Предмет, стороны и функции социальной философии.

 

Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом является философское учение об обществе (= понятие более узкое, чем понятие «социум», обозначающее всё, что имеет отношение к социальному, надприродному бытию), включающее познание качественного своеобразия общества, его структуры, возникновения, развития, будущности, а также места и роли человека в обществе.

Общество в широком смысле есть устойчивое самодостаточное объединение людей, связанных различными отношениями (родственными, экономическими, духовными и др.), на основе которых складываются различные социальные общности (род – племя, касты, сословия, классы и др.) и социальные институты. Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, а также организации и нормы, созданные для регулирования и поддержания определённых общественных отношений (экономических, политических, правовых и др.). Наиболее фундаментальные из них – государство, собственность, семья, право, наука, СМИ, система воспитания и образования.

Общество как сверхсложная, динамично развивающаяся система является объектом социального познания в лице множества социально-научных (экономика, социология, политология и др.), гуманитарных (история, культурология, правоведение и проч.) наук, а также социальной философии.

Сложность познания общественной жизни побуждает некоторых социальных мыслителей проводить резкую грань между науками о природе и науками об обществе, т.е между познанием социальным и естественнонаучным. Это характерно для такого направления западной философии, как неокантианство, которое возникло в 60-е годы XIX в. в Германии. Его представители, В.Виндельбанд (1848-1915) и Г.Риккерт (1863-1936) утверждали, что в развитии общества, в отличие от природы, нельзя обнаружить объективных закономерностей, т.к. каждое событие здесь уникально, имеет свою индивидуальную причину и потому доступно только ценностному рассмотрению.

Ценности же (по Риккерту: истина, красота, Бог, нравственность, счастье, «личная святость») есть некие надвременные принципы, абсолютные нормы, определяющие характер человеческой деятельности. Их источник недоступен нашему познанию. Именно ценности придают единичному факту неповторимое значение, т.к. люди интерпретируют их (ценности) по-разному. Поэтому познавать реальную историю общества можно только с точки зрения единичного, а не всеобщего, как это делается в естественных науках.

Из этого делается вывод: изучая общее, повторяющееся, закономерное в явлениях, естественные науки должны руководствоваться генерализующим (обобщающим) методом, а общественные науки (науки о духе) – методом идеографическим (индивидуализирующим).

Несмотря на свою идеалистическую направленность, неокантианство наметило интересные подходы к решению проблемы разграничения двух типов знания и положило начало новой отрасли философского знания-аксиологии.

Однако, в отличие от неокантианцев, многие социальные мыслители признают закономерный характер общественной жизни и, вместе с тем, указывают, что законы общества отличаются от законов природы. Это определяет следующие особенности социального познания:

▪ его объект – общество, социальные отношения и процессы, где взаимопереплетаются объективные и субъективные, материальные и духовные факторы;

▪ законы, изучаемые им, сложнее, чем законы природы, т.к. в обществе действуют люди со своими целями, т.е. здесь проявляется множество случайных причин, которые невозможно предвидеть; в результате законы общества носят неоднозначный, статистический характер;

▪ в нём частично совпадают объект и субъект познания, т.е. общество образуют люди, они же и познают общество, а это познание небеспристрастно, т.к. включает понимание и оценку социальных явлений и событий, их различную интерпретацию;

▪ оно имеет текстовый и диалоговый характер, т. к. опирается на анализ и трактование различных текстов (хроники, документы ит.д.) и предстаёт в знаково – символическом отражении;

▪ оно тесно связано с политической практикой, с идеологией, а потому в нём явно или неявно представлены разные социальные интересы, что опять-таки ведёт к различиям в интерпретации социальных явлений;

▪ в нём проявляют себя не только рациональные, но и внерациональные формы постижения явлений общественной жизни (вера, эмоции, амбиции и т.п.), т.е. не всё здесь «просвечивается» светом разума и не всё поддаётся однозначному и окончательному объяснению.

В силу этих особенностей в социальном познании больше возможностей для различного толкования одних и тех же явлений, более прочно в нём держатся различные иллюзии и заблуждения.

Как уже отмечалось, социальное познание внутренне дифференцировано по предмету своего исследования, т.к. общество является объектом изучения не только социальной философии, но и многих других общественных наук. Объект у них один – общество, а предметы и методы разные: каждая данная общественная наука изучает отдельную сторону социальной жизни или отдельную сферу человеческой деятельности. В отличие от них социальная философия изучает общество в его целостности, в единстве всех его сторон, в самой общей логике его исторического развития, т.е. это – социальная теория предельно высокого уровня обобщения.

Но между нею и другими общественными науками существует взаимодействие: с одной стороны, социальная философия опирается на другие общественные науки, обобщает их достижения, а с другой – она выступает в качестве общей методологии познания социальных явлений для других общественных наук, представляет собой системообразующую основу для всех социальных знаний.

Истоки социальной философии уходят в античность (Сократ и, особенно, Платон, который первым понял необходимость осмысления общества), но в относительно самостоятельную область теоретического знания она выделяется с 30-40-х г.г. XIX в. Это связано, в первую очередь, с творчеством О.Конта, который ввёл в оборот термин «социология». С него начинается полемика вокруг разграничения социальной философии социологии. Главное их различие в следующем: если социология активно использует эмпирические методы исследования (КСИ) и тесно связана с социальной практикой, то социальная философия, обобщая практику определённого этапа развития общества, решает его проблемы путём логического анализа. Кроме того, важную роль в этом анализе играет аксиологический момент, т.е. оценка значения социальных явлений с точки зрения различных норм, ценностей, идеалов.

В целом социальное познание включает в себя три стороны:

онтологическая, которая заключается в познании основ общества, о движущих силах и законах его развития, т.е. о разработке теоретических моделей общества, как особого, отличного от природного, вида бытия;

гносеологическая, связанная с выяснением того, каким образом должно осуществляться познание общественных явлений, каковы возможности, границы и методы этого познания, как соотносятся логика и интуиция, разум и вера, социальные факты и идеалы («правда-истина» и «правда-справедливость», по Михайловскому), т.е. как можно достичь наиболее адекватного понимания общества;

аксиологическая, которая касается уяснения ценностей культуры, их значения для истолкования социальных явлений с точки зрения общественного блага, справедливости, уважения прав человека, содействия общественному прогрессу и т.д. А поскольку эти оценки различаются в разных социально-философских теориях, то их изучение даёт более многостороннее и полное описание общества.

Эти стороны социального познания тесно связаны между собой, образуя целостную структуру познавательной деятельности людей.

Предназначение социальной философии проявляется в следующих её взаимосвязанных функциях:

мировоззренческая: заключается в том, что помогает сформировать систему взглядов на общество, на отношения между человеком и обществом и на место человека в этих отношениях;

теоретическая: состоит в том, что социальная философия позволяет проникнуть в сущность социальных явлений и процессов, познавать и объяснять их на уровне предельно общей теории, т.е. системы универсальных понятий, идей, принципов с целью приближения к социальной истине;

методологическая: заключается в применении общих положений социальной философии для исследования отдельных явлений, процессов, сторон общественной жизни; в этом случае положения социальной философии играют роль общей методологии, общего ориентира для других социальных наук и социальной практики;

прогностическая: выражается в том, что положения социальной философии способствуют предвидению общих тенденций развития общества, его отдельных сторон, возможных последствий деятельности людей, т.е. позволяет обществу моделировать своё будущее (с 40-х г.г. XX в. в западной науке с этой целью выделяется особая область знаний-футурология).

Таким образом, социальная философия, изучая человека как социального субъекта, общество во взаимодействии его сторон, законы функционирования и развития общества, выступает важнейшей формой самопознания человечества, стремясь ответить на такие мировоззренческие вопросы, как: «Кто мы? Откуда? Куда мы идём?» (П.Гоген).