рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Право и правосознание.

Право и правосознание. - раздел Философия, По дисциплине Философия. Раздел I. Предмет и специфика философского знания   Большая Роль Правовой Подсистемы Общества Состоит В Том, Что ...

 

Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она становится объектом изучения не только конкретных юридических наук, но и философии права, которая рассматривает наиболее общие, теоретико-мировоззренческие проблемы правовой жизни общества.

Уже в античной философии (Сократ, Платон, Аристотель) активно обсуждались такие вопросы, как соотношение права и справедливости, права и закона, права и силы и др. Особенно большое место философия права занимала в философии Просвещения (доктрина «естественного права»), в немецкой классической философии (Кант, Гегель) и в марксистской философии (Маркс, Энгельс, Ленин). В западной и отечественной философии идея права получила осмысление в её неокантианском, неогегельянском, экзистенциалистском истолковании.

В любом случае, важнейшим для философии права вопросом является выяснение сущности и природы права, который и сегодня остаётся предметом дискуссий. В настоящее время в фокусе внимания оказываются два основных подхода к пониманию сущности права: традиционный, или «запретительный» и либеральный, опирающийся на идею «естественных», неотчуждаемых прав и свобод личности.

В рамках традиционного подхода права трактуются как система общеобязательных норм (правил) поведения людей, устанавливаемых и поддерживаемых государством. Суть такого понимания права – «запрещено всё, что не разрешено».

Либеральная концепция права, возникшая во второй половине XVIII в.(Кант, Монтескье, Руссо, Беккариа и др.) исходит из того, что в нём первичны не запреты и репрессии, а права и свободы человека. Эта концепция опирается на принцип «разрешено всё, что не запрещено законом» («Нельзя-концепция», Локк) и «свобода есть право делать всё, что разрешено законами» («Можно-концепция», Монтескье).

В принципе два эти подхода не исключают друг друга, они скорее, взаимодополнительны. Однако в современной мировой практике всё большее распространение получает либеральная трактовка сущности права. При этом превалирующей признаётся концепция Локка: именно в её рамках появляется понятие правового государства, в направлении которого развиваются современные демократические государства.

В общем плане право можно определить как систему законодательных (юридических) норм, которые утверждаются и поддерживаются государством и которые обеспечиваются силой государственного принуждения. Большая принудительная сила права связана с тем, оно обеспечивает исполнение норм, являющихся основой общественной безопасности.

Таким образом, право оказывается теснейшим образом связано с политической подсистемой общества (её иногда определяют как политико-правовую). Это связано с тем, что государство и право не могут существовать друг без друга, т.к. субъект права – государство, а высшая инстанция – суд. С другой стороны, и государство не может существовать без права, п.ч. правовые нормы определяют всю государственную систему, полномочия отдельных государственных органов, принципы их деятельности, а также взаимоотношения должностных лиц и граждан.

При этом сущность, субстанцию права составляют не сами по себе санкционированные государством юридические нормы, законы, кодексы (они – только внешнее выражение права, его историческая форма), а то, что эти нормы и законы призваны регулировать: взаимные притязания индивидов, их ожидания и требования адекватного общественного ответа на свои действия, их правовой статус.

В результате действия права в обществе утверждается определённый правопорядок, правовые отношения, выступающие в качестве формы, в которой узаконивают себя другие общественные отношения. Отсюда – различные виды права: оно закрепляет отношения собственности, механизм хозяйственных связей, выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право); регламентирует организацию и деятельность государственного механизма (конституционное право, административное право); определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру разрешения конфликтов (уголовное право, процессуальное право); воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право); регламентирует отношения между государствами (международное право).

В целом право как результат правовой деятельности соответствующих госучреждений (законодательных органов, прокуратуры, судов, органов охраны порядка) выполняет функции:

регулятивно-статическую – возложение на лиц обязанностей воздерживаться от определённых действий (например, запрет на воровство и хищения);

регулятивно-динамическую – предписывает гражданам совершать активные действия (например, защита страны от внешних посягательств);

охранительную – охрана существующих общественных отношений.

Как уже отмечалось, в результате действия права в обществе утверждаются определённые правоотношения – возникающие на основе норм права общественные отношения, в которых стороны связаны между собой конкретными взаимными правами и обязанностями, гарантированными государством. Вступая в эти отношения, люди становятся их участниками, носителями прав и юридических обязанностей. Соответственно, у них формируется правосознание – совокупность определённых знаний и оценок, чувств и привычек, выражающих представления какой-либо социальной группы или индивида не только о самом праве, но и об обеспечивающих существование права институтов – государстве, правосудии. Правовое сознание оперирует такими понятиями, как справедливость, законность, общественный порядок, преступление, наказание.

Правосознание является выражением господствующих в данном обществе экономических, социальных и политических идей и реализуется в праве и правосудии. Как и другие формы общественного сознания, правосознание неоднородно: в нём выделяют обыденно-психологический и теоретико-идеологический уровни. На первом уровне правовое сознание предстаёт как совокупность чувств, навыков, привычек и несистематизированных знаний, в которых выражено определённое фактическое знание индивидами права, проявляющееся в стремлении следовать правовым стандартам поведения.

Правда, поддерживая, как правило, идею правопорядка в обществе, правовая психология может быть внутренне противоречива: человек знает «что такое хорошо и что такое плохо», но груз привычек, либо соображения личной выгоды влекут его не в лучшем направлении. Правовая психология играет важную роль по регулированию повседневных взаимоотношений отдельных людей.

Там же, где речь идёт о правовых отношениях определённых социальных групп или же эти отношения строятся через социальные институты (государства, правосудия и пр.), проявляет себя иной уровень правосознания – теоретико-идеологический. На этом уровне осуществляется осмысление самой сущности права, его возможностей и границ, анализ опыта правовой жизни, деятельности правовых институтов, теоретически обосновываются права и обязанности людей и социальных групп в обществе, объясняется, что такое свобода и справедливость. Это – сфера действия профессионалов, т.е. теоретиков, идеологов. К их компетенции относится разработка системы правовых наук, научно-практические рекомендации законодательным и правоприменительным органам, обучение правовым знаниям и т.п.

Правосознание занимает промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. Обыденный уровень правосознания тяготеет к нравственному сознанию, а теоретический – к политическому. Однако, если с точки зрения нравственности поступки оцениваются как хорошие или плохие, справедливые или несправедливые, то с точки зрения права – как законные или незаконные. Право иногда определяют как минимум нравственности, юридически закреплённый в законах.

Степень развитости правосознания как обыденного, так и теоретического – один из важных показателей правового состояния общества, его правовой культуры. Невозможна, например, действительная демократия без того, чтобы каждый человек в полной мере осознавал свои права и обязанности, имел сформировавшиеся представления о справедливости, законности, понимал характер правовых отношений, характер работы правовых учреждений, их компетенцию.

Учитывая специфику правовой подсистемы общества, отметим, что своим происхождением она обязана процессам разделения труда, развития товарного производства, следствием чего явилось возникновение классов и государства.

В доклассовом обществе поведение членов рода, племени регулировалось обычаями и традициями, исполнение которых обеспечивалось всем коллективом. Когда общество раскололось на классы с противоположными интересами, обычаи и традиции не могли уже регулировать поведение всех людей. Их место занимает право как принудительно-обязательные нормы поведения людей, устанавливаемые государством и выражающие волю экономически и политически господствующего класса. Поскольку важнейшим назначением права была защита частной собственности, то с этим были связаны самые жестокие законы древности (например, законы Дракона в Афинах).

Отсюда – классическое определение К.Маркса: «Право – это воля господствующего класса, возведённая в закон». Вместе с тем, законы в классовом обществе гарантируют минимум прав и свобод всем гражданам, а в определённых исторических условиях они могут быть результатом противоборства или компромисса различных социальных сил.

Будучи продуктом исторического развития общества, право само изменяется: в конкретных исторических типах общества право и правоотношения соответствуют определённой экономическому базису. Так, в рабовладельческом обществе рабы не являются субъектом права. Раб лишь охраняется правом как собственность рабовладельца, подобно другим объектам собственности. В феодальном обществе право закрепляет собственность феодалов на землю и зависимость от них непосредственных производителей (наиболее тяжёлая форма этой зависимости – крепостное право). Феодальное право юридически закрепляет неравенство различных сословий перед законом.

Будучи обусловлено экономическим строем общества, его социально-политической структурой, право испытывает также влияние культурного развития общества, исторических традиций, господствующей идеологии.

В целом к главным особенностям права можно отнести:

▪ его связь с государством;

▪ его классовый характер;

▪ его исторически-обусловленный характер.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

По дисциплине Философия. Раздел I. Предмет и специфика философского знания

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... Липецкий филиал...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Право и правосознание.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как мировоззрение
  Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение? Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,

Предназначение философии.
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях: ▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н

Философия Древней Индии.
  История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода: ▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.); ▪

Философия Древнего Китая.
  Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо

Общие особенности и периодизация античной философии.
  Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от

Основная проблематика западноевропейской средневековой философии.
  Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.
  Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере

Теория познания в философии Нового времени.
  1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н

Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.
  Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,

Философия французского Просвещения.
  1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау

Философия английского Просвещения.
  Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове

Концепция человека в философской системе Канта.
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр

Философия Гегеля. Основные законы диалектики.
  Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног

Антропологический материализм Фейербаха.
  Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке. Отстаивая материалистические взгляды на природу

Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии.
  Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов про

Марксизм и опыт XX века.
  Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения. Отношение

Философия жизни.
  Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил

Философия и психоанализ.
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс

Экзистенциализм.
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ

Философская герменевтика.
  Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка

Постмодернизм.
  Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм

Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
  Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо

Современная религиозная философия.
  Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото

История русской философии и ее своеобразие.
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско

Материалистические идеи в русской философии.
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О чело­веке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др. Н

Философия всеединства.
  У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной

Русский экзистенциализм.
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи

Русский космизм.
  Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую

Судьбы России в философии XX в.
  Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в

Современное понимание бытия.
  Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;

Структурные уровни материи.
Неживая природа Живая природа Неорганическая природа Биологический уровень Социальный уровень С

Как формы существования материи.
  Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.
  Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в структуре этой целостнос

Познание как предмет философского анализа.
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как

Структура процесса познания. Формы познания.
  Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:

Проблема истины в гносеологии
  Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч

Предмет, стороны и функции социальной философии.
  Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом

Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии.
  С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, м

Роль природных факторов в жизни и развитии общества.
  Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество». Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су

Воздействие общества на природу.
  Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки. В процессе производства человечество потребляет

Общество как система, структура общества.
  Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

Динамика общества и его развитие.
  С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур

Факторы развития общественного производства.
  Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа

Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества. Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн

Роль государства в политической жизни общества.
  Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе

Политическое бытие общества и политическое сознание.
  Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание

Правовое состояние общества.
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес

Духовная жизнь общества и ее структура.
  Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н

Основные виды духовного освоения мира.
  а). Мораль Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю

Философские концепции исторического процесса.
  Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр

Направленность и смысл истории.
  В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы: 1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п

Проблема человека в истории социально-философской мысли.
  Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В отличие от других гума

Человек, индивид, личность.
  В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся? Понятие человек

Понятие и природа ценностей.
  Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото

Личность в ценностном измерении.
  Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги