рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Предмет, стороны и функции социальной философии.

Предмет, стороны и функции социальной философии. - раздел Философия, По дисциплине Философия. Раздел I. Предмет и специфика философского знания   Социальная Философия – Относительно Самостоя...

 

Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом является философское учение об обществе (= понятие более узкое, чем понятие «социум», обозначающее всё, что имеет отношение к социальному, надприродному бытию), включающее познание качественного своеобразия общества, его структуры, возникновения, развития, будущности, а также места и роли человека в обществе.

Общество в широком смысле есть устойчивое самодостаточное объединение людей, связанных различными отношениями (родственными, экономическими, духовными и др.), на основе которых складываются различные социальные общности (род – племя, касты, сословия, классы и др.) и социальные институты. Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, а также организации и нормы, созданные для регулирования и поддержания определённых общественных отношений (экономических, политических, правовых и др.). Наиболее фундаментальные из них – государство, собственность, семья, право, наука, СМИ, система воспитания и образования.

Общество как сверхсложная, динамично развивающаяся система является объектом социального познания в лице множества социально-научных (экономика, социология, политология и др.), гуманитарных (история, культурология, правоведение и проч.) наук, а также социальной философии.

Сложность познания общественной жизни побуждает некоторых социальных мыслителей проводить резкую грань между науками о природе и науками об обществе, т.е между познанием социальным и естественнонаучным. Это характерно для такого направления западной философии, как неокантианство, которое возникло в 60-е годы XIX в. в Германии. Его представители, В.Виндельбанд (1848-1915) и Г.Риккерт (1863-1936) утверждали, что в развитии общества, в отличие от природы, нельзя обнаружить объективных закономерностей, т.к. каждое событие здесь уникально, имеет свою индивидуальную причину и потому доступно только ценностному рассмотрению.

Ценности же (по Риккерту: истина, красота, Бог, нравственность, счастье, «личная святость») есть некие надвременные принципы, абсолютные нормы, определяющие характер человеческой деятельности. Их источник недоступен нашему познанию. Именно ценности придают единичному факту неповторимое значение, т.к. люди интерпретируют их (ценности) по-разному. Поэтому познавать реальную историю общества можно только с точки зрения единичного, а не всеобщего, как это делается в естественных науках.

Из этого делается вывод: изучая общее, повторяющееся, закономерное в явлениях, естественные науки должны руководствоваться генерализующим (обобщающим) методом, а общественные науки (науки о духе) – методом идеографическим (индивидуализирующим).

Несмотря на свою идеалистическую направленность, неокантианство наметило интересные подходы к решению проблемы разграничения двух типов знания и положило начало новой отрасли философского знания-аксиологии.

Однако, в отличие от неокантианцев, многие социальные мыслители признают закономерный характер общественной жизни и, вместе с тем, указывают, что законы общества отличаются от законов природы. Это определяет следующие особенности социального познания:

▪ его объект – общество, социальные отношения и процессы, где взаимопереплетаются объективные и субъективные, материальные и духовные факторы;

▪ законы, изучаемые им, сложнее, чем законы природы, т.к. в обществе действуют люди со своими целями, т.е. здесь проявляется множество случайных причин, которые невозможно предвидеть; в результате законы общества носят неоднозначный, статистический характер;

▪ в нём частично совпадают объект и субъект познания, т.е. общество образуют люди, они же и познают общество, а это познание небеспристрастно, т.к. включает понимание и оценку социальных явлений и событий, их различную интерпретацию;

▪ оно имеет текстовый и диалоговый характер, т. к. опирается на анализ и трактование различных текстов (хроники, документы ит.д.) и предстаёт в знаково – символическом отражении;

▪ оно тесно связано с политической практикой, с идеологией, а потому в нём явно или неявно представлены разные социальные интересы, что опять-таки ведёт к различиям в интерпретации социальных явлений;

▪ в нём проявляют себя не только рациональные, но и внерациональные формы постижения явлений общественной жизни (вера, эмоции, амбиции и т.п.), т.е. не всё здесь «просвечивается» светом разума и не всё поддаётся однозначному и окончательному объяснению.

В силу этих особенностей в социальном познании больше возможностей для различного толкования одних и тех же явлений, более прочно в нём держатся различные иллюзии и заблуждения.

Как уже отмечалось, социальное познание внутренне дифференцировано по предмету своего исследования, т.к. общество является объектом изучения не только социальной философии, но и многих других общественных наук. Объект у них один – общество, а предметы и методы разные: каждая данная общественная наука изучает отдельную сторону социальной жизни или отдельную сферу человеческой деятельности. В отличие от них социальная философия изучает общество в его целостности, в единстве всех его сторон, в самой общей логике его исторического развития, т.е. это – социальная теория предельно высокого уровня обобщения.

Но между нею и другими общественными науками существует взаимодействие: с одной стороны, социальная философия опирается на другие общественные науки, обобщает их достижения, а с другой – она выступает в качестве общей методологии познания социальных явлений для других общественных наук, представляет собой системообразующую основу для всех социальных знаний.

Истоки социальной философии уходят в античность (Сократ и, особенно, Платон, который первым понял необходимость осмысления общества), но в относительно самостоятельную область теоретического знания она выделяется с 30-40-х г.г. XIX в. Это связано, в первую очередь, с творчеством О.Конта, который ввёл в оборот термин «социология». С него начинается полемика вокруг разграничения социальной философии социологии. Главное их различие в следующем: если социология активно использует эмпирические методы исследования (КСИ) и тесно связана с социальной практикой, то социальная философия, обобщая практику определённого этапа развития общества, решает его проблемы путём логического анализа. Кроме того, важную роль в этом анализе играет аксиологический момент, т.е. оценка значения социальных явлений с точки зрения различных норм, ценностей, идеалов.

В целом социальное познание включает в себя три стороны:

онтологическая, которая заключается в познании основ общества, о движущих силах и законах его развития, т.е. о разработке теоретических моделей общества, как особого, отличного от природного, вида бытия;

гносеологическая, связанная с выяснением того, каким образом должно осуществляться познание общественных явлений, каковы возможности, границы и методы этого познания, как соотносятся логика и интуиция, разум и вера, социальные факты и идеалы («правда-истина» и «правда-справедливость», по Михайловскому), т.е. как можно достичь наиболее адекватного понимания общества;

аксиологическая, которая касается уяснения ценностей культуры, их значения для истолкования социальных явлений с точки зрения общественного блага, справедливости, уважения прав человека, содействия общественному прогрессу и т.д. А поскольку эти оценки различаются в разных социально-философских теориях, то их изучение даёт более многостороннее и полное описание общества.

Эти стороны социального познания тесно связаны между собой, образуя целостную структуру познавательной деятельности людей.

Предназначение социальной философии проявляется в следующих её взаимосвязанных функциях:

мировоззренческая: заключается в том, что помогает сформировать систему взглядов на общество, на отношения между человеком и обществом и на место человека в этих отношениях;

теоретическая: состоит в том, что социальная философия позволяет проникнуть в сущность социальных явлений и процессов, познавать и объяснять их на уровне предельно общей теории, т.е. системы универсальных понятий, идей, принципов с целью приближения к социальной истине;

методологическая: заключается в применении общих положений социальной философии для исследования отдельных явлений, процессов, сторон общественной жизни; в этом случае положения социальной философии играют роль общей методологии, общего ориентира для других социальных наук и социальной практики;

прогностическая: выражается в том, что положения социальной философии способствуют предвидению общих тенденций развития общества, его отдельных сторон, возможных последствий деятельности людей, т.е. позволяет обществу моделировать своё будущее (с 40-х г.г. XX в. в западной науке с этой целью выделяется особая область знаний-футурология).

Таким образом, социальная философия, изучая человека как социального субъекта, общество во взаимодействии его сторон, законы функционирования и развития общества, выступает важнейшей формой самопознания человечества, стремясь ответить на такие мировоззренческие вопросы, как: «Кто мы? Откуда? Куда мы идём?» (П.Гоген).

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

По дисциплине Философия. Раздел I. Предмет и специфика философского знания

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... Липецкий филиал...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Предмет, стороны и функции социальной философии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как мировоззрение
  Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение? Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,

Предназначение философии.
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях: ▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н

Философия Древней Индии.
  История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода: ▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.); ▪

Философия Древнего Китая.
  Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо

Общие особенности и периодизация античной философии.
  Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от

Основная проблематика западноевропейской средневековой философии.
  Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.
  Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере

Теория познания в философии Нового времени.
  1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н

Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.
  Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,

Философия французского Просвещения.
  1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау

Философия английского Просвещения.
  Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове

Концепция человека в философской системе Канта.
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр

Философия Гегеля. Основные законы диалектики.
  Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног

Антропологический материализм Фейербаха.
  Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке. Отстаивая материалистические взгляды на природу

Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии.
  Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов про

Марксизм и опыт XX века.
  Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения. Отношение

Философия жизни.
  Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил

Философия и психоанализ.
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс

Экзистенциализм.
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ

Философская герменевтика.
  Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка

Постмодернизм.
  Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм

Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
  Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо

Современная религиозная философия.
  Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото

История русской философии и ее своеобразие.
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско

Материалистические идеи в русской философии.
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О чело­веке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др. Н

Философия всеединства.
  У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной

Русский экзистенциализм.
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи

Русский космизм.
  Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую

Судьбы России в философии XX в.
  Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в

Современное понимание бытия.
  Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;

Структурные уровни материи.
Неживая природа Живая природа Неорганическая природа Биологический уровень Социальный уровень С

Как формы существования материи.
  Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.
  Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в структуре этой целостнос

Познание как предмет философского анализа.
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как

Структура процесса познания. Формы познания.
  Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:

Проблема истины в гносеологии
  Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч

Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии.
  С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, м

Роль природных факторов в жизни и развитии общества.
  Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество». Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су

Воздействие общества на природу.
  Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки. В процессе производства человечество потребляет

Общество как система, структура общества.
  Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

Динамика общества и его развитие.
  С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур

Факторы развития общественного производства.
  Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа

Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества. Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн

Роль государства в политической жизни общества.
  Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе

Политическое бытие общества и политическое сознание.
  Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание

Право и правосознание.
  Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с

Правовое состояние общества.
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес

Духовная жизнь общества и ее структура.
  Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н

Основные виды духовного освоения мира.
  а). Мораль Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю

Философские концепции исторического процесса.
  Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр

Направленность и смысл истории.
  В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы: 1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п

Проблема человека в истории социально-философской мысли.
  Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В отличие от других гума

Человек, индивид, личность.
  В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся? Понятие человек

Понятие и природа ценностей.
  Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото

Личность в ценностном измерении.
  Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги