рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Как формы существования материи.

Как формы существования материи. - раздел Философия, По дисциплине Философия. Раздел I. Предмет и специфика философского знания   Многообразие Мира Можно Объяснить, Предположив Существование ...

 

Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает во взаимодействие с другими фрагментами мира, в т.ч. и с человеческим сознанием. Познание, собственно и есть один из моментов такого взаимодействия. Движение как философская категория, служит для обозначения фундаментального свойства материи – существовать и проявлять себя только в перемещении, взаимодействии и изменении.

Движение – свойство (атрибут) материи, которое заключается в ее способности изменяться, переходить из одного состояния в другое.

Как универсальное свойство материи, движение обладает рядом признаков, качеств, собственных свойств. Важнейшие из них:

٠ движение объективно, т.е. оно существует независимо от сознания человека, т.к. причина движения, изменений материи заключается в ней самой как субстанции вечной и бесконечной;

٠ движение всеобще: в природе нет таких материальных явлений, которые были бы лишены движения, а само их существование и взаимные превращения форм материального бытия определяется движением;

٠ движение абсолютно: не отвергая момента покоя, устойчивости, стабильности (без чего невозможно было бы существование определенных структурных форм материи), современная философия рассматривает его лишь как момент того же движения и в этом смысле покой преходящ, временен, относителен.

Многообразие мира, форм его движения породили потребность в упорядочении, классификации конкретных форм движения материи, которые тесно связаны со своим носителем. Согласно Гегелю, в природе существует три основных формы движения: механическая, химическая и органическая. Ф. Энгельс предложил другую классификацию, выделив такие формы материи, как: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Здесь каждому уровню организации материи соответствует своя форма движения. При этом высшие формы движения включают в себя низшие, но не сводятся к ним.

В современной философии естествознания принято выделять три основных взаимосвязанных группы движения материи.

1. В неорганической природе – пространственные перемещения, движение элементарных частиц и полей, движение и превращение атомов и молекул, тепловые процессы, звуковые колебания, геологические формы движения материи, эволюция космических систем.

2. В живой природе – обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции, воспроизводства, экологические системы и т.д.

3. Общественные формы движения материи– многообразие проявлений деятельности людей (революции, реформы, войны и т.п.).

Одним из проявлений движения материальных систем выступает развитие – последовательные, необратимые, качественные изменения, приводящие к преобразованию их (материальных систем) внутренней структуры. Развитие в свою очередь, может быть прогрессивным или регрессивным.

Прогресс – развитие, сопровождающееся повышением уровня организации системы. Регресс – развитие, сопровождающееся понижением уровня организации системы.

Как уже отмечалось, в современной философии и науке существуют две общепризнанные теории развития (саморазвития) – диалектика и синергетика. Термин «диалектика» имеет длительную историю, но развернутой теорией развития в ее идеалистической интерпретации она становится у Гегеля, который разработал систему основных законов и категорий диалектики.

Освободив, как считается, диалектику Гегеля от ее идеалистической оболочки, Маркс и Энгельс наполнили ее материалистическим содержанием. В определении Энгельса диалектика – это наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления. Законы развития Природы описываются объективной диалектикой, законы мышления – субъективной.

Содержание диалектики раскрывается в ее основных принципах, законах и категориях. Выделяют два базовых, обуславливающих друг друга принципа диалектики:

Принцип всеобщей связи и принцип развития, которые конкретизируются в системе ее основных законов и категорий, обладающих универсальным характером.

Принцип всеобщей связи Принцип развития
Раскрывает процесс воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого, что определяет целостность материального мира, его единства. Связи могут быть: внешние и внутренние; непосредственные и опосредован-ные; пространственные и временные; случайные и закономерные.   Утверждает, что развитие есть универсальное свойство материи: изменение материальных и идеальных объектов, понятое как их саморазвитие, результатом чего является их переход на более высокую ступень организации. Развитие – высшая форма движения. В свою очередь движение – основа развития.

 

Основные (парные) категории диалектики: Основные (выраженные через категории) законы диалектики:
٠ единичное и общее; ٠ сущность и явление; ٠ содержание и форма; ٠ возможность и действительность; ٠ необходимость и случайность; ٠ причина и следствие. ٠ закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос – почему происходит развитие, т.е. вскрывает его источник; ٠ закон взаимного перехода количественных и качественных изменений отвечает на вопрос – как происходит развитие, т.е. вскрывает его «механизм»; ٠ закон отрицания отвечает на вопрос – какова тенденция развития.

Таким образом, диалектика – это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и развитии.

Принципы диалектики подкрепляются синергетикойтеорией самоорганизации, отражающей способность материи к самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур в процессе развития той или иной организации мироздания. В понятии самоорганизации отражается общая тенденция развития Природы: от менее к более сложным и упорядоченным формам организации материи, т.е. к эволюции (глобальный эволюционизм). Это, в свою очередь, приводит к признанию наличия у Природы и всех структур мироздания истории их существования и развития, а следовательно, принципиальной незавершенности настоящей, да и любой другой картины мира. Отсюда ­ – принцип историчности.

Материя имеет расположение в пространстве и времени. Философские категории пространства и времени являются абстракциями высокого уровня и характеризуют особенности структурной организации материи. Они являются коренными условиями бытия материи. Как отмечал Ф. Энгельс, «бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства».

В истории философии выделяют два способа интерпретации пространства и времени. Первый – субъективистский, рассматривает пространство и время как способы восприятия мира человеком (А. Августин, И. Кант). Сторонники второго – объективистского подхода считают пространство и время объективными формами бытия, не зависящими от сознания человека. В рамках этого подхода исторически первой была субстанциальная концепция пространства и времени, идущая от Демокрита и Эпикура. Ее онтологической основой стала механика И. Ньютона. Согласно этой концепции пространство и время – нечто самостоятельно существующее наряду с материей как ее пустые вместилища.

Сторонники второй, реляционной концепции (Аристотель, Г. Лейбниц) понимали пространство и время как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Именно эта концепция получила свое естественнонаучное подтверждение благодаря открытию в XX в. теории относительности А. Эйнштейна, которая обосновала неразрывную связь в движущейся материи с пространством и временем.

Пространственно – временные характеристики имеют свою специфику не только на уровне микро-, макро- и мегамира, но и на уровне живой природы, а также в социальной действительности.

Выделяют как общие (объективность, всеобщность), так и особенные характеристики пространства (трехмерность, однородность, изотропность) и времени (одномерность, однородность, необратимость).

Заметим еще, что современная наука, и прежде всего космология, выдвигая модели Вселенной, исследует только локальную область универсума, которому присуща пространственно – временная бесконечность. Но ее следует понимать не в смысле метрической бесконечности, а как качественную неисчерпаемость пространственно – временных структур материи.

Указывается и на такие свойства пространства и времени, как их абсолютность и относительность. Что это означает?

Абсолютность пространства и времени состоит в том, что они являются всеобщими, необходимыми свойствами существования движущейся материи.

Относительность их выражается в том, что пространственно – временные структуры и ритм времени определяется состоянием движущейся материи, особенностями материальных объектов, физических полей, позицией наблюдателя и т.п.

Итак, пространствоформа, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Времяформа бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность смены их состояний в процессе развития.

 

13.3. Принцип детерминизма и материального единства мира.

 

Как уже отмечалось, материя как субстанция во всем многообразии своих проявлений понимается как самоорганизующееся бытие, взятое в аспекте всех его изменений, со всем присущим ему эволюционным потенциалом.

Соответственно к теоретическим характеристикам субстанции относят:

٠ самодетерминацию (определяет самое себя, несотворима и неуничтожима);

٠ каузальность (включает в себя всеобщую причинную обусловленность всех явлений);

٠ целостность (указывает на единство сущности и существования).

Эти характеристики вытекают из диалектического подхода, согласно которому изолированных явлений не существует. Каждое явление было обусловлено какими – то другими, предшествующими явлениями и само определяет, обуславливает какие – либо последующие явления. Причина – это явление, обусловливающее, порождающее другое явление. Различают причины внутренние и внешние, главные и второстепенные, объективные и субъективные и др. Следствие – явление, порожденное другим явлением. При этом одна и та же причина при различных условиях вызывает разные следствия, как и одно следствие может быть вызвано разными причинами. Ключевым в принципе причинности является отношение порождения между причиной и следствием. Отыскание причинно – следственных связей – высшая задача познавательной деятельности человека. Выражением всеобщей взаимосвязи явлений является принцип детерминизма, которому противостоит индетерминизм.

Детерминизм – это учение об объективной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.

Индетерминизм – это учение, отрицающее объективность причинной связи.

Индетерминизм отказывается от идеала научного описания и во всех метаморфозах видит простую игру случая. В этой связи указывается, например, на случайное поведение частиц или свободу воли человека. Но подлинная наука никогда не откажется от принципа причинности. В то же время представления о причинности исторически изменялись. Следствием этого является трансформация принципа детерминизма.

В философии и науке XVII – XIX в.в. доминировал механистический детерминизм, который трактовал все типы взаимосвязи как механические и отрицал объективный характер случайности, но открытия в квантовой физике выявили ограниченность такого детерминизма. Современный детерминизм признает объективный характер случайности. Причинно обусловленными являются не только необходимые, но и случайные явления. Необходимые события имеют своей основой существенные свойства и отношения объектов и происходят всегда определенным образом. Случайные события могут произойти или не произойти, что зависит от целой совокупности несущественных условий. Случайность оказывает влияние на ход необходимого процесса, ускоряя или, напротив, замедляя его.

Кроме того, утверждается, что кроме отношений порождения существуют и другие, непричинные формы обусловливания: связи состояний, структурные, функциональные, корреляционные, вероятностные, целевые – особые типы детерминации в обществе и культуре, связанные с целеполагающей деятельностью человека. Вероятностная же детерминация не является однозначной: в каждый момент времени существуют несколько вариантов развития ситуации, и реализуются только те возможности, для которых сложились необходимые условия. Так, согласно синергетике, детерминация будущего состояния открытых неравновесных систем их прошлым состоянием имеет необратимый, неоднозначный характер, т.е. включает в себя разные возможности.

Выражением необходимых связей явлений выступает закон. Закон понимается как объективная, необходимая, всеобщая, повторяющаяся и существенная связь между явлениями и событиями. Открытие законов – главная задача научного познания. Поскольку бытие многообразно, существует огромное количество форм и типов законов, которым подчиняются изменения в действительности. По степени общности различают законы всеобщие, особенные и специфические; по сферам действия – законы природы, общества или мышления; по механизмам и структурам отношений детерминации – динамические и статические и т.п. Для динамических законов характерны однозначные (например, законы классической механики), а для статистических – многозначные, вероятностные связи (например, законы квантовой механики, а также законы в обществе и истории).

Из признания субстанциальности и абсолютности материи в философии диалектического материализма, вытекает принцип материального единства мира. Материальное единство мира проявляется:

٠ во взаимной связи всех структурных уровней материи, во взаимозависимости явлений микро-, макро- и мегамира;

٠ в наличии у материи комплекса универсальных свойств и диалектических законов структурной организации, изменения и развития. К числу универсальных свойств материи марксистская философия относит ее несотворимость и неуничтожимость, вечность существования во времени и бесконечность в пространстве, неисчерпаемость ее структуры и детерминированность всех явлений.

Вместе с тем материальное единство мира имеет множество различных форм проявления, последовательно раскрываемых наукой и практикой. Иначе говоря, материя существует в виде бесконечного многообразия конкретных образований и систем. В структуре каждой из этих конкретных форм материи не существует какой-либо первичной, бесструктурной и неизменной субстанции. Каждый материальный объект обладает неисчерпаемым многообразием структурных связей, способен к внутренним изменениям, превращениям в качественно иные формы материи.

Следует заметить, что в философии XX – начала XXI в.в. проблема материального бытия разрабатывается далеко не всеми философскими течениями. В настоящее время дальнейшее его изучение продолжается главным образом в философии естествознания и в философии науки. Но в любом случае уяснение философского представления о материи и ее качественных характеристиках является необходимым условием развития личности независимо от того, каких мировоззренческих представлений она придерживается.

 

 

14. Наименование темы: «Сознание как предмет философского анализа», лекция, отведен 1 час.

 

14.1. Сущность сознания.

14.2.Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.

 

14.1. Сущность сознания.

 

В философском понимании с категорией «материя» соотносится категория «сознание». В этих категориях конкретизируется содержание понятий «материальное бытие» и «идеальное бытие».

Сознание – это философская категория, означающая первооснову идеального бытия.

Проблема идеального, сознания, на протяжении тысячелетий привлекала внимание философов. Однако и сегодня феномен сознания во многом остается загадкой. Почему? В отличие от объективно существующих вещей, сознание нельзя измерить, каким – то образом количественно выразить или наблюдать. Кроме того, сознание выступает и объектом, и субъектом философской и научной рефлексии, стремящейся к постижению самой себя в собственных терминах и значениях.

Сознание как первооснова материального мира впервые получило осмысление в философии платонизма, а до того оно мыслилось либо как разум (Логос) – большой, космический и малый, человеческий, либо как то, что тождественно чему – то материальному, вещественному. Так Демокрит считал, что душа человека, как и весь окружающий мир, состоит из атомов, только более легких и подвижных. Платон, введя в философию понятия «идеальное», «идеальный мир», резко противопоставил их понятиям «материальное», «материальный мир». Идеальный мир, по Платону, существует объективно, независимо от существования человека.

В средние века получило распространение понимания сознания как идеальной первопричины мира, как божественного разума. Человек же обладает лишь слабым отблеском божественного сознания. Начиная с эпохи Возрождения сознание стало восприниматься как атрибут человеческого бытия, а философия Нового времени акцентировала внимание на познавательных способностях человека.

Немецкая классическая философия поставила вопрос о структурах сознания, законах его существования и границах познавательных возможностей человека. XX век принципиально изменил угол зрения на человека и его сознание. Философия жизни, экзистенциализм, феноменология, психоанализ и другие направления обращаются не столько к сознанию, сколько к целостному неисчерпаемому миру субъективности человека, которую невозможно постичь рационально.

В целом в философии выделяют несколько подходов к проблеме сознания, каждый из которых приводит свои обоснования. Это:

٠ физикализм, идущий от вульгарного материализма – односторонний материалистический подход, согласно которому сознание по существу отождествляется с физическими состояниями мозга и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук («теория тождества», «теория элиминации» и др.);

٠ солипсизм – другой крайний взгляд на сознание, согласно которому сознание индивида – единственно достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм Д. Беркли, И.Г. Фихте и др.). Между этими крайними направлениями находятся:

٠ объективный идеализм– признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отдает приоритет и рассматривает его как надындивидуальное мировое сознание (Платон, Г.В.Ф. Гегель и др.).

٠ умеренный материализм– считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя – точка зрения, наиболее характерная для марксисткой философии. Эта точка зрения считается наиболее разработанной и хорошо согласующейся с современным естествознанием.

В философии марксизма сознание толкуется как свойство людей отражать и тем самым осмысливать окружающий их мир материальных и духовных явлений. Отражение как результат всеобщего взаимодействия явлений есть одно из универсальных свойств материи. В результате длительной эволюции этого свойства (оставление физических следов химические процессы раздражимость растений и микроорганизмовчувствительность животныхпсихика высших животных духовное бытие человека) и возникло человеческое сознание как высшая форма психического отражения действительности, связанная с понятийным и оценочным мышлением.

Указывается на естественные и социальные предпосылки возникновения и развития сознания. К первым относится прежде всего способность человеческого мозга как высокоорганизованной материи отражать явления действительности, ко вторым – человеческая предметно – практическая деятельность и речь. В процессе этой деятельности происходит диалектическое взаимодействие мыслящего субъекта (человека как социального существа) и разного рода объектов, вовлекаемых в сферу его деятельности, с которыми он так или иначе взаимодействует. То есть, реально преобразуя мир, человек осмысливает его, все глубже познает свойства и отношения многих явлений.

 


Сущностной характеристикой сознания является его идеальность: чувственные и мыслительные образы вещей идеальны, т.е. существуют как проявления внутреннего, духовного мира человека. Материя объективная, а сознание – субъективная реальность. В то же время психика человека как субъективная реальностью обуславливается реальностью объективной, материальными факторами:

٠ внешними – свойствами и связями отображаемых человеческой психикой явлений;

٠ внутренними – свойствами нервных физиологических процессов в мозге человека.

В этом смысле сознание можно определить как идеальный образ материального мира, или по Ленину, субъективный образ объективного мира.

Сознание как особая, идеальная, творческая активность человека выступает важнейшим инструментом познания, общения, практической целенаправленной деятельности людей. В этом качестве оно позволяет человеку (человечеству) преобразовывать природный, социальный мир и самого себя. В то же время особо подчеркивается социальная природа сознания. Это означает, что сознание:

٠ возникает и развивается в процессе становления и развития всего человеческого рода на основе трудовой и коммуникативной деятельности предков человека;

٠ формируется в процессе индивидуального развития каждого человека благодаря его вовлеченности в совместное с другими людьми социокультурное бытие и общение.

Из признания социальной природы сознания следует, что сознание диалогично, оно есть совместное с другими знание.

Еще одна особенность сознания – то, что оно существует в знаково-символической форме. Поскольку сознание идеально, то материальным средством его выражения выступает язык как система знаков и символов. Знаком или символом называется чувственный объект (предмет, явление), который является заместителем другого объекта (предмета, явления). Различают язык естественный, т.е. язык повседневной жизни (устная, письменная речь, жесты, мимика, телодвижения и т.п.) и искусственный, созданный для каких – либо узких потребностей (математическая символика, язык физический, компьютерный, философский, различные системы сигнализации и т.д.).

С помощью языка люди общаются, осуществляют познание мира и самих себя, хранят и передают информацию, управляют поведением друг друга. Образно говоря, сознание движется по миру в повозке языка. И хотя сознание и язык нельзя отождествлять, но нельзя и отрывать их друг от друга. Язык есть материальная оболочка мысли, а мысль (даже внутренняя) всегда «закодирована» в знаке, символе, слове. Иначе говоря, сознание существует как символическая действительность.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

По дисциплине Философия. Раздел I. Предмет и специфика философского знания

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... Липецкий филиал...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Как формы существования материи.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как мировоззрение
  Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение? Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,

Предназначение философии.
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях: ▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н

Философия Древней Индии.
  История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода: ▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.); ▪

Философия Древнего Китая.
  Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо

Общие особенности и периодизация античной философии.
  Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от

Основная проблематика западноевропейской средневековой философии.
  Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.
  Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере

Теория познания в философии Нового времени.
  1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н

Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.
  Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,

Философия французского Просвещения.
  1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау

Философия английского Просвещения.
  Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове

Концепция человека в философской системе Канта.
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр

Философия Гегеля. Основные законы диалектики.
  Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног

Антропологический материализм Фейербаха.
  Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке. Отстаивая материалистические взгляды на природу

Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии.
  Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов про

Марксизм и опыт XX века.
  Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения. Отношение

Философия жизни.
  Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил

Философия и психоанализ.
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс

Экзистенциализм.
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ

Философская герменевтика.
  Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка

Постмодернизм.
  Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм

Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
  Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо

Современная религиозная философия.
  Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото

История русской философии и ее своеобразие.
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско

Материалистические идеи в русской философии.
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О чело­веке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др. Н

Философия всеединства.
  У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной

Русский экзистенциализм.
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи

Русский космизм.
  Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую

Судьбы России в философии XX в.
  Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в

Современное понимание бытия.
  Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;

Структурные уровни материи.
Неживая природа Живая природа Неорганическая природа Биологический уровень Социальный уровень С

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.
  Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в структуре этой целостнос

Познание как предмет философского анализа.
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как

Структура процесса познания. Формы познания.
  Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:

Проблема истины в гносеологии
  Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч

Предмет, стороны и функции социальной философии.
  Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом

Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии.
  С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, м

Роль природных факторов в жизни и развитии общества.
  Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество». Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су

Воздействие общества на природу.
  Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки. В процессе производства человечество потребляет

Общество как система, структура общества.
  Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

Динамика общества и его развитие.
  С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур

Факторы развития общественного производства.
  Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа

Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества. Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн

Роль государства в политической жизни общества.
  Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе

Политическое бытие общества и политическое сознание.
  Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание

Право и правосознание.
  Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с

Правовое состояние общества.
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес

Духовная жизнь общества и ее структура.
  Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н

Основные виды духовного освоения мира.
  а). Мораль Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю

Философские концепции исторического процесса.
  Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр

Направленность и смысл истории.
  В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы: 1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п

Проблема человека в истории социально-философской мысли.
  Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В отличие от других гума

Человек, индивид, личность.
  В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся? Понятие человек

Понятие и природа ценностей.
  Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото

Личность в ценностном измерении.
  Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги