Философия как мировоззрение

 

Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение?

Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений, идеалов, которые дают более или менее целостное понимание людьми мира, самих себя, своего места в мире и которые определяют их жизненную позицию. Таким образом, структура мировоззрения включает в себя познавательный (знания), аксиологический (оценки), эмоционально-волевой (чувства, убеждения, верования) и практический (поведенческие установки) компоненты. Оно возникает из потребности в общей ориентации человека в мире и складывается в процессе его жизни под воздействием социальной среды, воспитания, обучения, СМИ, профессиональной деятельности и т.д.

Философское знание носит мировоззренческий характер, составляет ядро мировоззрения, но понятие «мировоззрение» шире по объёму, чем понятие «философия», т.к. кроме философского существуют и другие его типы: мифологическое, религиозное, научное.

Напомним: по степени познавательной глубины выделяют два уровня мировоззрения:

обыденно-практическое (житейское), которое формируется стихийно, отражает действительность на уровне повседневных, чувственно-эмоциональных представлений и которое принимает форму мироощущения, мировосприятия и миросозерцания – целостного осознания реальности в виде ощущений, восприятий, представлений и эмоций;

теоретическое – системное, доказательное, логически обоснованное, проверяемое, которое отражает действительность на уровне сущности и закономерности; оно предстаёт как миропонимание – категориальный, интеллектуальный аспект мировоззрения, формируемый в ходе профессиональной деятельности учёных, социальных мыслителей, философов.

Таким, исторически первым теоретическим мировоззрением и является философия. Но ещё задолго до её появления люди ставили и решали мировоззренческие вопросы. Историческими предшественниками философии в этом смысле являются мифологическое и религиозное мировоззрение.

Мифология (учение о мифах - «преданиях, сказаниях») – наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, такой духовно-практический способ освоения мира первобытными людьми, в основе которого лежит воображение, в котором всё одушевлено, антропоморфно (первобытный человек объясняет мир по своему подобию) и нет ничего невозможного.

Первобытный человек ещё не выделяет себя из природы, он слит с ней, он живёт в мире мифологических существ – предков-покровителей, богов, духов, героев, которые имеют, как правило, человеческие черты и совершают поступки, подобные поступкам человека.

Мифы стремятся объяснить, откуда всё возникло: земля, солнце, луна, моря, реки, а также люди и животные. Соответственно выделяют разные виды мифов: космогонические (о возникновении всего существующего), теогонические (о происхождении богов), антропогонические (о происхождении человека) и т.д.

Важнейшее назначение мифа – практическое: санкционировать определённые обычаи, правила поведения, нормы взаимоотношений в рамках родоплеменной общности людей. Миф – это целостное, красочное, чувственно-поэтическое объяснение мира, в котором в синкретическом, нерасчлененном виде содержатся зачатки всех будущих представлений: сказочных, религиозных, научных, нравственных, эстетических, философских…

Дальнейшее развитие мировоззрения связано с формированием религии. В своей первобытной форме религиозное мировоззрение содержится уже в мифах в форме таких племенных религий, как: тотемизм (вера в прародителя рода, например, священного животного), фетишизм (поклонение неодушевлённым предметам, наделяемым свехъестественными свойствами), анимизм (вера в то, что всё существующее имеет душу).

С развитием общества возникают национально-государственные (например, иудаизм, индуизм) и мировые (буддизм, христианство, ислам) религии.

В целом религия (от лат.-«благочестие, набожность, святость») есть такой тип мировоззрения, в котором освоение человеком мира осуществляется через его удвоение на «земной», естественный, доступный чувственному восприятию и «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный, который играет главенствующую роль в мироздании и в жизни людей.

Сосуществуя в истории человечества (со времени появления философии), религия и философия находились в состоянии: либо борьбы, взаимоотталкивания, либо взаимодействия (религиозная философия), либо нейтралитета (теория двойственной истины). Дело в том, что философ (как и вообще любой человек) может придерживаться не только теистического (религиозного), но и атеистического (отрицающего всех богов) мировоззрения.

Поначалу философия ещё во многом сохраняла связь с религиозно-мифологическим мировоззрением, используя мифологические образы и аллюзии. Но в целом философское мировоззрение отличают следующие особенности:

▪ если миф и религия представляют собой обыденно – практический вид мировоззрения, то философия – мировоззрение теоретически разработанное;

▪ главное в мифе и религии – образ и символ, философия же «работает» с общими понятиями, идеями, её предмет чувственно непредставляем;

▪ миф и религия включают в себя ритуальный элемент, в философии же этого нет и из-за невозможности обратиться к богу с молитвой в трудную минуту философия не может заменить религию;

▪ если в мифе и религии на первом месте стоит вера, не допускающая сомнений, то в философии на первый план выходят интеллектуальные аспекты мировоззрения, т.е. понимание мира с позиций разума, это в первую очередь – миропонимание;

▪ в мифе и религии ответы на мировоззренческие вопросы носят характер догм, они заранее полагаются духовным авторитетом, традицией, священным писанием, в философии же больше вопросов, чем ответов: она апеллирует к свободному творческому разуму, предполагает самостоятельный духовный поиск и не является достоянием широких народных масс;

▪ выступая в понятийной, категориальной форме, философия опирается на науки о природе, обществе, человеке, обобщает их достижения и, в то же время, влияет на другие науки через личность учёного, его мировоззрение, методологию, ценностные ориентации.

Таким образом, философское мировоззрение представляет собой высший вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью и теоретической оформленностью. В этом плане изучение философии (в том числе через споры, сомнения, новые вопросы) позволяет человеку активно формировать своё миропредставление, мироотношение и культуру мышления.