рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Воздействие общества на природу.

Воздействие общества на природу. - раздел Философия, По дисциплине Философия. Раздел I. Предмет и специфика философского знания   Воздействие Общества На Природу Усиливалось В Ходе Историческ...

 

Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки.

В процессе производства человечество потребляет три вида ресурсов. Это: вещество, энергия и информация. Четвёртый ресурс принадлежит самому человеку с его интеллектом и способностью к труду.

Понятно, что вещество используется тем эффективнее, чем больше для этого применяется энергии, а вещество и энергия применяются тем лучше, чем богаче запас необходимой информации.

В зависимости от того, какой тип ресурсов являлся доминирующим в истории общества, выделяют три основных этапа в освоении природы, каждому из которых соответствует определённый тип общественного производства.

 

 

НТР

Промышленная

Аграрная революция

революция

       
   
 
 


Постиндустриальный

Индустриальный

Этапы Доиндустриальный

Главный

ресурс Вещество Энергия Информация


Тип Земледелие и Машинное Автоматизированное

Производства скотоводство производство производство

 


С каждым этапом усиливалось антропогенное (связанное с деятельностью человека) давление на природу. Например, в XX в. человечество потребило больше тепла и энергии, чем за всю свою предшествующую историю.

На современном этапе НТП человеческая деятельность превращается в планетарную силу, влияющую на всю естественную среду обитания человечества. В связи с тем, что человечество приобрело всепланетарный статус, то его проблемы также стали носить глобальный характер. В том числе: деятельность человека, относящегося к природе как к сырьевому придатку производства, приводит к обострению противоречия между обществом и природой, техносферой и биосферой и приобретает сегодня черты глобального экологического кризиса.

Этот кризис находит выражение в таких проблемах, как: разрушение почв, лесов, водных, воздушных бассейнов, их химическое и радиоактивное отравление, уничтожение растительного и животного мира, истощение земных недр. В этом же ряду – озоновые дыры, парниковый эффект.

Человечество производит сегодня в 2000 раз больше органических отходов, чем вся биосфера. При этом из общей массы добытого природного сырья в конечный продукт потребления превращается только 1/10 часть, остальное отправляется на свалку. Кроме того, из-за бурного роста населения средняя площадь посевов зерновых культур, приходящихся на одного человека, уменьшилась за последние 30 лет на одну треть.

Главная проблема антропологического влияния – противоречие между почти неограниченными потребностями человечества, его техническими возможностями и ограниченными возможностями самой природы. В связи с этим экологическая проблема становится проблемой охраны окружающей среды от разрушительного влияния человека.

Одна из составных частей этой проблемы – проблема социальной экологии – охрана человека, его здоровья, общества в целом в связи с исчерпанием природных ресурсов и загрязнением природной среды. Всё это может иметь плачевные результаты – появление врождённых пороков развития, раковые, наследственные заболевания, что подрывает жизнеспособность людей, ведёт к их генетическому вырождению. Поэтому некоторые учёные говорят об экологической и генетической катастрофе.

Как следствие, активизируется экологическое мышление, которое ставит вопрос о путях выхода из того экологического тупика, в который загнало себя человечество. Сегодня предлагаются различные варианты оценки и решения экологической проблемы. Среди них выделяют экологический пессимизм и научно-технический оптимизм. Представители первого ( Дж.Форрестер, Д.Медоуз, Р.Хайлбронер – в США) исходят из того, что полное восстановление экологического баланса уже невозможно и следует говорить только о некотором ослаблении воздействия общества на природу через, например, установление нулевого роста производства, отказ от современной техники, снижение прироста населения и т.п.

Представители научно-технического оптимизма (Д.Белл, А.Тоффлер в США, Б.де Жувенель, Ж.Фурастье во Франции, К.Фримен, Д.Габор в Великобритании и др.) считают, что все глобальные проблемы, в т.ч. и экологические, разрешимы с помощью научно-технического прогресса. Учитывая их предложения, а также наработки таких отечественных мыслителей, как В.И.Вернадский, Н.Н.Моисеев и др., обозначим главные пути решения экологической проблемы:

▪ уменьшение опасного антропогенного давления на природу за счёт регулирования роста населения планеты, устранения угрозы ядерного, химического самоуничтожения человечества, использования безотходных технологий, природоохранных мероприятий, ограничения роста производства и потребления, а также экологического воспитания людей;

▪ объединение усилий всех стран в преодолении экологических угроз;

▪ изыскание средств для существования человечества, не связанных с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли, что возможно за счёт развития науки, новых технологий, в том числе, биотехнологии.

Важной предпосылкой этих шагов является преодоление экономического и культурного разрыва между «Севером и Югом» через ускорение глобализации НТП. То есть человечество должно осознать себя как единое целое в своём отношении к природе. Самое главное условие поддержания гармонии с природой – разумное сосуществование людей друг с другом.

При этом необходима психологическая переориентация человеческого сообщества, смена стереотипов: современное общество стало обществом потребителей; потребление стало целью; всё производится для того, чтобы потреблять. Важно преодолеть потребительское отношение к природе, перейти от «человекоцентризма» к спасению Земли по принципу выведения «счастья человека» из «счастья планеты». Важнейший ориентир здесь – идея коэволюции, т.е. совместной эволюции человека и природы, с возможностями которой необходимо сопоставлять цели, средства и последствия человеческой деятельности.

В качестве вывода отметим следующее: общество, человек находятся в определённых отношениях с природой, которые он понимает в соответствии со своей философией. И хотя по мере развития общества зависимость человека от природы уменьшается, он в любом случае оказывается неразрывно с ней связанным. Это фиксируется в понятии «биосфера», частью которой является человечество.

К осознанию этого обстоятельства подталкивает рост экологических проблем, угрожающих самому существованию биосферы. В этих условиях обостряется проблема ответственности человека по отношению к природе, посредством которой он существует. А этика ответственности предполагает тщательный философский анализ, сопоставление различных точек зрения, диалектический учёт необходимых и случайных связей во взаимодействии общества и природы.

 

18. Наименование темы: «Общество как целостная саморазвивающаяся система», лекция, отведён 1 час.

 

18.1.Общество как система, структура общества.

18.2. Динамика общества и его развитие.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

По дисциплине Философия. Раздел I. Предмет и специфика философского знания

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... Липецкий филиал...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Воздействие общества на природу.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как мировоззрение
  Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение? Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,

Предназначение философии.
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях: ▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н

Философия Древней Индии.
  История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода: ▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.); ▪

Философия Древнего Китая.
  Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо

Общие особенности и периодизация античной философии.
  Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от

Основная проблематика западноевропейской средневековой философии.
  Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.
  Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере

Теория познания в философии Нового времени.
  1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н

Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.
  Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,

Философия французского Просвещения.
  1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау

Философия английского Просвещения.
  Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове

Концепция человека в философской системе Канта.
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр

Философия Гегеля. Основные законы диалектики.
  Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног

Антропологический материализм Фейербаха.
  Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке. Отстаивая материалистические взгляды на природу

Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии.
  Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов про

Марксизм и опыт XX века.
  Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения. Отношение

Философия жизни.
  Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил

Философия и психоанализ.
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс

Экзистенциализм.
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ

Философская герменевтика.
  Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка

Постмодернизм.
  Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм

Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
  Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо

Современная религиозная философия.
  Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото

История русской философии и ее своеобразие.
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско

Материалистические идеи в русской философии.
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О чело­веке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др. Н

Философия всеединства.
  У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной

Русский экзистенциализм.
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи

Русский космизм.
  Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую

Судьбы России в философии XX в.
  Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в

Современное понимание бытия.
  Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;

Структурные уровни материи.
Неживая природа Живая природа Неорганическая природа Биологический уровень Социальный уровень С

Как формы существования материи.
  Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.
  Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в структуре этой целостнос

Познание как предмет философского анализа.
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как

Структура процесса познания. Формы познания.
  Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:

Проблема истины в гносеологии
  Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч

Предмет, стороны и функции социальной философии.
  Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом

Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии.
  С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, м

Роль природных факторов в жизни и развитии общества.
  Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество». Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су

Общество как система, структура общества.
  Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

Динамика общества и его развитие.
  С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур

Факторы развития общественного производства.
  Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа

Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества. Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн

Роль государства в политической жизни общества.
  Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе

Политическое бытие общества и политическое сознание.
  Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание

Право и правосознание.
  Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с

Правовое состояние общества.
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес

Духовная жизнь общества и ее структура.
  Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н

Основные виды духовного освоения мира.
  а). Мораль Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю

Философские концепции исторического процесса.
  Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр

Направленность и смысл истории.
  В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы: 1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п

Проблема человека в истории социально-философской мысли.
  Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В отличие от других гума

Человек, индивид, личность.
  В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся? Понятие человек

Понятие и природа ценностей.
  Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото

Личность в ценностном измерении.
  Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги