабатывает систему механизмов, формирующих тип поведения, ограничивая биологические начала в человеке.

2. Культура – это сложная система.

3. Культура – это и отношение к другой культуре (понимание и принятие или наоборот).

Раскрыть и понять сущность культуры помогает анализ ее функций (функции культуры характеризуют роль культуры в обществе). Наиболее значимыми функциями культуры являются:

1. защитно – преобразующая;

2. информационная;

3. коммуникативная;

4. нормативная;

5. означивающая.

Защитно – преобразующая функция культуры.

Деятельность человека (в широком смысле слова) – это деятельность, направленная на преобразование природы. Тем самым культура связывает человека с природой, формирует определенный тип отношений между ними. Кроме того, природа не всегда «благосклонно» относится к человеку, это означает, что наряду с преобразованием природы человек вынужден «вырабатывать» и способы защиты от воздействия ее неконтролируемых сил. Возможности, способы этой защиты определяются развитием культуры. (Пример: система орошаемого земледелия, основанная на использовании естественного разлива рек Нила, Тигра, Евфрата и постоянного воспроизводства плодородия; увеличение территории Нидерландов путем создания системы искусственных насыпей и дамб, защищающих земли, расположенные ниже уровня моря).

Информационная функция культуры.

Определенная культура формирует человека определенного типа (нет человека вообще). И прогресс человека и общества возможен лишь при условии сохранения и передачи накопленной культурной информации. Это имеет большое значение в двух отношениях:

1. позволяет человеку развиваться, изменяться, создавать более человеческие условия существования (в животном мире наблюдается иная картина);

2. формирует определенный, достаточно устойчивый культурный тип.

 

Коммуникативная функция культуры

Человек – существо общественное, он не может быть человеком вне других людей, значит, совершенно необходимым явлением общественной жизни становятся общение (обмен информацией).

Именно культура формирует не только особенное (конкретный тип человека), но и общие, те знаки, символы, принципы, нормы морали, которые являются универсальными понятными для людей разных культурных традиций.

Например.

· «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе» – это один из основных принципов философии Конфуция (Древний Китай), и в этом же суть категорического императива И.Канта (Западная Европа, XVIII век);

· произведения искусства, созданные в предшествующие эпохи (например, работы Гомера, Шекспира, Леонардо да Винчи, А.Рублева и т.д.) понятны людям, которые не были их современниками;

· трагедия, родившая в древнегреческом театре, остается трагедией и сегодня не только с точки зрения жанра как такового, но и с точки зрения произведений Софакла, Еврипида (людям, живущим в наше время понятны страсти и страдания их героев).

Нормативная функция культуры

Жизнь общества предполагает установление и соблюдение определенных правил и норм взаимоотношений его членов. Общественные нормы выступают в качестве категорических императивов, имеющих важное значение. Они формируют некий стандартный норматив, благодаря которому поведение человека становится понятным, предсказуемым.