рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Роль государства в политической жизни общества.

Роль государства в политической жизни общества. - раздел Философия, По дисциплине Философия. Раздел I. Предмет и специфика философского знания   Наиболее Важным Инструментом Политической Системы Общества Яв...

 

Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяет ему решающим образом влиять на социальные изменения. Да и вся история человечества в отношении организации власти в обществе может делиться на догосударственный и государственный периоды.

Что же такое государство? Как и почему оно возникло? Каково его соотношение с обществом и иными политическими единицами? Эти вопросы неоднозначно трактовались в истории философской мысли, т.е. выдвигались разные концепции происхождения государства. Учитывая разнообразие социально-исторических условий формирования государства, у разных народов, в каждой из этих концепций можно обнаружить зерно истины.

 
 

 

 


 

 
 
Органическая Общество и государство представляют собой общественный организм, состоящий из людей, как человеческий организм состоит из клеток (Аристотель, Г. Спенсер, А. Шеффле)

 

 


 

Как можно оценить эти концепции? История человечества показывает, что образование государства у разных народов имело свои особенности. Это было обусловлено разными факторами

Есть большая правота марксистского учения в понимании государства как особой организации, которая служит интересам господствующего класса и создана для того, чтобы держать эксплуатируемых в подчинении. Эта функция, особенно в доиндустриальных государствах, была важнейшей. В индустриальных же странах государство выполняет уже иные функции.

Иначе говоря, если в доиндустриальный период развития государство представляло собой результат насилия одной части общества над другой, то в последующие периоды своего развития государство все больше превращается в выражение всеобщей воли. Уже в самом слове «государство» просматривается такой смысл: государство – это как бы дар всеобщей воли (ср. укр. – «господарство»). Применительно к современности, прав, вероятно, М. Вебер, считающий, что в основе понятия государства лежит необходимость монополии на законное использование насилия, хотя и практика XX в. показывает, что не всегда законность обязательна.

Но как отличается государственная организация общества от догосударственной? Иначе говоря: каковы основные признаки государства?

К основным признакам государства относят наличие:

• публичной власти, отделенной от народа. Эта власть осуществляется особой частью общества; в нее входят бюрократический аппарат, вооруженные силы, суды и т.д. (напомним: по Локку, государство состоит из трех частей: законодательной, исполнительной и судебной);

• разделения людей по территориальному признаку, т.е. государственная власть распространяется на определенную территорию с определенным населением;

• налогов с населения, в том числе для содержания государственного аппарата;

• права, которое закрепляет определенную систему норм, санкционированных государством;

• суверенитета, т.е. независимости и верховенства государственной власти внутри и вне страны.

Основные направления деятельности государства, в которых реализуется его социальное назначение, выражается в его функциях. Они подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции:

• экономическая (формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием; установление и регулирование денежной системы; определение общих программ экономического развития; создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности; осуществление финансового контроля и т.д.);

• социальная (оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества; выделение необходимых средств на здравоохранение, отдых, строительство дорог, жилья и т.д.);

• охрана правопорядка;

• консолидация общества (социальный арбитраж);

• культурно-образовательная (политика в области культуры и образования);

• экологическая (система государственных мероприятий, направленных на сохранение и улучшение природных условий жизнедеятельности человека).

Внешние функции:

• обеспечение национальной безопасности;

• сотрудничество с другими государствами;

• отстаивание государственных интересов в международных отношениях.

Государство, возникая на определенной стадии развития общества, изменяется вместе с ним. Существуют разные основания выделения исторических типов государств. Наибольшее распространение получили два общетеоретических подхода – «формационный» и «цивилизационный», которые в чем-то дополняя друг друга, дают представление не только об общих чертах в развитии государственности, но и об особенностях ее в условиях разных цивилизаций.

Формационный подход (Маркс, Энгельс, Ленин) выделяет следующие исторические типы государств:

• рабовладельческое государство (диктатура рабовладельцев);

• феодальное государство (диктатура феодалов);

• капиталистическое государство (диктатура буржуазии);

• социалистическое государство (возникает через революцию и диктатуру пролетариата и отмирает с отмиранием классов).

Согласно цивилизационной парадигме (Еллинек, Коркунов, Крюгер, Гэлбрейт, Тойнби и др.), существовали следующие типы государства:

• древневосточное государство (деспотия);

• древнегреческое государство (полисная структура);

• древнеримское государство (имперское управление)

• средневековое государство (сословная политическая структура);

• современное государство (начинает исполнять роль посредника между гражданами и обществом на основе информатизации управления).

Типология государств имеет и другие основания для классификации. Соответственно выделяют различные формы государства.

Формы государства:

 

Демократичес- кое
Конфедера- тивное

 

 

Итак, под формами государства понимаются:

формы правления, т.е. организация государств, структура и порядок образования органов власти и распределения между ними компетенции. Наиболее характерны две формы правления – монархия и республика.

Монархия – форма правления, при которой высшая государственная власть представлена лицом, занимающим престол по праву родства или первородства. Монархия бывает абсолютная – неограниченная (Франция при Людовике XIV, Россия при Петре I) и ограниченная (законами) – конституционная монархия, например, современная Великобритания, Дания, Япония и др. В настоящее время таких государств в мире около 40.

Республика – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборному органу, избираемому на определенный срок. Республики были аристократические(Спарта, V – IV в.в. до н.э., Рим, I – III в.в. н.э.) и демократические (Афины, средневековые города-республики: Венеция, Новгород). Современная республикапрезидентская (США), парламентская (Италия, Германия и др.) и президентско-парламентская (Франция, Португалия и др.).

формы территориального устройства. По этому основанию государства делятся на: а) унитарные (единые) государства, в которых существуют единые для всей страны высшие органы государственной власти (Финляндия, Франция, Япония, Китай и т.д.); б) федеративные (союзные государства), в которых осуществление государственных функций распределено между высшими органами всей страны и высшими органами, входящими в состав федерации государственных единиц (США, Индия, Германия, Россия и др.); в) конфедерация – обычно являет собой союз нескольких независимых государств, объединившихся для решения каких-то общих задач – экономических, военных и т.д.

формы политического режима, т.е. применение определенных средств и методов государственного руководства обществом. По этому критерию различают следующие основные типы политических режимов – авторитарный, тоталитарный, и демократический.

В истории человечества логика властной организации общества, включая тип политического режима, имеет тенденцию к демократическим формам государственной жизни. Согласно отчетам нью-йоркской организации Freedom House, количество свободных или либеральных демократических государств выросло от 42 в 1972 г. до 76 в 1985 г., или с 29 % в 1972 г. до 33,5 % в 1985 г. и 39,8 % в 1995 г. – то, что политолог С. Хантингтон в 1991 г. описал как третью волну демократизации.

Понятие «демократия», как известно, определяется как власть народа. Демократия возникла в процессе становления государства и с тех пор, как Пифагор развил идеи о гражданском равенстве, а Фукидид впервые употребил понятие «демократия», проблемы демократического развития остаются в центре политической практики и теоретических дискуссий.

Напомним позицию неприятия демократии Платоном, Аристотелем и их аргументы. В дальнейшем большое влияние на развитие концепций демократии оказали такие мыслители, как Макиавелли, Локк, Монтескье, А. де Токвиль; в XX веке – М. Вебер, Д. Белл, Д. Ф. Томпсони др.

• избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании • гарантированность личных прав и свобод • принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства • защищенность личности от произвола и беззакония • многопартийность, наличие в партийной системе различных партий, действующих в рамках конституции • легальная оппозиция как неотъемлемый элемент политического процесса • плюралистическая политическая культура • силовые структуры обеспечивают внутреннюю и внешнюю безопасность, их деятельность регламентируется законом, они – вне политики P.S.: для современных демократий – реализация принципа разделения властей (правовое государство) и гражданское общество, которое контролирует государство и всю политическую систему.

 

Современные представления о демократии очень многообразны и не вписываются в рамки одного направления социально-философской и политологической мысли. Но в целом это – идеальный тип общественного устройства, относительно которого английский политик У. Черчилль говорил, что демократия – самый отвратительный вид государственного правления, но до сих пор человечество не придумало ничего лучше.

В настоящее время либеральной (т.е. основанной на концепции прав человека) и эгалитарной (исходящей из идеи всеобщего равенства) противопоставляется так называемая органическая демократия, предполагающая опору не на индивида или массы, а на народ как целое.

Важнейшими предпосылками и одновременно следствием демократического политического режима выступает гражданское общество и правовое государство. Именно формирование гражданского общества и правового государства определяет магистральный путь развития России.

Долгое время в политической философии понятия «гражданское общество» и «государство» не различались. И хотя идея гражданского общества возникает еще в античности, само это понятие впервые возникает в работе Т. Гоббса «Левиафан…». Далее Дж. Локк провозглашает его (гражданского общества) примат над государством, а Ш. Монтескье показывает противоречивое единство законов гражданского общества и государства. По Канту формирование гражданского общества – главный путь к сочетанию свободы каждого со свободой других. У Гегеля, а позднее у К. Маркса противоположность гражданского общества и государства есть противоположность частного и общего интересов.

В современной интерпретации гражданское общество есть сфера свободной самоорганизации граждан и деятельности их добровольных объединений, созданных для реализации их жизненных интересов и защиты гражданских прав – та сфера, которая развивается независимо от государства и законодательно ограждена от его прямого вмешательства. Если в государстве преобладают связи соподчиненные, вертикальные, то гражданское общество характеризуется прежде всего связями горизонтальными, координационными. Основные его институты - следующие.

 

Институты гражданского общества:

 

 

 

 
 


Производственные
Политико-культурные

 

 

.

 

Как историческое явление гражданское общество начинает формироваться в ходе раннебуржуазных революций в Европе. Его основой становится юридически свободный индивид. Не случайно реальное функционирование гражданского общества начинается с принятия биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека во Франции. С этого времени гражданское общество и государство оказываются тесно взаимосвязаны, хотя характер этой взаимосвязи весьма сложен и противоречив. В соответствии с либерально-просветительской традицией гражданское общество и государство должны дополнять и уравновешивать друг друга, обеспечивая развитие общества на началах большей справедливости и гуманности.

Полноценное гражданское общество реализуется при условии установления правового государства(о нем – в теме 21).

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

По дисциплине Философия. Раздел I. Предмет и специфика философского знания

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... Липецкий филиал...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Роль государства в политической жизни общества.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как мировоззрение
  Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение? Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,

Предназначение философии.
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях: ▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н

Философия Древней Индии.
  История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода: ▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.); ▪

Философия Древнего Китая.
  Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо

Общие особенности и периодизация античной философии.
  Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от

Основная проблематика западноевропейской средневековой философии.
  Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.
  Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере

Теория познания в философии Нового времени.
  1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н

Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.
  Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,

Философия французского Просвещения.
  1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау

Философия английского Просвещения.
  Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове

Концепция человека в философской системе Канта.
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр

Философия Гегеля. Основные законы диалектики.
  Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног

Антропологический материализм Фейербаха.
  Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке. Отстаивая материалистические взгляды на природу

Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии.
  Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов про

Марксизм и опыт XX века.
  Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения. Отношение

Философия жизни.
  Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил

Философия и психоанализ.
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс

Экзистенциализм.
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ

Философская герменевтика.
  Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка

Постмодернизм.
  Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм

Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
  Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо

Современная религиозная философия.
  Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото

История русской философии и ее своеобразие.
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско

Материалистические идеи в русской философии.
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О чело­веке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др. Н

Философия всеединства.
  У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной

Русский экзистенциализм.
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи

Русский космизм.
  Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую

Судьбы России в философии XX в.
  Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в

Современное понимание бытия.
  Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;

Структурные уровни материи.
Неживая природа Живая природа Неорганическая природа Биологический уровень Социальный уровень С

Как формы существования материи.
  Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.
  Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в структуре этой целостнос

Познание как предмет философского анализа.
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как

Структура процесса познания. Формы познания.
  Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:

Проблема истины в гносеологии
  Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч

Предмет, стороны и функции социальной философии.
  Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом

Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии.
  С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, м

Роль природных факторов в жизни и развитии общества.
  Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество». Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су

Воздействие общества на природу.
  Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки. В процессе производства человечество потребляет

Общество как система, структура общества.
  Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

Динамика общества и его развитие.
  С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур

Факторы развития общественного производства.
  Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа

Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества. Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн

Политическое бытие общества и политическое сознание.
  Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание

Право и правосознание.
  Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с

Правовое состояние общества.
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес

Духовная жизнь общества и ее структура.
  Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н

Основные виды духовного освоения мира.
  а). Мораль Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю

Философские концепции исторического процесса.
  Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр

Направленность и смысл истории.
  В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы: 1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п

Проблема человека в истории социально-философской мысли.
  Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В отличие от других гума

Человек, индивид, личность.
  В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся? Понятие человек

Понятие и природа ценностей.
  Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото

Личность в ценностном измерении.
  Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги