Право и правосознание.

 

Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она становится объектом изучения не только конкретных юридических наук, но и философии права, которая рассматривает наиболее общие, теоретико-мировоззренческие проблемы правовой жизни общества.

Уже в античной философии (Сократ, Платон, Аристотель) активно обсуждались такие вопросы, как соотношение права и справедливости, права и закона, права и силы и др. Особенно большое место философия права занимала в философии Просвещения (доктрина «естественного права»), в немецкой классической философии (Кант, Гегель) и в марксистской философии (Маркс, Энгельс, Ленин). В западной и отечественной философии идея права получила осмысление в её неокантианском, неогегельянском, экзистенциалистском истолковании.

В любом случае, важнейшим для философии права вопросом является выяснение сущности и природы права, который и сегодня остаётся предметом дискуссий. В настоящее время в фокусе внимания оказываются два основных подхода к пониманию сущности права: традиционный, или «запретительный» и либеральный, опирающийся на идею «естественных», неотчуждаемых прав и свобод личности.

В рамках традиционного подхода права трактуются как система общеобязательных норм (правил) поведения людей, устанавливаемых и поддерживаемых государством. Суть такого понимания права – «запрещено всё, что не разрешено».

Либеральная концепция права, возникшая во второй половине XVIII в.(Кант, Монтескье, Руссо, Беккариа и др.) исходит из того, что в нём первичны не запреты и репрессии, а права и свободы человека. Эта концепция опирается на принцип «разрешено всё, что не запрещено законом» («Нельзя-концепция», Локк) и «свобода есть право делать всё, что разрешено законами» («Можно-концепция», Монтескье).

В принципе два эти подхода не исключают друг друга, они скорее, взаимодополнительны. Однако в современной мировой практике всё большее распространение получает либеральная трактовка сущности права. При этом превалирующей признаётся концепция Локка: именно в её рамках появляется понятие правового государства, в направлении которого развиваются современные демократические государства.

В общем плане право можно определить как систему законодательных (юридических) норм, которые утверждаются и поддерживаются государством и которые обеспечиваются силой государственного принуждения. Большая принудительная сила права связана с тем, оно обеспечивает исполнение норм, являющихся основой общественной безопасности.

Таким образом, право оказывается теснейшим образом связано с политической подсистемой общества (её иногда определяют как политико-правовую). Это связано с тем, что государство и право не могут существовать друг без друга, т.к. субъект права – государство, а высшая инстанция – суд. С другой стороны, и государство не может существовать без права, п.ч. правовые нормы определяют всю государственную систему, полномочия отдельных государственных органов, принципы их деятельности, а также взаимоотношения должностных лиц и граждан.

При этом сущность, субстанцию права составляют не сами по себе санкционированные государством юридические нормы, законы, кодексы (они – только внешнее выражение права, его историческая форма), а то, что эти нормы и законы призваны регулировать: взаимные притязания индивидов, их ожидания и требования адекватного общественного ответа на свои действия, их правовой статус.

В результате действия права в обществе утверждается определённый правопорядок, правовые отношения, выступающие в качестве формы, в которой узаконивают себя другие общественные отношения. Отсюда – различные виды права: оно закрепляет отношения собственности, механизм хозяйственных связей, выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право); регламентирует организацию и деятельность государственного механизма (конституционное право, административное право); определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру разрешения конфликтов (уголовное право, процессуальное право); воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право); регламентирует отношения между государствами (международное право).

В целом право как результат правовой деятельности соответствующих госучреждений (законодательных органов, прокуратуры, судов, органов охраны порядка) выполняет функции:

регулятивно-статическую – возложение на лиц обязанностей воздерживаться от определённых действий (например, запрет на воровство и хищения);

регулятивно-динамическую – предписывает гражданам совершать активные действия (например, защита страны от внешних посягательств);

охранительную – охрана существующих общественных отношений.

Как уже отмечалось, в результате действия права в обществе утверждаются определённые правоотношения – возникающие на основе норм права общественные отношения, в которых стороны связаны между собой конкретными взаимными правами и обязанностями, гарантированными государством. Вступая в эти отношения, люди становятся их участниками, носителями прав и юридических обязанностей. Соответственно, у них формируется правосознание – совокупность определённых знаний и оценок, чувств и привычек, выражающих представления какой-либо социальной группы или индивида не только о самом праве, но и об обеспечивающих существование права институтов – государстве, правосудии. Правовое сознание оперирует такими понятиями, как справедливость, законность, общественный порядок, преступление, наказание.

Правосознание является выражением господствующих в данном обществе экономических, социальных и политических идей и реализуется в праве и правосудии. Как и другие формы общественного сознания, правосознание неоднородно: в нём выделяют обыденно-психологический и теоретико-идеологический уровни. На первом уровне правовое сознание предстаёт как совокупность чувств, навыков, привычек и несистематизированных знаний, в которых выражено определённое фактическое знание индивидами права, проявляющееся в стремлении следовать правовым стандартам поведения.

Правда, поддерживая, как правило, идею правопорядка в обществе, правовая психология может быть внутренне противоречива: человек знает «что такое хорошо и что такое плохо», но груз привычек, либо соображения личной выгоды влекут его не в лучшем направлении. Правовая психология играет важную роль по регулированию повседневных взаимоотношений отдельных людей.

Там же, где речь идёт о правовых отношениях определённых социальных групп или же эти отношения строятся через социальные институты (государства, правосудия и пр.), проявляет себя иной уровень правосознания – теоретико-идеологический. На этом уровне осуществляется осмысление самой сущности права, его возможностей и границ, анализ опыта правовой жизни, деятельности правовых институтов, теоретически обосновываются права и обязанности людей и социальных групп в обществе, объясняется, что такое свобода и справедливость. Это – сфера действия профессионалов, т.е. теоретиков, идеологов. К их компетенции относится разработка системы правовых наук, научно-практические рекомендации законодательным и правоприменительным органам, обучение правовым знаниям и т.п.

Правосознание занимает промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. Обыденный уровень правосознания тяготеет к нравственному сознанию, а теоретический – к политическому. Однако, если с точки зрения нравственности поступки оцениваются как хорошие или плохие, справедливые или несправедливые, то с точки зрения права – как законные или незаконные. Право иногда определяют как минимум нравственности, юридически закреплённый в законах.

Степень развитости правосознания как обыденного, так и теоретического – один из важных показателей правового состояния общества, его правовой культуры. Невозможна, например, действительная демократия без того, чтобы каждый человек в полной мере осознавал свои права и обязанности, имел сформировавшиеся представления о справедливости, законности, понимал характер правовых отношений, характер работы правовых учреждений, их компетенцию.

Учитывая специфику правовой подсистемы общества, отметим, что своим происхождением она обязана процессам разделения труда, развития товарного производства, следствием чего явилось возникновение классов и государства.

В доклассовом обществе поведение членов рода, племени регулировалось обычаями и традициями, исполнение которых обеспечивалось всем коллективом. Когда общество раскололось на классы с противоположными интересами, обычаи и традиции не могли уже регулировать поведение всех людей. Их место занимает право как принудительно-обязательные нормы поведения людей, устанавливаемые государством и выражающие волю экономически и политически господствующего класса. Поскольку важнейшим назначением права была защита частной собственности, то с этим были связаны самые жестокие законы древности (например, законы Дракона в Афинах).

Отсюда – классическое определение К.Маркса: «Право – это воля господствующего класса, возведённая в закон». Вместе с тем, законы в классовом обществе гарантируют минимум прав и свобод всем гражданам, а в определённых исторических условиях они могут быть результатом противоборства или компромисса различных социальных сил.

Будучи продуктом исторического развития общества, право само изменяется: в конкретных исторических типах общества право и правоотношения соответствуют определённой экономическому базису. Так, в рабовладельческом обществе рабы не являются субъектом права. Раб лишь охраняется правом как собственность рабовладельца, подобно другим объектам собственности. В феодальном обществе право закрепляет собственность феодалов на землю и зависимость от них непосредственных производителей (наиболее тяжёлая форма этой зависимости – крепостное право). Феодальное право юридически закрепляет неравенство различных сословий перед законом.

Будучи обусловлено экономическим строем общества, его социально-политической структурой, право испытывает также влияние культурного развития общества, исторических традиций, господствующей идеологии.

В целом к главным особенностям права можно отнести:

▪ его связь с государством;

▪ его классовый характер;

▪ его исторически-обусловленный характер.