рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека. - раздел Философия, По дисциплине Философия. Раздел I. Предмет и специфика философского знания   Современные Философские Концепции Рассматривают Созна...

 

Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в структуре этой целостности, зависит главным образом от его мировоззренческих предпочтений.

Представители диалектико-материалистической философии, например, А.Г. Стиркин, предлагают выделять в структуре сознания три основных сферы:

٠ когнитивную (познавательную);

٠ эмоциональную;

٠ ценностно-волевую.

Когнитивную сферу составляют две основных познавательных способности человека: сенситивная (от лат. – «чувство», «ощущение») и рациональная (от лат. – «разум»). Сенситивная - способность к ощущениям, восприятиям и представлениям, которые выступают базой для рациональных знаний. Рациональная познавательная способность – это способность к формированию понятий, суждений и умозаключений, т.е. способность к понятийному мышлению, интеллектуальной деятельности. Именно она считается ведущей в когнитивной сфере. Помимо этих двух компонентов в познавательную сферу входят внимание (способность концентрироваться на определенном объекте) и память (обеспечивает единство всех сознательных элементов). На основе интеллекта, способности к ощущениям, внимания и памяти формируются чувственные и понятийные образы, которые и выступают содержанием когнитивной сферы.

Элементами эмоциональной сферы сознания являются аффекты (ярость, ужас), элементарные эмоции, связанные с сенсорными реакциями (радость, страх, печаль, восхищение, страдание и т.п.) и устойчивые длительные переживания – внутренние чувства и состояния (любовь, ненависть, горе, счастье, сострадание и др.) – то, что объединяется понятием «эмоции» (от франц. – «волнение»). Эмоция определяется как отражение в форме психического переживания жизненной ситуации и оценочного отношения к ней. Эмоции также участвуют в познавательном процессе, повышая или напротив, снижая его эффективность.

Ценностно-волевая сфера состоит из внутренних потребностей, интересов, мотивов, целей в единстве с духовными усилиями по достижению этих целей. Главный элемент этой сферы – воля, определяемая как способность человека к достижению своих целей.

На иных основаниях строится концепция, выделяющая в структуре сознания не психологические, а ценностно-смысловые элементы, «предметности», на которые направлено сознание. В основе этой концепции лежит представление о сознании как единстве противоположностей «я» и «не‑я», сформулированное в немецкой классической философии, и понятие интенциональности (от лат. – «стремление», т.е. направленность, устремленность сознания на предмет), «непустоты» сознания, предложенное немецким философом, основателем феноменологии Э. Гуссерлем. Согласно ему, содержание «не-я» составляют ценности и смыслы, на которые ориентирован человек в повседневной жизнедеятельности. Каждая личность выстраивает собственную иерархию ценностей, в качестве содержаний которых, помимо собственного «Я», могут выступать:

٠ предметы объективного мира (вещи);

٠ собственное тело;

٠ другая личность («ты»);

٠ группа, с которой человек себя идентифицирует («мы») или из которой он себя исключает («они»);

٠ абсолютное, идеальное, совершенное.

Эти элементы можно рассматривать и как этапы становления индивидуального сознания. Кроме того, эта концепция, исходящая из понимания ценностной природы сознания, позволяет выделить в нем самосознание и соотнести его с сознанием.

Тема самосознания впервые прозвучавшая у Сократа, получила дальнейшее развитие в средневековой философской мысли, в познавательном аспекте – в философии Нового времени, затем в немецкой классике, далее – в экзистенциальной и феноменологической философии, а в рамках деятельностного подхода – в философии диалектического материализма.

Согласно ей, самосознание (чувство «Я») понимается как любое возможное самоотображение, соотносимое с отображением внешнего мира. Благодаря ему мы переживаем и осознаем себя как субъекта активности, как личность, как такую уникальную точку в мире, с которой мы соотносим все другие явления действительности. При таком подходе сознание следует рассматривать как единство самосознания – активности сознания, направленной на самоё себя и иносознания – сознательной активности, направленной на внешний мир. Фундамент самосознания – чувство «Я» является основой сознания. А поскольку самосознание является неотъемлемым компонентом любого сознательного акта, то в структуре самосознания можно выделить те же элементы, что и в структуре сознания, т.е. самоотображение своих телесных ощущений, собственных эмоций, процесса мышления. Осознание внешнего мира, не сопровождающееся осознанием самого себя – ущербно – то, на чем настаивал еще Сократ, обращая призыв к человеку: «Познай самого себя».

Но наряду с тем, что мы осознаем в себе и в мире, в нашей психике (от греч. – «душа») присутствует и бессознательное начало – те психические процессы и состояния, которые нами на осознаются и закрыты для волевого контроля: безотчетные эмоции, автоматизмы, неосознаваемые установки и побуждения и т.п. И хотя представление о существовании неосознаваемого имеет длительную историю, но в теоретическом ключе проблема бессознательного была впервые разработана З. Фрейдом в начале XX в. Постулируя первичность бессознательного по отношению к сознанию, Фрейд предложил свою модель субъективной реальности, в структуре которой выделил три инстанции: «Оно» - глубинный слой бессознательных влечений, «Я» - сфера сознательного и «Сверх-Я» - установки общества и культуры, моральная цензура, совесть.

В отличие от Фрейда К.Г. Юнг настаивал на символической (а не биологической) природе бессознательного, которое структурировано в виде архетипов (букв. – «древних отпечатков»).

Таким образом, множество подходов к объяснению сознания указывает на сложность и неполную проявленность этого феномена. Но в любом случае невозможно отрицать его значимость в нашей жизни, поскольку сознание выступает величайшим инструментом познания (самопознания), ориентирования в мире (внешнем и внутреннем), оценки явлений действительности и самого себя, управления (самоуправления), планирования и предвидения, накопления знаний и т.д. – то, что позволяет человеку оставаться человеком, развиваться, реализовывать свои способности и возможности.

 

 

15. Наименование темы: «Познание, его возможности и границы», лекция, отведен 1 час.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

По дисциплине Философия. Раздел I. Предмет и специфика философского знания

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... Липецкий филиал...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как мировоззрение
  Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение? Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,

Предназначение философии.
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях: ▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н

Философия Древней Индии.
  История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода: ▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.); ▪

Философия Древнего Китая.
  Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо

Общие особенности и периодизация античной философии.
  Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от

Основная проблематика западноевропейской средневековой философии.
  Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.
  Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере

Теория познания в философии Нового времени.
  1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н

Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.
  Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,

Философия французского Просвещения.
  1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау

Философия английского Просвещения.
  Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове

Концепция человека в философской системе Канта.
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр

Философия Гегеля. Основные законы диалектики.
  Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног

Антропологический материализм Фейербаха.
  Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке. Отстаивая материалистические взгляды на природу

Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии.
  Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов про

Марксизм и опыт XX века.
  Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения. Отношение

Философия жизни.
  Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил

Философия и психоанализ.
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс

Экзистенциализм.
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ

Философская герменевтика.
  Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка

Постмодернизм.
  Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм

Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
  Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо

Современная религиозная философия.
  Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото

История русской философии и ее своеобразие.
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско

Материалистические идеи в русской философии.
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О чело­веке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др. Н

Философия всеединства.
  У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной

Русский экзистенциализм.
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи

Русский космизм.
  Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую

Судьбы России в философии XX в.
  Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в

Современное понимание бытия.
  Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;

Структурные уровни материи.
Неживая природа Живая природа Неорганическая природа Биологический уровень Социальный уровень С

Как формы существования материи.
  Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в

Познание как предмет философского анализа.
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как

Структура процесса познания. Формы познания.
  Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:

Проблема истины в гносеологии
  Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч

Предмет, стороны и функции социальной философии.
  Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом

Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии.
  С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, м

Роль природных факторов в жизни и развитии общества.
  Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество». Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су

Воздействие общества на природу.
  Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки. В процессе производства человечество потребляет

Общество как система, структура общества.
  Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

Динамика общества и его развитие.
  С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур

Факторы развития общественного производства.
  Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа

Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества. Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн

Роль государства в политической жизни общества.
  Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе

Политическое бытие общества и политическое сознание.
  Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание

Право и правосознание.
  Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с

Правовое состояние общества.
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес

Духовная жизнь общества и ее структура.
  Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н

Основные виды духовного освоения мира.
  а). Мораль Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю

Философские концепции исторического процесса.
  Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр

Направленность и смысл истории.
  В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы: 1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п

Проблема человека в истории социально-философской мысли.
  Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В отличие от других гума

Человек, индивид, личность.
  В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся? Понятие человек

Понятие и природа ценностей.
  Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото

Личность в ценностном измерении.
  Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги