рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Правовое состояние общества.

Правовое состояние общества. - раздел Философия, По дисциплине Философия. Раздел I. Предмет и специфика философского знания То, О Чем Мы Говорили В Пункте 1 Данной Темы, Характеризует Право Больше С Вн...

То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качественную определённость и подлинно гуманную сущность, напомним: в обществах, где существовала полная или частичная несвобода людей (рабство, крепостничество) законы создавались в интересах экономически и политически господствующего класса, закрепляя их права и привилегии. Право в этих обществах не было всеобщим и справедливым.

В процессе развития буржуазного общества утверждались формально-всеобщие равенство и свобода, что имело общечеловеческую ценность. Немецкий философ Кант показал, что право по самому своему понятию восходит ко всеобщей правовой мере – справедливости. Справедливость – «justitia» происходит от права – «jus». Но что есть справедливость? Это – всеобщая и равная мера свободы для всех.

Правовой принцип равенства означает применение равной меры к заведомо неравным (в политическом, имущественном, семейном прочих отношениях) индивидам. Главное – чтобы они не нарушали существующих норм поведения и тем самым поддерживали общий правовой порядок. А правовой порядок в обществе означает реальную возможность для индивида реализовать свои интересы и притязания в цивилизованной форме, т.е. не подвергаясь опасности произвола, самоуправства или ущемления прав личности со стороны государства или других индивидов.

Однако свобода каждого отдельного человека кончается там, где начинается свобода другого. Следовательно, и здесь неизбежно применение принципа равенства: свобода должна быть равной для всех или её не будет вовсе. Право поэтому выступает мерой свободы индивидов, оно указывает её рамки, пределы, выход за которые нарушает свободу другого, а значит, подрывает правопорядок.

В свою очередь, осуществление правовых принципов равенства и свободы равно по смыслу третьему правовому началу – справедливости. Правовая же справедливость и есть, в конечном счёте, соблюдение общего баланса, эквивалентности взаимных представлений и получений, которыми связаны друг с другом субъекты права.

Таким образом, основные правообразующие принципы в либерально-демократическом их понимании – нерасторжимо связанные друг с другом равенство, свобода и справедливость. Если исходить из такого толкования, то не всякий закон и не всякое государство можно считать правовыми.

Право в таком понимании – довольно поздний продукт истории, появившийся только после того, как прозвучали великие декларации прав и свобод человека: «Декларация независимости Соединённых Штатов Америки» (от 4 июля 1776г.) и «Декларация прав человека и гражданина» (революционная Франция, 28 августа 1789). Их логическим завершением явилась «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., первая статья которой начинается словами: «Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве». В ней говориться о пяти основных категориях прав человека:

гражданских (право на жизнь, свободу и неприкосновенность);

политических (право принимать участие в управлении страной, равенство перед законом, свобода митингов и собраний);

экономических (право на труд, свободный выбор работы, владения имуществом);

социальных (право на достойный уровень жизни, отдых и досуг, медицинское обслуживание);

культурных (право на образование, развитие собственной личности, участие в культурной жизни общества).

Реализация этих неотчуждаемых прав человека возможно при рациональном и справедливом взаимоотношении права и политической власти, основы которого нашли выражение в либерально-просветительской концепции правового государства. Суть этого взаимоотношения можно свести к трём основным положениям:

▪ категорическое соблюдение основных прав и свобод личности;

▪ верховенство закона;

▪ разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной).

Поясним: первый принцип означает, что безусловное соблюдение неотъемлемых прав и свобод личности должно быть выше любого закона, любого нормативно-принудительного акта государства.

Требование верховенства закона предполагает, что само государство и его чиновники должны быть поставлены в рамки правовых законов. Государственная всесильная воля сама должна быть ограничена законом. И право одинаково обязательно и для «власть предержащих», и для подвластных.

В свою очередь, такое самоограничение государства возможно только при соблюдении принципа разделения властей, исключающего сосредоточение власти в руках одного лица или органа. Смысл этого принципа – в предотвращении сползания государства к тоталитаризму, в разделении государственного монолита на три равноправные «ветви власти», которые обладают самостоятельностью, независимостью и главное – взаимно контролируют друг друга, создавая систему сдержек и противовесов и не допуская превышения полномочий какой-либо из властей.

Учтём также, что важнейшим условием правового порядка является не только внутригосударственный контроль (между тремя его «ветвями»), но и контроль над государством со стороны гражданского общества, что возможно при наличии правовой демократии (а не её имитации).

Социальный контроль в условиях реальной демократии призван устанавливать и запреты, но только те, которые имеют принципиальное значение, автоматически разрешая всё за пределами этих запретов. Эти запреты включают в себя две группы требований:

1. Безусловные требования к индивиду:

▪ нельзя нарушать юридические законы;

▪ нельзя нарушать нормы нравственности;

▪ нельзя быть профессионально некомпетентным. Если гражданин выполняет эти «нельзя», то в рамках контроля к нему не может быть никаких претензий, и он совершенно свободен в своих устремлениях.

2. Безусловные требования к государству:

▪ нельзя нарушать естественные права человека, т.е. права «от рождения» (гражданство, свобода слова, совести, жительства, выезда и въезда и другие – см. выше);

▪ нельзя лишать человека права собственности и предпринимательства;

▪ нельзя преследовать человека за инакомыслие.

Только то общество, в котором социальный контроль двунаправлен и уравновешен, реально содержит в себе перечисленные выше «нельзя» и механизм их выполнения, является правовым гражданским обществом, а следовательно, динамичным и социально здоровым.

С развитием международной интеграции, рассмотренные выше факторы поддержания в обществе правового порядка, дополняются и положением о необходимости подчинения национальных правовых систем праву мирового сообщества.

Конечно, всеобъемлющая реализация основных принципов представленной выше идеальной модели правопорядка даже для многих современных государств ещё невозможна. Концепция правового государства, будучи большим теоретическим достижением философско-правовой мысли, далеко не везде получила своё практическое воплощение. Для большей части человечества то состояние общества, которое можно быль бы назвать подлинно правовым, по-прежнему остаётся лишь заманчивой целью.

Даже положение о правовом государстве, записанное в конституциях некоторых стран, пока что дает больше ориентацию, стремление к такому государству, чем реальное выполнение его принципов. Это, в частности, касается и нашей страны. Нам следует иметь в виду, что черты правового государства наполняются реальным содержанием при условии правовой и политической культуры граждан (в том числе, молодых), их активного участия в политической жизни, что затрудняется концентрацией экономической и политической власти в руках властвующей и во многом неподконтрольной обществу элиты.

 

 

22. Наименование темы: «Духовная жизнь общества», лекция, отведен 1 час.

 

22.1. Духовная жизнь общества и ее структура.

22.2. Основные виды духовного освоения мира:

а) мораль;

б) искусство;

в) религия;

г) наука.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

По дисциплине Философия. Раздел I. Предмет и специфика философского знания

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... Липецкий филиал...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Правовое состояние общества.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как мировоззрение
  Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение? Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,

Предназначение философии.
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях: ▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н

Философия Древней Индии.
  История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода: ▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.); ▪

Философия Древнего Китая.
  Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо

Общие особенности и периодизация античной философии.
  Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от

Основная проблематика западноевропейской средневековой философии.
  Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.
  Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере

Теория познания в философии Нового времени.
  1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н

Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.
  Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,

Философия французского Просвещения.
  1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау

Философия английского Просвещения.
  Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове

Концепция человека в философской системе Канта.
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр

Философия Гегеля. Основные законы диалектики.
  Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног

Антропологический материализм Фейербаха.
  Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке. Отстаивая материалистические взгляды на природу

Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии.
  Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов про

Марксизм и опыт XX века.
  Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения. Отношение

Философия жизни.
  Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил

Философия и психоанализ.
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс

Экзистенциализм.
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ

Философская герменевтика.
  Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка

Постмодернизм.
  Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм

Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
  Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо

Современная религиозная философия.
  Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото

История русской философии и ее своеобразие.
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско

Материалистические идеи в русской философии.
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О чело­веке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др. Н

Философия всеединства.
  У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной

Русский экзистенциализм.
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи

Русский космизм.
  Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую

Судьбы России в философии XX в.
  Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в

Современное понимание бытия.
  Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;

Структурные уровни материи.
Неживая природа Живая природа Неорганическая природа Биологический уровень Социальный уровень С

Как формы существования материи.
  Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.
  Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в структуре этой целостнос

Познание как предмет философского анализа.
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как

Структура процесса познания. Формы познания.
  Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:

Проблема истины в гносеологии
  Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч

Предмет, стороны и функции социальной философии.
  Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом

Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии.
  С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, м

Роль природных факторов в жизни и развитии общества.
  Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество». Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су

Воздействие общества на природу.
  Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки. В процессе производства человечество потребляет

Общество как система, структура общества.
  Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

Динамика общества и его развитие.
  С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур

Факторы развития общественного производства.
  Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа

Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества. Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн

Роль государства в политической жизни общества.
  Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе

Политическое бытие общества и политическое сознание.
  Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание

Право и правосознание.
  Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с

Духовная жизнь общества и ее структура.
  Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н

Основные виды духовного освоения мира.
  а). Мораль Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю

Философские концепции исторического процесса.
  Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр

Направленность и смысл истории.
  В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы: 1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п

Проблема человека в истории социально-философской мысли.
  Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В отличие от других гума

Человек, индивид, личность.
  В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся? Понятие человек

Понятие и природа ценностей.
  Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото

Личность в ценностном измерении.
  Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги