рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Динамика общества и его развитие.

Динамика общества и его развитие. - раздел Философия, По дисциплине Философия. Раздел I. Предмет и специфика философского знания   С Точки Зрения Социальной Динамики Общество Никогда Не Находи...

 

С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый уровень стабильности. Так, сточки зрения Г.Спенсера, фактор устойчивости общества – его классовая дифференциация.

Осмысление динамики общества осуществляется при помощи таких понятий, как «процесс», «функционирование», «развитие», «прогресс», «революция», «реформа» и др. Рассмотрим вкратце содержание этих понятий.

Процесс – это единая серия изменений в социальных системах. Возможны различные виды процессов: касающиеся отдельного человека; процессы, происходящие в отношениях двух индивидов; изменения, происходящие внутри социальных общностей и между ними; процессы изменений, охватывающие общество в целом. Возможны также процессы консолидации, сближения людей, но возможны и процессы, порождающие противостояния и конфликты.

Простейшим процессом является функционирование общества – происходящие в нём обратимые изменения, связанные с повседневной деятельностью людей в рамках сложившихся социальных структур и отношений. Т.е. через функционирование общество постоянно себя воспроизводит.

Изменение – это начальный этап перерождения в обществе или в его отдельных частях, носящий количественный характер (определённые новации в технике, технологии, в политической жизни, в культуре и т.д.).

Развитие же есть такие изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в общественной жизни. Развитие может принимать форму прогресса (от лат. – «восхождение»), либо регресса (от лат. – «нисхождение»).

Социальный прогресс – такой тип развития, который имеет следствием переход от менее к более сложной системной организации общества, т.е. переход от менее к более совершенным формам общественной жизни. Прогрессу противоположен регресс, для которого характерно обратное движение – от высшего к низшему, упрощение, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям.

Рассмотрение общества с точки зрения его изменения и развития предполагает рассмотрение таких вопросов, как:

▪ какова направленность изменений, происходящих в обществе?

▪ каковы источники или факторы общественного развития?

▪ в каких формах совершается это развитие?

В решении первого вопроса философы делятся на два основных направления: философы – детерминисты и философы – индетерминисты.

Философы-детерминисты (А.Августин, Гегель, Маркс, Конт, Спенсер и др.) признают преимущественную направленность развития от низших форм общественной жизни к высшим, но расходятся в понимании основ этого развития: одни видят эту основу в материальных условиях жизни людей (Маркс), другие – либо в Боге (теология), либо в духе, идеях (Гегель, Конт и др.).

Философы-индетерминисты (Шопенгауэр, Ницше, Поппер и др.), преувеличивая роль иррациональных начал в человеческих действиях, отрицают направленность и закономерность в развитии общества. Согласно Ницше, например, мир – это хаос, в котором имеет значение только иррациональная воля к власти, которая то ослабевает, то усиливается.

Отметим, что, несмотря на разнообразие подходов к решению вопроса о направленности происходящих в обществе изменений, всё же трудно отрицать экономический, технический прогресс общества, развитие культуры, науки, расширение возможностей удовлетворения многообразных потребностей людей.

Переходя к рассмотрению вопроса об источниках, факторах или причинах происходящих в обществе изменений, отметим, что с точки зрения диалектико-материалистической методологии, общество развивается в постоянном, противоречивом взаимодействии с природой. Однако главные причины развития общества необходимо искать внутри него. Именно поэтому нельзя извне воздействовать на общество с целью его изменения, если оно внутренне к этому не готово. В целом попытки объяснить развитие общества внешними по отношению к нему факторами (Бог, географическая среда и даже космические влияния) представляются достаточно односторонними.

Но и в понимании внутренних причин происходящих в обществе качественных изменений в социальной философии не существует единства. Одни искали эти причины в совершенствовании познавательных способностей человеческого разума (Кондорсе). Другие связывали их с изменениями в экономике, орудиях труда, методах организации производства (Маркс, Ростоу), третьи – с изменениями в культурной жизни, системе духовных ценностей (Гегель, Конт, Сорокин).

При этом, если одни теоретики считают, что основой общественного развития следует считать множество равноправных факторов – НТР, социокультурные особенности, материальное производство, природные условия, религию и т.д. (Ковалевский, Сорокин), то другие среди множества факторов общественного развития выделяли один, определяющий все другие. С этой точки зрения надо различать детерминанты и доминанту. В зависимости от её понимания выделяют, например, детерминизм географический, экономический, технологический и т.д.

Учитывая роль различных взаимодействующих факторов в изменениях структуры и организации общества, важно помнить, что эти изменения противоречивы, происходят через сопротивление новому, через борьбу нового и старого, через преодоление социальной инерции, которая иногда имеет под собой определённые основания. В результате имеем сложный, неоднозначный, конфликтный характер тех изменений, которые происходят в обществе, в том числе, современном. Так, немецкий социолог, философ XX в., Т.Адорно, видит источник развития постиндустриального общества в конфликте между гуманными целями человеческого существования и «бездушным» миром информационной техники.

Учитывая тот факт, что развитие общества носит закономерный характер, важно помнить, что в обществе действуют общие законы материального мира, т.к. оно является частью этого мира. Но в обществе действуют и те законы, которые устанавливают люди в процессе социальной практики, исходя из своих представлений о справедливости, добре, свободе. Т.е. объективные законы преломляются через субъективные, встречаясь с феноменом свободы.

Понимание общества как субъект-объекта обращает нас к такому важному фактору общественного развития, как противоречивое взаимодействие объективной и субъективной сторон общественной жизни. Объективная – то, что существует независимо от воли и сознания людей: условия жизни, материальные потребности, состояние экономики и политической структуры. Для каждого нового поколения людей эти условия выступают как объективная данность, в рамках которой они осуществляют свою жизнедеятельность и которая заставляет их действовать в определённом направлении.

Субъективная сторона – это деятельность отдельных людей, их групп, классов, партий, которая связана с их сознанием, волей, целями, ценностными ориентациями и интересами, которые обладают большой побудительной силой.

Диалектика этих сторон общественной жизни усматривается в следующем: субъективная сторона определяется объективными условиями (хотя и не предопределяется ими полностью), но она служит и предпосылкой их изменений. Именно субъективный фактор определяет альтернативность развития общественной жизни. В исторической динамике социальных альтернатив можно усмотреть появление чего-то нового, не сводимого всецело к исходным условиям. С этой точки зрения мощным фактором развития общества является творчество, которое возникает только на основе свободы. Немецкий философ Шеллинг утверждал, что «историческое отличается от природного по признаку свободы».

Но, хотя степень свободы в деятельности людей по ходу истории возрастает, в любом случае она имеет определённые ограничения. Отсюда – критика волюнтаризма, субъективистских решений, попыток «подправить» общество на основе утопических идей. А любая утопия, стремясь реализоваться, приводит к насилию, лишает общество и людей альтернативы развития.

Однако разумный человек не должен и уклоняться от действенной попытки совершенствования общества. Но при этом следует уважать свободу других, осознавать ограниченность своих знаний и стараться их расширить, понимать, что человек есть цель и никогда не может выступать в качестве средства.

Большая роль субъективного фактора общественной жизни проявляется в том, что глубокие изменения в ней происходят в форме реформаторских и революционных движений. Как движения социальные, они выражаются в коллективных, совместных действиях людей, которые совершаются более или менее организованно ради достижения определённых целей. Их наиболее глубокой причиной являются неудовлетворённые потребности людей, которые вызывают состояние социальной напряжённости и брожения, охватывающие различные общности вплоть до целых классов и народов.

В зависимости от применяемых методов и количества вовлечённых людей, эти движения могут быть как реформаторскими, так и революционными.

Реформаторские движения охватывают обычно ограниченные круги общества, которые стремятся к достижению изменений в рамках существующего порядка, например, путём улучшения законодательства (просветительские, профессиональные, правозащитные, отчасти национальные движения и т.п.).

Революционные движения, затрагивая коренные потребности больших масс людей, вовлекают в свою орбиту целые общественные классы, стремящиеся не к мирной реформе, а к ниспровержению существующего строя путём применения силы. Их организующим началом становятся обычно особые организации как зачатки новой политической власти. Результатом победы революционных движений становится коренное изменение социальных порядков, общественного строя общества, его социальных институтов и системы ценностей.

Понимание взаимодействия реформ и революций в теории и на практике разделяет эволюционную и революционную парадигмы в социальной диалектике. Если первая делает акцент на постепенном развитии общества путём реформ и согласования интересов противоположных классов, то вторая настаивает на необходимости классового насилия.

Социальная практика показывает, что доминирующей в общественной жизни становится реформаторская тенденция, хотя это не исключает возможности революций, когда они направлены против отживших порядков, тоталитарных режимов и т.п. Однако, учитывая большие издержки революций для многих людей, необходимо стремиться к ненасильственным средствам изменения нежелательной социальной ситуации, не столько к революциям, сколько к реформам. Заметим: чем более развито общество, тем больше у него потенциальных альтернатив и возможностей и вместе с тем меньше революций и насилия.

Обобщая материал темы, отметим: социально-философский анализ общества как целостной саморазвивающейся системы, включает в себя понимание его статики и динамики, т.е. и рассмотрение его взаимосвязанных элементов, и постоянно происходящих за счёт их противоречивого взаимодействия, процессов изменения и развития.

 

19. Наименование темы: «Философские проблемы экономической жизни общества», лекция, отведён 1 час.

 

19.1 Экономическая сфера общественной жизни и её структура.

19.2. Факторы развития производства.

 

19.1 Экономическая сфера общественной жизни и её структура.

 

Философия экономики – область социальной философии, рассматривающая экономику с философской точки зрения, т.е. с точки зрения того, как соотносятся между собой общество в целом и его экономическая жизнь и какое влияние она оказывает на развитие общества, каковы источники развития самой экономической жизни, каково соотношение её объективных и субъективных сторон. Значимые в области экономики философы: Аристотель, Маркс, М.Вебер, Дж.Ст.Милль, Хайек, Поппер и др.

Важная роль экономики (от гр.- «умение вести хозяйство») выражается в том, что она является способом поддержания любых форм жизни людей.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Она выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Это ещё и сфера взаимодействия общества и природы через трудовой процесс. Здесь непосредственно воплощается в жизнь экономическое сознание людей, реализуются их способности, удовлетворяются материальные потребности, используются достижения НТП, складываются экономические отношения, которые регулируются институтами управления экономикой.

К основным функциям экономической, материально-производственной сферы относят: воспроизводство материальных благ, интеграцию и дифференциацию экономической жизни, хозяйственно-организационную функцию, коммуникативную, управленческую, прогностическую, регулятивную, воспитательно-экономическую.

Марксистское учение характеризует экономическую сферу общественной жизни через понятие способа производства материальных благ, отводя ему определяющую роль в жизни и развитии общества. Аргументы здесь таковы,

▪ без постоянного осуществления производства материальных благ невозможно существование общества;

▪ способ производства, прежде всего сложившееся разделение труда и отношения собственности, определяют социально-классовую структуру общества;

▪ способ производства во многом определяет и политическую жизнь общества, поскольку в ней доминируют экономически господствующие классы и социальные группы, определяющие направление всей политической жизни;

▪ в процессе производства создаются необходимые материальные предпосылки и условия для развития духовной жизни общества.

И хотя многие западные теоретики подвергают критике эти аргументы за односторонность и классовый подход, можно констатировать большую роль способа производства в жизни общества и значимость самого этого понятия для теоретического анализа экономической сферы общественной жизни.

Поскольку основу развития всего общества Маркс усматривает в способе производства, возникает вопрос об источнике развития самого способа производства. Этот источник усматривается во взаимодействии двух его сторон: производительных сил и производственных отношений. Каждая из этих сторон включает систему взаимодействующих элементов, образуя структуру способа производства материальных благ. Рассмотрим его компоненты и их взаимосвязи.

 


Производительные силы включают в себя такие экономические факторы производства, как: средства производства и люди (=рабочая сила). В свою очередь, в составе средств производства выделяют предметы труда – то, что подвергается обработке, к чему человек прикладывает свой труд, а также средства труда – всё то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. Это: орудия труда (инструменты, механизмы, технические системы и т.д.), производственные помещения, производственные технологии, энергетическая база производства, транспорт (в том числе, нефтепроводы, газопроводы), средства связи (в том числе, компьютерные сети).

Но главной производительной силой является человек. Он – источник и носитель экономической инициативы, его физические и умственные способности вовлекаются в процесс производства и создают товары и услуги. Но рабочей силой человек становится при наличии у него профессиональных умений и навыков. Выделяют два основных типа экономических усилий человека: труд (исполнители) и предпринимательство (организаторы).

Развитие производительных сил измеряется количественно (производительность труда) и качественно (характер труда). В целом, чтобы общество могло развиваться, необходимо воссоздание всех элементов производства в возрастающем объёме.

Характеризуя производительные силы, отметим и дискуссионный момент: некоторые исследователи не включают в их состав предмет труда, поскольку он ничего не производит, другие же, помимо рассмотренных выше элементов, включают в состав производительных сил ещё и науку, технологический и человеческий аспекты которой оказываются включёнными в экономический процесс.

Вторая сторона способа производства – производственные отношения как отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства материальных благ, хотя и не вещественны, как производительные силы, но так же объективны, т.е. определяются не волей и желаниями людей, а достигнутым уровнем развития производительных сил.

Производственные отношения выражают общественный характер производства, которое изначально предстаёт как взаимодействие друг с другом многих людей, с исторически возникающим и нарастающим разделением труда.

Производственные отношения представляют собой сложную систему, в которую входят: отношения собственности, обмена, распределения и потребления. Марксизм считает, что первичными, системообраующими здесь являются отношения собственности на средства производства, т.к. они определяют: 1) все другие элементы производственных отношений и 2) социальный тип способа производства, характер экономической системы. Вкратце рассмотрим систему производственных отношений.

Отношения собственности – отношения между людьми по поводу владения, пользования и распоряжения материальными благами, в том числе, средствами производства. Известны разнообразные формы собственности: личная, частная, коллективная, корпоративная, государственная и т.п. Формы владения средствами производства определяют отношения между владельцами собственности (диктует условия трудовой деятельности) и непосредственными производителями (продают свои трудовые услуги собственнику за заработную плату).

Первоначально отношения собственности регулировались обычаями. В дальнейшем владение собственностью закрепляется юридически, регламентируется законом, охраняется государственной властью.

Отношения обмена между людьми, выступающими как обмен деятельностью, товарами и услугами, определяются сложившимся общественным разделением труда, а также отношениями собственности, которые закрепляют существующее разделение труда между различными группами людей, а, следовательно, и отношения обмена между ними. Обмен этот может происходить как в форме прямого продуктообмена, так и в товарной форме. С определённого времени обмен товарами и услугами регулируется рынком за счёт действия механизма спроса и предложения.

Из различного отношения людей к средствам производства вытекает и следующий компонент производственных отношений: формы и способы распределения произведённых продуктов, количественные отношения в распределении дохода. Такими формами могут быть прибыль, рента и т.д. у владельцев средств производства, заработная плата – у наёмных работников. И конечно, сравнительно с ними, владельцы средств производства будут получать значительно большую долю.

Это касается и отношений потребления, т.е. структуры и степени удовлетворения потребностей разных групп населения: владение или отсутствие собственности на средства производства определяет имущественное положение человека, качество его питания, комфортность жилья, уровень медицинского обслуживания, образования детей и т.д. Следует заметить, правда, что в современном мире, в условиях развитой экономики, отсутствие собственности на средства производства не всегда означает бедность и низкий уровень жизни. В этом плане некоторые критики марксизма упрекают его в абсолютизации роли собственности как основы производственных отношений, а также за то, что он выступает против частной собственности на средства производства, без которой нет конкурентно-рыночной экономики.

В упрёк этому учению ставят и то, что оно преувеличивает значение материального производства в жизни и развитии общества. Дело в том, что в условиях современного постиндустриального общества всё большую роль играет наука, новые технологии, связанные с производством и потреблением информации, происходит переход развитых стран от экономики товаров к экономике обслуживания, что сопровождается падением роли материального производства. Вместе с тем познавательную значимость категориального аппарата, разработанного Марксом, признают многие современные исследователи, в том числе, западные.

Учёт того обстоятельства, что человек выступает и субъектом экономических отношений, и главной производительной силой общества, позволяет представить экономическую сферу и в ином ракурсе – как диалектическое единство двух её сторон – объективной и субъективной.

Объективная сторона экономической жизни – та, которая не зависит от сознания и воли людей. К её компонентам относят: экономические потребности (в пище, одежде, жилье, средствах передвижения ит.п.) и интересы людей, в которых выражены пути и способы удовлетворения потребностей и которые выступают как побудительные силы их производственной деятельности.

Экономические интересы людей выступают, в то же время, как непосредственное проявление ещё одного компонента объективной стороны экономической жизни – производственно-экономических отношений, образующих в своём единстве с производительными силами способ производства материальных благ. Это также объективные экономические законы, которым подчиняется развитие способа производства и всей экономической жизни общества (закон стоимости, закон ценообразования, закон экономии времени и т.д.).

Только при условии всестороннего учёта объективных факторов экономической жизни общества, может осуществляться её эффективное функционирование и развитие.

Субъективная сторона экономической жизни общества – это проявления сознания людей, их воли, целей, ценностных ориентаций и т.д. – то, что выражает внутренний мир субъектов. Важнейший компонент здесь – экономическое сознание, содержание которого воспроизводит объективное содержание их экономической жизни. Оно содержит знания, отражающие различные аспекты процесса производства, обмена и распределения материальных благ, об организации и управлении производственно-хозяйственной деятельностью, о полезности и качестве товара, о роли денег и т.п.

Это сознание, как и другие формы общественного сознания, имеет обыденно-практический и теоретический уровни. Частичным аналогом первого уровня является экономическая психология людей, которая не только отражает определённые экономические явления, но и выражает определённое отношение к ним социальных субъектов (отдельные личности, социальные группы, большие массы людей). Многие исследователи придавали большое значение таким психологическим факторам экономической жизни общества, как: инстинкт конкуренции (Г.Шмоллер), инстинкт мастерства и стяжательства (Т.Веблен), религиозная психология (М.Вебер) и т.д. В настоящее время активно разрабатываются проблемы трудовой мотивации, психологии принятия решений, предпринимательской деятельности и др.

Теоретический уровень экономического сознания, приобретая идеологическую направленность, начинает разрабатываться уже в античности. Аристотель, например, выделил особую науку – экономику и ввёл в научный оборот ряд важных экономических понятий и идей. Но особенно быстро экономическое сознание на теоретическом уровне стало развиваться в эпоху капитализма (А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс и др.)

О роли всех рассмотренных выше экономических факторов в развитии производства пойдёт речь в п. 2 плана.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

По дисциплине Философия. Раздел I. Предмет и специфика философского знания

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... Липецкий филиал...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Динамика общества и его развитие.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как мировоззрение
  Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение? Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,

Предназначение философии.
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях: ▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н

Философия Древней Индии.
  История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода: ▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.); ▪

Философия Древнего Китая.
  Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо

Общие особенности и периодизация античной философии.
  Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от

Основная проблематика западноевропейской средневековой философии.
  Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.
  Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере

Теория познания в философии Нового времени.
  1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н

Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.
  Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,

Философия французского Просвещения.
  1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау

Философия английского Просвещения.
  Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове

Концепция человека в философской системе Канта.
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр

Философия Гегеля. Основные законы диалектики.
  Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног

Антропологический материализм Фейербаха.
  Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке. Отстаивая материалистические взгляды на природу

Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии.
  Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов про

Марксизм и опыт XX века.
  Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения. Отношение

Философия жизни.
  Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил

Философия и психоанализ.
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс

Экзистенциализм.
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ

Философская герменевтика.
  Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка

Постмодернизм.
  Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм

Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
  Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо

Современная религиозная философия.
  Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото

История русской философии и ее своеобразие.
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско

Материалистические идеи в русской философии.
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О чело­веке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др. Н

Философия всеединства.
  У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной

Русский экзистенциализм.
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи

Русский космизм.
  Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую

Судьбы России в философии XX в.
  Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в

Современное понимание бытия.
  Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;

Структурные уровни материи.
Неживая природа Живая природа Неорганическая природа Биологический уровень Социальный уровень С

Как формы существования материи.
  Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.
  Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в структуре этой целостнос

Познание как предмет философского анализа.
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как

Структура процесса познания. Формы познания.
  Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:

Проблема истины в гносеологии
  Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч

Предмет, стороны и функции социальной философии.
  Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом

Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии.
  С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, м

Роль природных факторов в жизни и развитии общества.
  Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество». Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су

Воздействие общества на природу.
  Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки. В процессе производства человечество потребляет

Общество как система, структура общества.
  Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

Факторы развития общественного производства.
  Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа

Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества. Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн

Роль государства в политической жизни общества.
  Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе

Политическое бытие общества и политическое сознание.
  Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание

Право и правосознание.
  Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с

Правовое состояние общества.
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес

Духовная жизнь общества и ее структура.
  Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н

Основные виды духовного освоения мира.
  а). Мораль Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю

Философские концепции исторического процесса.
  Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр

Направленность и смысл истории.
  В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы: 1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п

Проблема человека в истории социально-философской мысли.
  Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В отличие от других гума

Человек, индивид, личность.
  В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся? Понятие человек

Понятие и природа ценностей.
  Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото

Личность в ценностном измерении.
  Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги