рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия всеединства.

Философия всеединства. - раздел Философия, По дисциплине Философия. Раздел I. Предмет и специфика философского знания   У Истоков Философии Всеединства Стоит ...

 

У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной философии", "Оправдание добра", "Чтение о Богочеловечестве" и др.

Философию он определял как учение об Абсолютном (положительном единстве) или Боге, который производит "свое другое" - бытие (отрицание исходного единства, нечто раздельное, дробное). Сложность бытия возрастает по мереэволюции от минералов к растениям и животным, а затем - к человеку. Человек восходит от природного к духовному, от зверечеловека к Богочеловеку.

История есть, утверждал В.Соловьев, богочеловеческий процесс, конечной целью которого должно стать единение человека с Богом, что будет означать возврат к положительному всеединству, когда дробность бытия сменится его единением, ибо "все едино в Боге". Импульс к развитию мира в этом направлении дает вечная божественная идея - "мировая душа", которую Соловьев называет ''Святая София", Премудрость Божия (или истинная Церковь). «София» (ключевое понятие его философии) есть замысел Бога о мире и человечестве.

Залогом единения человека с Богом служит Христос - первый Богочеловек. Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути любви и одухотворения, обретая цельность и полноту своего бытия. Достичь же этой полноты может, говорит Соловьев, только Богочеловечество. В социальном смысле это означает утверждение цельного общества, которое философ называет "Свободная теократия" - Вселенская церковь, которая объединяет православие, католицизм, протестантизм в рамках единой церковно-монархической государственности. Движение к этому обществу должна начать Россия, ибо она может покончить с дроблением человечества на противостоящие друг другу духовные и политические
центры.

Размышляя на эту тему, Соловьев вводит термин "Русская идея", который широко использовался в русской философии конца XIX - XX в.в. для объяснения русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России.

Богочеловечество (положительное всеединство) в познавательном отношении, означает – утверждение истинного (цельного) знания («свободной теософии»), которая представляет, по мысли Соловьева, синтез науки (эмпирическое знание о реальном), философии (рациональное знание об идеальном) и религии (мистическое знание об Абсолютном). При этом высшим, объединяющим началом познания является Вера.

В нравственном отношении это означает утверждение единой основанной на любви (в ней сливаются три реализующих себя в акте творчества ипостаси Сущего: благо (деятельная воля), Истина (размышление), и Красота (чувство)) - к Богу, другому человеку, природе. Цель и смысл жизни человека - состоит в преумножении добра, источником которого является Бог, а основные принципы нравственной жизни человека - стыд, жалость и благоговение.

Этот всеобщий синтез должен объединить все народы и национальности, помочь преодолеть эгоизм, вражду и привести к установлению царства Божия на земле, т.е. к положительному всеединству. В последней своей работе "Три разговора" (1900 г.) Соловьев показывает, как тяжело и драматично движение людей к идеалу Добра в земной жизни, которое (это движение) осуществляется через грандиозные потрясения и катаклизмы, связанные с борьбой Добра и Зла, Христа и Антихриста.

Концепция всеединства получила дальнейшее развитие в трудах последователей В. С. Соловьева, прежде всего П. А. Флоренского (1882 – 1937). Главное произведение – «Столп и утверждение истины», в котором утверждается мысль о том, что всеединство – основной принцип бытия, которому в его нынешнем падшем состоянии присуща антиномичность. Мир надтреснут и причина этого – грех и зло. Антиномичность же эта преодолевается подвигом веры и любви, живым церковным опытом человека.

В поздних, послереволюционных произведениях Флоренский сосредотачивает внимание на разных уровнях осуществления всеединства в различных областях реальности. В процессе движения по этим ступеням решающая роль принадлежит религии.

Проявление ступенчатой структуры усматривается им во всех областях природы и общества: в концентрической модели Вселенной (космология), в строении земной коры (геология), в структуре общества (социология).

Другим крупным продолжателем идей В. Соловьева был С. Н. Булгаков (1871 – 1944). В своих работах «Философия хозяйства», «Свет невечерний» и др. Булгаков проводит идею, что мир есть творение, основой которого является особое, идеальное, божественное начало – Святая София. Поэтому мир в целом заслуживает к себе позитивного отношения.

Рассматривая историю как «Богочеловеческий процесс», философ разрабатывает целый ряд частных учений о различных сторонах жизни мира, в том числе, учение о хозяйстве. Согласно ему, отражая двойственную природу падшего бытия, хозяйство совмещает в себе свободный, творческий труд «познавания и действия», в котором раскрывается софийность мира и «рабство ничто», служение рожденной падением природной необходимости.

В целом же булгаковское мнение о Софии и Богочеловеке – стремление утвердить идею совершенства, красоты, божественности природы человека.

Особый интерес представляет собой тема смысла жизни человека и его духовных исканий в творчестве таких представителей метафизики всеединства, как Е. Н. Трубецкой и С. Л. Франк.

Е. Н. Трубецкой (1863 - 1920) - один из основных представителей философии всеединства, идущей от В.С.Соловьёва. Основные работы: «Смысл жизни», «Социальная утопия Платона», «Умозрение в красках» и др.

Человек, согласно Е.Трубецкому, устремлён к поиску истины, смысла. И главной опорой в этом духовном поиске выступает Безусловное, всеохватывающее, надындивидуальное сознание. Это - Абсолютное сознание, выраженное в замыслах Божьих о мире, о вещах, включая их идеально преображённую чувственную, эмпирическую природу (созвучно миру идей Платона).

Обретение смысла — в открытости человека этому Абсолютному сознанию — через религиозное откровение — Богопознание. Высший же замысел Божий о мире - Богочеловечество (его воплощение - Христос, в при­роде которого Божеское и человеческое присутствуют нераздельно и неслиянно), которое опознаётся как смысл истории, равно и смысл жизни человека. «Как бы ни была ужасна и мучительна наблюдаемая нами картина бессмыслицы, будем помнить: перед судом Вечной Истины бессмыслица -только исчезающая тень смысла. Будем же верить не в тень, а в свет, о котором сказано: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».

Духу христианства, по Трубецкому, соответствует представление о двух линиях жизни: плоскостной, земной, или горизонтальной и небесной, восходящей, или вертикальной: «Одна утверждается здесь, на земле, упирается в землю обоими концами. Другая, напротив, стремится прочь от земли, вверх». Эти две линии скрещиваются. Только тогда реализуется смысл любого бытия: человеческого, природного и божественного («Этот смысл крестом испытуется...»).

Суть христианства Трубецкой видит в объединении вертикальной и горизонтальной линии, то есть земного и небесного, материи и духа. Из Божьей любви ничто не может быть исключено. Принимая мир и его судьбу, человек принимает в свою душу Божье творение; тем самым он религиозно преображается.

Таким образом, для Трубецкого смысл человеческого бытия состоит в реальном повторении и воплощении Креста как символа единения мира и Духа. Это и есть высшая цель человеческой жизни, завещанная человеку Богом.

С. Л. Франк(1877 - 1950) также развивал концепцию всеединства в синтезе с интуитивизмом. Основные сочинения: «Реальность и человек», «Духовные основы общества», «Смысл жизни» и др.

«Чтобы знать, для чего жить и куда идти, - пишет Франк - каждому нужно в какой-то совсем иной инстанции, в глубине собственного духа найти в себе абсолютную опору...» и искать путеводную звезду на свой страх и риск в духовных небесах, в Боге, бытие которого сверхрационально, постигаемо посредством религиозной интуиции. И лишь религиозный человек ощущает в себе «душу живую», способную воспринимать мир как великую тайну.

Жить в вере — значит, по Франку, жить в постоянном напряжении своих сил, преображающем реальность нашего существа. Отсюда поиски смысла жизни суть проявление в нас реальности того, что мы ищем; подобно тому, как искание Бога есть уже Его действие в моей душе. Сами наши поиски дают уже осмысленность нашему существованию. Смысл жизни нельзя найти готовым, раз и навсегда данным, утверждённым в бытии: всё готовое и существующее независимо от нас есть либо мёртвое, либо чуждое и нам не пригодное.

Смысл жизни должен быть живым, ибо он - смысл нашей жизни, он внутри, а не вовне нас. Поиски смысла - это укрепление в себе веры, которая есть напряжённое внутреннее действие по преобразованию нашей жизни. Подлинно творческое и плодотворное дело совершается в глубине человека, и это глубокое внутреннее дело есть настоящее основное дело человека, оно, согласно Франку, состоит в действенном утверждении себя в первоисточнике жизни, в молитвенном подвиге обращённости нашей души к Богу, в аскетическом подвиге борьбы с мутью и слепотой наших чувственных страстей, нашей гордыни, нашего эгоизма.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

По дисциплине Философия. Раздел I. Предмет и специфика философского знания

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... Липецкий филиал...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия всеединства.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как мировоззрение
  Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение? Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,

Предназначение философии.
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях: ▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н

Философия Древней Индии.
  История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода: ▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.); ▪

Философия Древнего Китая.
  Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо

Общие особенности и периодизация античной философии.
  Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от

Основная проблематика западноевропейской средневековой философии.
  Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.
  Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере

Теория познания в философии Нового времени.
  1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н

Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.
  Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,

Философия французского Просвещения.
  1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау

Философия английского Просвещения.
  Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове

Концепция человека в философской системе Канта.
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр

Философия Гегеля. Основные законы диалектики.
  Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног

Антропологический материализм Фейербаха.
  Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке. Отстаивая материалистические взгляды на природу

Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии.
  Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов про

Марксизм и опыт XX века.
  Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения. Отношение

Философия жизни.
  Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил

Философия и психоанализ.
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс

Экзистенциализм.
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ

Философская герменевтика.
  Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка

Постмодернизм.
  Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм

Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
  Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо

Современная религиозная философия.
  Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото

История русской философии и ее своеобразие.
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско

Материалистические идеи в русской философии.
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О чело­веке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др. Н

Русский экзистенциализм.
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи

Русский космизм.
  Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую

Судьбы России в философии XX в.
  Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в

Современное понимание бытия.
  Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;

Структурные уровни материи.
Неживая природа Живая природа Неорганическая природа Биологический уровень Социальный уровень С

Как формы существования материи.
  Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.
  Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в структуре этой целостнос

Познание как предмет философского анализа.
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как

Структура процесса познания. Формы познания.
  Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:

Проблема истины в гносеологии
  Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч

Предмет, стороны и функции социальной философии.
  Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом

Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии.
  С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, м

Роль природных факторов в жизни и развитии общества.
  Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество». Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су

Воздействие общества на природу.
  Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки. В процессе производства человечество потребляет

Общество как система, структура общества.
  Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

Динамика общества и его развитие.
  С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур

Факторы развития общественного производства.
  Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа

Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества. Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн

Роль государства в политической жизни общества.
  Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе

Политическое бытие общества и политическое сознание.
  Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание

Право и правосознание.
  Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с

Правовое состояние общества.
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес

Духовная жизнь общества и ее структура.
  Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н

Основные виды духовного освоения мира.
  а). Мораль Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю

Философские концепции исторического процесса.
  Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр

Направленность и смысл истории.
  В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы: 1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п

Проблема человека в истории социально-философской мысли.
  Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В отличие от других гума

Человек, индивид, личность.
  В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся? Понятие человек

Понятие и природа ценностей.
  Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото

Личность в ценностном измерении.
  Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги