рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общество как система, структура общества.

Общество как система, структура общества. - раздел Философия, По дисциплине Философия. Раздел I. Предмет и специфика философского знания   Находясь Во Взаимодействии С Природой, Общество, Вместе С Тем...

 

Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

Учитывая распространённый в социальных исследованиях подход к анализу общества в рамках социальной статики и социальной динамики, рассмотрим общество вначале в статике, как определённую системную целостность, а затем на этой основе обратимся к вопросу динамики общества.

Вопрос: «Что такое общество и как оно устроено?» является исходной проблемой социальной философии, т.к. он отражает объект данной науки.

Самое простое научное определение общества: совокупность людей, их объединений, а также совокупность взаимоотношений между ними. В этом определении выражен тот факт, что общество не может существовать без людей. В то же время, общество представляет собой нечто большее, чем простая сумма составляющих его индивидов, т.к. оно включает также те реальные отношения, которые объединяют людей в роды, племена, семьи, народности, нации, государство и в целом, в глобальное человеческое сообщество.

Указанные два компонента общественной организации – люди и их взаимоотношения – не исчерпывают, конечно, всё содержание структуры общества, а образуют как бы его главные, несущие опоры. В реальности структура общества многомерна, представляет собой огромное множество частей и элементов, взаимодействующих друг с другом посредством разнообразных связей и отношений.

Эти элементы можно выделять по разным основаниям и рассматривать общество с разных позиций, но в любом случае, важно учитывать, что эти элементы общества в своих связях и взаимодействиях образуют единую общественную систему, целостный социальный организм.

Поскольку социальная система отличается особой сложностью, для её описания нельзя ограничиваться только тем набором понятий, которые выработаны в рамках общей теории систем: «элемент», «система», «структура», «отношение» и др. Для этого привлекаются также и специфические социально-философские понятия: «субъект», «объект», «социальная деятельность», «общественные отношения» и др. Разработка этого понятийного аппарата – продукт длительного развития философской мысли.

Первые представления о системности в природе и обществе зародились уже в античной философии, но наиболее активно проблема системности общественной жизни начала разрабатываться в XIX-XX в.в. в трудах таких социальных мыслителей, как О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, М.Вебер, П.А.Сорокини др. С тех пор разработана система понятий, позволяющая понять структуру общества как целостной системы.

Под её элементом понимается мельчайшая часть общества или их совокупность. В качестве таковых могут выступать те или иные социальные субъекты (индивиды, их объединения, например, этнос, социальный слой, семья и т.п.), отношения (производственные, политические, религиозные и др.) , институты (производство, государство, система права, образования и т.д.). В качестве подсистем общества выделяют также основные сферы его жизни. Следует учитывать, что все эти части общества не однообразны, они сложны, многокачественны, иерархичны и выполняют жизненно важные для общества функции – сохранение, воспроизводство социальной системы, а также её развитие и совершенствование.

Устойчивые связи между элементами социальной системы образуют её структуру. В общем плане её можно определить как исторически сложившуюся форму организации общества, внутреннюю упорядоченность, согласованность взаимоотношений различных его частей. В качестве таковых могут выступать не только социальные субъекты (носители активности, направленной на объект), но и объекты – разнообразные явления, на которые направлена преобразовательная активность субъекта.

Социальная система, таким образом, охватывает всю совокупность социальных объектов и субъектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм. Это означает, что ненормальное или слабое функционирование одного из элементов или подсистем социальной системы оказывает неблагоприятное воздействие на другие её подсистемы и на её функционирование в целом.

По мере осознания особой сложности и многообразия общественной жизни, в философии стало усиливаться стремление отыскать какое-то общее основание, из которого можно было бы вывести всё это многообразие. Многие социальные мыслители таким основанием считают совместную деятельность людей, т.к. на её основе складывается структура общества: вся система общественных отношений и институтов. Это как бы та «клетка», из которой вырастает весь социальный организм в единстве всех его структурообразующих элементов.

Рассмотрим их более конкретно, в генетической связи друг с другом, начиная с понятия деятельности. Социальную деятельность можно определить как форму активного отношения к окружающему миру (природному и социальному) с целью его познания и преобразования. Её простейшим элементом является социальное действие.

Структура социальной деятельности включает в себя три взаимосвязанных элемента: 1) субъект деятельности – тот, кто преобразует (отдельные личности, социальные общности, государства, всё человечество, представляющие его органы, например, ООН); 2) объект деятельности – то, что подвергается преобразованиям (природная среда, вещи, люди, различные организации и институты, нормы культуры и так далее); 3) средства деятельности (земля, средства производства – как материального, так и духовного: средства хранения, передачи и использования информации, символы, знаки, речь и.д.).

Необходимость постоянного воспроизводства этих компонентов порождает основные типы общественной деятельности, образующие базовую структуру всей социальной системы, т.к. они являются условием существования общества как устойчивого социального образования.

Это четыре основных типа общественной деятельности.

1. Материальная деятельность – производство материальных благ и услуг. Эту форму деятельности называют по-разному, говорят, например, о материальном производстве (К.Маркс), экономической деятельности (Э.Дюркгейм), хозяйстве (С.Н.Булгаков) и т.п.

2. Социальная деятельность. Она выражается в производстве и воспроизводстве самих людей. В сфере этой деятельности создаются и реализуются программы образования и воспитания, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.

3. Организационно-управленческая (в узком смысле – политическая) деятельность. Её цель – поддержание и оптимизация общественных связей путём социального управления, политической деятельности (субъектами последней являются, прежде всего, государство и политические партии).

4. Духовная деятельность – деятельность по производству и потреблению разнообразной информации, научных идей, художественных ценностей, религиозных представлений, моральных норм и т.д.

В ходе осуществления этих четырёх важнейших видов деятельности складываются соответствующие виды общественных отношений (производственные, социальные, политические, духовные), которые можно определить как устойчивые взаимосвязи, возникающие в процессе совместной деятельности между социальными группами и внутри них.

Эти общественные отношения приобретают устойчивый характер благодаря социальным институтам (производство, институт семьи и брака, государство, право, духовные институты). Социальные институты регулируют общественные отношения, осуществляя социальный контроль и вырабатывая систему правил и норм, в соответствии с которыми действуют люди.

Соответственно основным видам деятельности, складывающимся в их рамках общественным отношениям и институтам, в обществе в качестве его подсистем выделяют четыре главные сферыэкономическую, социальную, политическую и духовную. Отметим, что каждая из них обладает сложной структурой и внутренними источниками своего развития. И все они в своём взаимодействии призваны удовлетворять важнейшие (фундаментальные) потребности общества. Кратко их охарактеризуем.

Экономическая сфера включает в себя производство, обмен, распределение и потребление материальных благ. Это сфера деятельности субъектов производственного процесса, институтов управления экономикой, экономическая политика государства. Экономическая сфера выделяется на базе материальных потребностей людей в пище, жилье, одежде и т.п.

Социальная сфера – сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, классов, профессиональных, социально-демографических и национальных слоёв населения по поводу социальных условий их жизнедеятельности. Функционирование социальной сферы связано с удовлетворением потребностей людей в поддержании здоровья, в образовании, в организации досуга, в получении социальной поддержки. Степень удовлетворения этих потребностей определяет уровень и качество жизни человека, что связано с его социальным положением.

Политическая сфера – социальное пространство деятельности социальных групп, классов, наций, политических партий и движений, направленной на осуществление их политических интересов. Эту сферу представляют различные политические институты, в первую очередь, государство – система органов, осуществляющих власть. Политическая сфера выделяется для удовлетворения потребности в организованности общественной жизни.

Духовная сфера – сфера отношений людей по поводу различного рода духовных ценностей, их производства, распространения и потребления. Эта сфера соответствует потребности человека в развитии своих способностей, в удовлетворении духовных запросов.

Все эти сферы общественной жизни выполняют разные функции в социальной системе, могут развиваться разными темпами и в то же время, они диалектически связаны между собой, влияют друг на друга и на всё историческое развитие общества.

Методологические подходы к пониманию общества могут быть разные: можно расположить его основные сферы таким образом, что они будут равны между собой, т.е. будут иметь одинаковую значимость для общественной жизни. Но их можно выстроить и в вертикальном порядке, учитывая особую роль в обществе каждой из них. С точки зрения марксистской социальной философии, экономика, выполняя функцию добывания средств существования, выступает фундаментом общества. Политическая сфера выполняет роль его управленческой надстройки. Социальная сфера, связанная с взаимоотношениями больших групп населения, пронизывает всю пирамиду общества. Духовная же сфера носит универсальный, «сквозной» характер, т.к. затрагивает все этажи общества.

В целом общество в единстве всех его подсистем, обладает способностью к самоорганизации, самоуправлению и саморазвитию.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

По дисциплине Философия. Раздел I. Предмет и специфика философского знания

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... Липецкий филиал...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общество как система, структура общества.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как мировоззрение
  Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение? Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,

Предназначение философии.
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях: ▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н

Философия Древней Индии.
  История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода: ▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.); ▪

Философия Древнего Китая.
  Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо

Общие особенности и периодизация античной философии.
  Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от

Основная проблематика западноевропейской средневековой философии.
  Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.
  Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере

Теория познания в философии Нового времени.
  1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н

Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.
  Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,

Философия французского Просвещения.
  1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау

Философия английского Просвещения.
  Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове

Концепция человека в философской системе Канта.
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр

Философия Гегеля. Основные законы диалектики.
  Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног

Антропологический материализм Фейербаха.
  Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке. Отстаивая материалистические взгляды на природу

Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии.
  Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов про

Марксизм и опыт XX века.
  Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения. Отношение

Философия жизни.
  Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил

Философия и психоанализ.
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс

Экзистенциализм.
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ

Философская герменевтика.
  Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка

Постмодернизм.
  Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм

Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
  Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо

Современная религиозная философия.
  Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото

История русской философии и ее своеобразие.
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско

Материалистические идеи в русской философии.
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О чело­веке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др. Н

Философия всеединства.
  У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной

Русский экзистенциализм.
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи

Русский космизм.
  Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую

Судьбы России в философии XX в.
  Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в

Современное понимание бытия.
  Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;

Структурные уровни материи.
Неживая природа Живая природа Неорганическая природа Биологический уровень Социальный уровень С

Как формы существования материи.
  Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.
  Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в структуре этой целостнос

Познание как предмет философского анализа.
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как

Структура процесса познания. Формы познания.
  Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:

Проблема истины в гносеологии
  Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч

Предмет, стороны и функции социальной философии.
  Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом

Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии.
  С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, м

Роль природных факторов в жизни и развитии общества.
  Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество». Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су

Воздействие общества на природу.
  Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки. В процессе производства человечество потребляет

Динамика общества и его развитие.
  С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур

Факторы развития общественного производства.
  Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа

Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества. Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн

Роль государства в политической жизни общества.
  Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе

Политическое бытие общества и политическое сознание.
  Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание

Право и правосознание.
  Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с

Правовое состояние общества.
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес

Духовная жизнь общества и ее структура.
  Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н

Основные виды духовного освоения мира.
  а). Мораль Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю

Философские концепции исторического процесса.
  Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр

Направленность и смысл истории.
  В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы: 1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п

Проблема человека в истории социально-философской мысли.
  Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В отличие от других гума

Человек, индивид, личность.
  В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся? Понятие человек

Понятие и природа ценностей.
  Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото

Личность в ценностном измерении.
  Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги