рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема истины в гносеологии

Проблема истины в гносеологии - раздел Философия, По дисциплине Философия. Раздел I. Предмет и специфика философского знания   Проблема Истины Является Основной Для Гносеологии, Поскольку ...

 

Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях человека получать достоверное знание. Слово «истина» переводится с греческого как «нескрытность». Она является, по словам М. Хайдеггера, откровенностью бытия. Но история философской мысли знала разные интерпретации проблемы истины.

٠ В античности была выдвинута концепция соответствия. Истину видели в том, что существующие вещи интерпретировались как проявления соответствующей идеи (по Платону) или формы (по Аристотелю).

٠ В средневековой христианской философии истину видели в Боге, в его откровении.

٠ В Новое время в качестве истинного знания рассматривали сведения, содержащиеся в чувствах (Бэкон, Локк), либо в ясных идеях (Декарт, Лейбниц).

Так складывалась и утверждалась классическая концепция истины: истина есть соответствие знаний действительности.

Но вопрос в том, что понимать под познаваемой действительностью? Если действительность понимается как материя, то реализуется материалистический вариант классической концепции истины, если же она, эта действительность, понимается как сознание, дух, то имеем идеалистический ее вариант. Классического понимания истины придерживались и Ф. Аквинский, и Д. Локк, и Б. Спиноза, и философы – просветители, и Г. Гегель, и представители диалектического материализма.

Неоднозначность понимания истины характерна и для современной философии. В XX веке аналитики (неопозитивисты) вначале придерживались корреспондентской (от лат. – «соответствие») теории истины: научные суждения и умозаключения должны соответствовать действительному положению дел, фактам, но затем стали говорить, что это соответствие должно быть сопряжено с рядом соглашений (конвенций), в частности, с соблюдением требования взаимного согласования, внутренней непротиворечивости высказываний в системе знания (Р. Карнап), т.е. концепция соответствия была дополнена когерентной (от лат. – «взаимосвязанность», «взаимосогласованность») концепцией истины. Однако, построенная из ложных высказываний, но формально непротиворечивая система, с этой точки зрения может быть признана истинной, не будучи адекватной действительному положению дел в реальном мире.

Прагматическая (от греч. – «дело», «действие») концепция истины определяет истину как полезность знания, его эффективность. Но фактически здесь устанавливается соответствие знаний не действительности, а «конечному результату», под которым понимается полезность данного утверждения для действия, но и это – еще не гарантия истины.

Представляется верным утверждение американского философа Н. Решера, согласно которому три эти концепции истины не отменяют, а дополняют друг друга. Однако какая – то из этих концепций будет более значима в конкретных ситуациях познания: для математика, например, на первом месте стоит когерентная концепция истины, для физика – корреспондентская, а для – техника – прагматическая.

Но в любом случае важно учитывать диалектико-материалистическую концепцию истины, согласно которой под истиной понимается знание, соответствующее своему предмету, верно отражающее его, совпадающее с ним. Познать предмет – значит выявить его сущность, никогда не лежащую на поверхности, воспроизвести в знании объект таким, каким он существует независимо ни от человека, ни от человечества, т.е. объективно. В этом смысле говорят об объективности истины. Но если по своему источнику, по содержанию истина объективна, то по форме (выражения) она всегда субъективна. Ведь истинное знание существует только через человека и выражается в субъективной форме – в форме различных понятий, представлений, законов, теорий, выработанных людьми.

Важной чертой диалектико-материалистического понимания истины является ее исследование в тесной связи с общественно – исторической практикой, т.е. материальной деятельностью человечества. Действительно, предметом познания выступает не объективный мир «сам по себе», а таким, каким он нам дан в практике исторически определенного периода с ее технической, производственной базой. Свыше двух тысяч лет ученым понадобилось для того, чтобы они поняли существо атома и смогли использовать его энергию. В результате мы об атоме знаем гораздо больше, чем вчера. Но кто может сомневаться, что завтра, по мере развития, мы узнаем о нем еще больше? Это означает, что практика формирует:

٠ и предмет познания путем выявления, выяснения определенных сторон, свойств объективного мира;

٠ и субъект познания, определяя его познавательные возможности, в т.ч. технические, экспериментальные и т.д.

В этой концепции истина понимается не как застывший, раз навсегда данный результат, а как процесс человеческого постижения мира. Диалектика этого процесса выражена категориями абсолютной и относительной истины. Под абсолютной истиной диалектико-материалистическая философия марксизма понимает, с одной стороны, знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания, с другой – абсолютное, полное, исчерпывающее знание обо всем, что было, есть и будет. В последнем случае истина выступает как идеал познания, к которому движется человечество в бесконечной череде поколений.

В реальном же познании истина существует в относительной форме. Относительность истины означает ее неполноту, незавершенность, привязанность к определенным историческим условиям. То, что в одних условиях может оцениваться как абсолютная истина, в других – осознается как истина относительная, например, классическая физика с возникновением релятивистской физики становится ее частным случаем, т.е. относительной истиной. В то же время относительная истина включает в себя «зерна истины абсолютной» (истины факта, так называемые «вечные истины», физические константы).

Понятия абсолютной и относительной истины представляют истину как последовательное движение познания от менее совершенных его форм к более совершенным. С этих позиций диалектический материализм критикует такие крайности в понимании истины, как догматизм (признание только вечной, неизменной истины) и релятивизм, который преувеличивает изменчивость истины и тем самым приводит к отрицанию объективности истины. Кроме прочего, эти подходы не учитывают принцип конкретности истины: истина всегда связана с конкретными условиями и всегда относится к конкретному месту, времени, положению, обстоятельствам.

На пути к всё более полному и глубокому постижению сути явлений разум человека постоянно преодолевает некие помехи – ложные представления, заблуждения – то, что Ф. Бэкон назвал «идолами сознания». Заблуждение как противоположность истины, порождается трудностью процесса познания на пути движения к истине, когда истина еще неизвестна, а практика ограничена в своих возможностях. Будучи необходимым моментом реального процесса познания, заблуждение часто выступает предпосылкой ошибок человека, т.е. неправильных его действий. В отличие от заблуждения ложь, дезинформация – это преднамеренное искажение истины.

Для того, чтобы отличить истину от заблуждения, необходимо ввести критерий истины. Критерием этим считается такая мыслительная или практическая процедура, которая позволяет ответить на вопрос о соответствии знания познаваемому объекту. В истории философии предлагались разные варианты решения проблемы критериев истинности научных знаний. Эмпиризм, например, высшим критерием истины считал чувственный опыт исследователя, а рационализм – логическую непротиворечивость, самосогласованность знания, его очевидность для разума ученого. Не отрицая значимости этих двух способов проверки истинности знания, отметим, что:

٠ их нельзя отрывать друг от друга;

٠ нельзя только ими ограничиваться.

Большой шаг вперед сделал здесь диалектический материализм, поставивший на место основного критерия истины практику, лежащую в основе взаимодействия субъекта и объекта познания. Выделяют такие формы практики как: общественное производство, социально – политическую и научно – экспериментальную деятельность.

В то же время следует учитывать, что практика также развивается, она ограничена возможностями своего времени и не всегда можно подтвердить или опровергнуть концепцию одним актом практики. То есть практика как критерий истины также развивается, обеспечивая развитие нашего познания. Но практика первична по отношению к познанию:

٠ как источник новой информации, основа познания;

٠ определяет содержание познания;

٠ определяет цель познания;

٠ создает условия познавательной деятельности.

В то же время практика не может осуществляться без знания, которое выступает предпосылкой практики в трех основных формах:

1) знание о свойствах объекта;

2) знание цели деятельности;

3) знание программы, которая ведет к цели.

Таким образом, практика и знание находятся во взаимодействии. В сложной цепи человеческих действий практика выступает по отношению к познанию то как причина, то как следствие. Но в конечном счете активный, развивающийся, творческий характер познания обусловлен возрастающими практическими запросами человечества.

Критерий практики, однако, не всегда может быть использован, поскольку существуют такие знания (теоретические идеи высшей математики, квантовой физики; суждения о прошлом в исторической науке, философское знание и т.д.), которые напрямую непереводимы в материально – чувственный план. Для подтверждения или опровержения такого рода знаний используются другие критерии истины:

٠ когерентность: новое знание должно быть хорошо согласовано с теми результатами, которые уже оцениваются как истинные, фундаментальные, т.е. из двух логически непротиворечивых теорий истинной признается та, которая более совместима с признанным фундаментальным знанием, например, с философскими принципами причинности, самоорганизации мира, принципом сохранения энергии и т.п.;

٠ фальсифицируемость: критерием научного статуса теории является ее опровержимость (К. Поппер);

٠ эвристичность: из двух теорий более эвристичной, а следовательно, истинной, является та, в которой ее теоретический рост предвосхищает ее эмпирический рост (И. Лакатос);

٠ простота: хорошей считается та теория, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество научных принципов;

٠ красота: хорошая теория отличается особой эстетической гармонией, элегантностью, ясностью и строгостью.

Эти критерии описываются в неклассических концепциях истины. Необходимо отметить, что ни один из рассмотренных выше критериев истины нельзя рассматривать как абсолютный и применять в отрыве от других. Только в комплексе они позволяют с большой точностью отграничить истинное от неистинного в научных знаниях.

При этом: представляя знание как результат процесса познания, современные философы изучают различные виды знания: научное, обыденное, философское, мифологическое, религиозное, художественное, рассматривая их как равноценные для культуры и одинаково необходимые для постижения реальности. Но в связи с тем, что наука с ее методологией играет особенно большую роль в современном мире, ее исследование выделилось в относительно самостоятельные отрасли философии – философию науки и эпистемологию (от греч. – «учение о знании»).

Одна из важнейших функций научного познания, осуществляющегося на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом – выработка объективных знаний о действительности, которые фиксируются и развиваются в таких формах научного познания, как: научные факты, научные понятия, научные принципы, законы, гипотезы, теории. Теория направлена на развитие дальнейшей преобразовательной деятельности человека – практики, что требует от ученых выработки определенного ценностного, в т.ч. нравственного, отношения к своей профессиональной деятельности.

Напомним, что научный прогресс делится на две фазы: длительный период постепенного продвижения в пределах имеющейся парадигмы и короткий период революционных перемен и смены парадигмы, следствием чего является глубокое изменение научной картины мира. В научной картине мира результаты исследования приобретают мировоззренческое значение и включаются в культуру.

Таким образом, анализ познавательных способностей человека показывает зависимость результатов познания от строения и возможностей его органов чувств и его мышления. Образ мира неотделим от субъекта. Он всегда есть мир в его человеческом, антропоморфном выражении. Исторически сменяющиеся знания о мире отражают эволюцию человечества, в то время как мир остается относительно неизменным.

Главная ценность познания – истина, которая требует доказательства, объяснения, когда факты оцениваются с позиций законов, теорий и – понимания, которое представляет собой интерпретацию на основе ценностей поступков и социальных действий людей. С самым достоверным знанием имеет дело наука с ее развивающейся системой знаний, методов, принципов, теорий, которые синтезируются в единую научную картину мира.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

По дисциплине Философия. Раздел I. Предмет и специфика философского знания

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... Липецкий филиал...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема истины в гносеологии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как мировоззрение
  Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение? Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,

Предназначение философии.
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях: ▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н

Философия Древней Индии.
  История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода: ▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.); ▪

Философия Древнего Китая.
  Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо

Общие особенности и периодизация античной философии.
  Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от

Основная проблематика западноевропейской средневековой философии.
  Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.
  Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере

Теория познания в философии Нового времени.
  1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н

Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.
  Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,

Философия французского Просвещения.
  1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау

Философия английского Просвещения.
  Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове

Концепция человека в философской системе Канта.
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр

Философия Гегеля. Основные законы диалектики.
  Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног

Антропологический материализм Фейербаха.
  Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке. Отстаивая материалистические взгляды на природу

Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии.
  Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов про

Марксизм и опыт XX века.
  Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения. Отношение

Философия жизни.
  Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил

Философия и психоанализ.
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс

Экзистенциализм.
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ

Философская герменевтика.
  Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка

Постмодернизм.
  Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм

Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
  Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо

Современная религиозная философия.
  Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото

История русской философии и ее своеобразие.
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско

Материалистические идеи в русской философии.
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О чело­веке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др. Н

Философия всеединства.
  У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной

Русский экзистенциализм.
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи

Русский космизм.
  Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую

Судьбы России в философии XX в.
  Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в

Современное понимание бытия.
  Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;

Структурные уровни материи.
Неживая природа Живая природа Неорганическая природа Биологический уровень Социальный уровень С

Как формы существования материи.
  Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.
  Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в структуре этой целостнос

Познание как предмет философского анализа.
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как

Структура процесса познания. Формы познания.
  Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:

Предмет, стороны и функции социальной философии.
  Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом

Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии.
  С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, м

Роль природных факторов в жизни и развитии общества.
  Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество». Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су

Воздействие общества на природу.
  Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки. В процессе производства человечество потребляет

Общество как система, структура общества.
  Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

Динамика общества и его развитие.
  С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур

Факторы развития общественного производства.
  Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа

Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества. Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн

Роль государства в политической жизни общества.
  Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе

Политическое бытие общества и политическое сознание.
  Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание

Право и правосознание.
  Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с

Правовое состояние общества.
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес

Духовная жизнь общества и ее структура.
  Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н

Основные виды духовного освоения мира.
  а). Мораль Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю

Философские концепции исторического процесса.
  Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр

Направленность и смысл истории.
  В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы: 1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п

Проблема человека в истории социально-философской мысли.
  Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В отличие от других гума

Человек, индивид, личность.
  В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся? Понятие человек

Понятие и природа ценностей.
  Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото

Личность в ценностном измерении.
  Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги