рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философские концепции исторического процесса.

Философские концепции исторического процесса. - раздел Философия, По дисциплине Философия. Раздел I. Предмет и специфика философского знания   Философия Истории (Термин Ввел ...

 

Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстракции. В ее рамках ставится вопрос о том, какие периоды (этапы, типы общества) можно выделить в историческом процессе.

Этот вопрос находился в центре внимания многих мыслителей, особенно с Нового времени. Итальянский мыслитель Дж. Вико (1668-1744), создатель теории исторического круговорота, считал, что каждая нация проходит в своем развитии 3 сменяющих друг друга состояния: Век Богов, Век Героев, Век Людей, а затем возвращается к своему первоначальному состоянию.

Французский просветитель Ж.Л. Кондорсе (1743-1794), критикуя христианскую трактовку истории, делил весь исторический процесс на 10 эпох. В основу этого деления он положил прогресс человеческого разума на основе научных знаний.

Немецкий философ Г.В.Ф. Гегель в основу деления истории кладет саморазвитие мирового духа, который в разное время находит свое наиболее полное выражение в духе (культуре) определенного народа, В.соответствии с этим он выделил 3 периода истории: Восточный мир, Греческий мир. Переход от одного периода к другому означает, по Гегелю, прогресс в сознании свободы.

В рамках марксистского учения разработана формационная типология истории. Каждая из сменяющих друг друга формаций образует особую ступень человеческой истории. Наиболее распространенной оказалась пятиступенчатая схема всемирно-исторического процесса (см. тема 16 данного курса). Источником общественного развития, согласно марксизму, является диалектика производительных сил и производственных отношений. Движущей силой развития антагонистических формаций выступает классовая борьба и социальная революция. Высшим этапом развития, которого рано или поздно достигнет все человечество, по учению основоположников марксизма, станет коммунистическая общественно-экономическая формация.

Некоторые критики марксистского учения считают, что оно недостаточно учитывает своеобразие исторического опыта и культуры разных народов. Эту сторону исторического развития стремится отразить цивилизационная типология (модель) общественно-исторического развития общества. Одни исследователи утверждают, что эти типологии (формационная и цивилизационная) могут сочетаться, другие так не считают.

Понятие «цивилизация» (от лат.- «гражданский»; «государственный») трактовалось и трактуется по-разному. Это понятие появилось в XVIII веке (ввел Мирабо, 1756г.) в тесной связи с понятием культуры и рассматривалось как такой этап исторического развития человечества, который связан с развитием государственности и следует за варварством.

К. Маркс и Ф. Энгельс связывали возникновение цивилизации с образованием частной собственности, классов, государств, письменности. Согласно им, цивилизация представляет собой совокупность достижений материальной и духовной культуры, а содержание ее определяется типом общественно-экономических формаций.

В современном понимании в основе понятия цивилизации лежит деятельностный подход, который решающую роль в социальном процессе отводит субъективному фактору и духовной культуре. Поэтому здесь правомерно выделение самых различных, равноценных и взаимодействующих факторов материальной (земледелие, ремесла, техника, технология) и духовной культуры (нравственность, религия, философия, политика, психология и др.), которые составляют содержание цивилизации и через свое взаимодействие определяют историческое развитие общества. Вплоть до второй половины XIX века это понятие употреблялось в единственном числе – начиная с Н.Я. Данилевского (выдвинул теорию множественности цивилизаций в кн. «Россия и Европа» - см. учебная тема № 11 данного курса философии), возникает идея множественности цивилизаций («культурно-исторических типов»).

В современной теории цивилизаций существует два методологических подхода.

Первый утверждает универсальность, одинаковость тех цивилизаций, через которые проходит человечество в своем развитии. В таком значении употребляет этот термин марксизм и технологический детерминизм (концепция постиндустриальной, информационной цивилизации), представители которого (Р. Арон, Д. Бэлл, О. Тоффлер и др.) выделяют три исторических типа сменяющих друг друга технических цивилизаций:

 

информационная

Промышленная революция

Аграрная революция

революция

       
   
 


Тип

цивилизации Аграрная Индустриальная Постиндустриальная

 

Средства производ-

Главная ценность Земля ства и капитал Информация

 


 

Согласно этой концепции, в основе смены данных цивилизаций (аграрной, индустриальной, постиндустриальной) лежат не социально-политические, как считает марксизм, а технико-технологические революции. Формируя новые общественно-производственные технологии, эти революции меняют и формы социальных отношений, семьи, политические системы, типы личности, культуры.

Второй подход (культурологический) критикует концепцию линейного развития общества, отрицая наличие одинаковых, универсальных цивилизаций и культур. Это характерно для теории локальных цивилизаций, которая трактует цивилизацию как особый культурно-исторический тип общества. При этом: связывая данные понятия («цивилизация» и «культура»), одни мыслители противопоставляют их (Кант, Шпенглер), а другие - максимально их сближают (Данилевский, Тойнби, Сорокин). Теория локальных цивилизаций и культур получила развитие в трудах таких мыслителей, как Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби.

Немецкий философ О. Шпенглер (1880-1936) в работе «Закат Европы» противопоставляет понятия «культура» и «цивилизация» и выделяет в истории общества 8 «культурных организмов» (индийская, китайская, вавилонская, египетская, античная, арабская, русская, западноевропейская культуры), каждая из которых зарождается, развивается, приходит в упадок и гибнет.

Культура, по Шпенглеру, есть внешнее выражение неповторимой «души народа» (искусство, религия), а цивилизация- это заключительная стадия существования культуры, когда господствует техника, политика, спорт, деградирует искусство, а народ превращается в «безликую массу». Таким образом, цивилизация, по Шпенглеру, это эпоха духовного упадка и вырождения культуры.

Этот подход получил дальнейшее развитие в творчестве английского историка и социолога А. Дж. Тойнби (1889-1975) в его 12-ти томном труде «Исследование истории». Выделив в качестве основного критерия деления истории преобладающую религию, он насчитал пять крупных живых цивилизаций и две реликтовые. Живые:

1)православно-христианская (Византия, Юго-Восточная Европа, Россия);

2)исламская;

3)индуистская;

4)дальневосточно - китайская;

5)западно-христианская (страны Западной Европы, Америки, Австралии). Менее-крупных цивилизаций Тойнби насчитал 21: культура (прежде всего - религиозная) – это, согласно ему, ядро цивилизации.

По Тойнби каждая цивилизация в своем развитии проходит 4 стадии:

генезис;

рост;

надлом;

распад.

Две первые связаны с «жизненным порывом», две вторые – с «истощением жизненных сил». Жизненную динамику цивилизации придает «творческое меньшинство» (элита, гении), остальные обладают только инстинктом подражания. Цивилизации, согласно Тойнби, развиваются по закону «вызова» и «ответа»: каждый шаг вперед связан с адекватным ответом на вызов истории со стороны «творческого меньшинства». Если адекватный ответ находится, цивилизация развивается, если нет - приходит в упадок и распадается.

Таким образом, если первый подход (универсальность цивилизаций) абсолютизирует единообразие исторического процесса, то второй (теория локальных цивилизаций и культур)- его многообразие (отсюда- мозаичность и эклектичность в понимании исторического процесса). В действительности социальный мир (социум) и един (сейчас формируется единая мировая цивилизация), и многообразен (многоцветен, разнороден - в смысле различия культур, традиций, укладов жизни народов и стран). Т.е.: единство исторического процесса не исключает его культурно-исторического многообразия и Многовариантности: развитие любой страны отличается своими природными, историческими, национальными особенностями, экономическим и социальным укладом жизни, формами политического правления.

Как видим, существовали и существуют различные подходы к делению исторического процесса (на этапы, периоды, эпохи, формации, цивилизации), в основу которых кладутся разные критерии. Но они не противоречат друг другу, т. к. указывают на многосторонность исторического процесса.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

По дисциплине Философия. Раздел I. Предмет и специфика философского знания

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... Липецкий филиал...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философские концепции исторического процесса.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как мировоззрение
  Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение? Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,

Предназначение философии.
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях: ▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н

Философия Древней Индии.
  История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода: ▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.); ▪

Философия Древнего Китая.
  Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо

Общие особенности и периодизация античной философии.
  Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от

Основная проблематика западноевропейской средневековой философии.
  Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.
  Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере

Теория познания в философии Нового времени.
  1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н

Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.
  Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,

Философия французского Просвещения.
  1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау

Философия английского Просвещения.
  Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове

Концепция человека в философской системе Канта.
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр

Философия Гегеля. Основные законы диалектики.
  Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног

Антропологический материализм Фейербаха.
  Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке. Отстаивая материалистические взгляды на природу

Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии.
  Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов про

Марксизм и опыт XX века.
  Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения. Отношение

Философия жизни.
  Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил

Философия и психоанализ.
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс

Экзистенциализм.
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ

Философская герменевтика.
  Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка

Постмодернизм.
  Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм

Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
  Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо

Современная религиозная философия.
  Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото

История русской философии и ее своеобразие.
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско

Материалистические идеи в русской философии.
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О чело­веке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др. Н

Философия всеединства.
  У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной

Русский экзистенциализм.
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи

Русский космизм.
  Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую

Судьбы России в философии XX в.
  Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в

Современное понимание бытия.
  Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;

Структурные уровни материи.
Неживая природа Живая природа Неорганическая природа Биологический уровень Социальный уровень С

Как формы существования материи.
  Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.
  Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в структуре этой целостнос

Познание как предмет философского анализа.
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как

Структура процесса познания. Формы познания.
  Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:

Проблема истины в гносеологии
  Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч

Предмет, стороны и функции социальной философии.
  Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом

Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии.
  С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, м

Роль природных факторов в жизни и развитии общества.
  Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество». Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су

Воздействие общества на природу.
  Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки. В процессе производства человечество потребляет

Общество как система, структура общества.
  Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

Динамика общества и его развитие.
  С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур

Факторы развития общественного производства.
  Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа

Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества. Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн

Роль государства в политической жизни общества.
  Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе

Политическое бытие общества и политическое сознание.
  Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание

Право и правосознание.
  Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с

Правовое состояние общества.
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес

Духовная жизнь общества и ее структура.
  Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н

Основные виды духовного освоения мира.
  а). Мораль Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю

Направленность и смысл истории.
  В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы: 1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п

Проблема человека в истории социально-философской мысли.
  Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В отличие от других гума

Человек, индивид, личность.
  В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся? Понятие человек

Понятие и природа ценностей.
  Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото

Личность в ценностном измерении.
  Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги