рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Человек, индивид, личность.

Человек, индивид, личность. - раздел Философия, По дисциплине Философия. Раздел I. Предмет и специфика философского знания   В Философии Для Обозначения Разумного Существа Используется П...

 

В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся?

Понятие человек есть понятие родовое, выражающее общие свойства и черты, присущие всем людям, всему человеческому роду, В это понятие включаются как социальные, так и биологические черты.

Задержим внимание на вопросе о природе и становлении человека. Его научное изучение началось в XIX в., когда возникает проблема антропогенеза – происхождения человека. Автор первого научного учения антропогенеза – Ч. Дарвин, который показал, что человек – результат длительной биологической эволюции.

Диалектико-материалистическая философия утверждает биосоциальную природу человека. В решении проблемы становления человека и общества она исходит из следующих принципиальных положений:

• решающую роль в становлении человека сыграл труд;

• становление человека и общества – переход от биологической формы движения к социальной; при этом биологическая форма движения в диалектическом смысле «снимается» социальной;

• после становления человека его развитие протекает под определяющим влиянием социальных факторов.

Проблема антропогенеза касается соотношения биологических и социальных факторов в историческом развитии человека, его филогенезе. Не менее важно уяснение этого соотношения в индивидуальном развитии человека, или в его онтогенезе. Важное значение здесь имеет понятие генотип (наследственная основа организма, совокупность генов, унаследованных от родителей) и фенотип – совокупность всех свойств и признаков организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Фенотип человека и есть результат взаимодействия наследственности (биологические задатки) и среды (социальной и природной). Рождаясь как биологическое существо, человек подготавливается к жизни в обществе, как бы усваивает свою родовую сущность через воспитание, обучение.

Но человек – не только объект, но и субъект общественных отношений, поскольку в той или иной ситуации он выступает их творцом. В этом усматривается социально-деятельностная сущность человека.

С вопросами биологического и социального тесно связана также проблема бессознательного и сознательного в человеке. Подходы к ее решению наметились уже с Нового времени, но определяющее влияние на разработку этой проблемы оказал З. Фрейд и его последователи – неофрейдисты (К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм) и др. – см. тема 10).

Понятие «индивид» означает единичного представителя человеческого пода: индивид - один из многих. Тема личности возникает тогда, когда мы выделяем какие-то особенности данного индивида, относя его к определенным социальным группам (бедный или богатый, инженер или банкир, русский или казах и т.д.) и социальным ценностям (нравственные, религиозные и др. понятия).

Личность, таким образом, есть социальный аспект человека, совокупность качеств, приобретенных им в обществе (через воспитание, обучение), в которых отражается его социально-классовая, профессиональная принадлежность, семейное положение, его мировоззренческие, политические, нравственные и др. взгляды и ориентации. Т.е.: личность - это человек, ставший субъектом деятельности, общения, поступка, жизненного выбора и ответственности за него («Человеком рождаются, а личностью становятся» - Выготский).

Наряду с социально-типическим, понятие «личность» включает в себя и единичные, особенные свойства человека, что находит отражение в понятии «индивидуальность». Индивидуальность - это неповторимость, самобытность отдельного человека, его личных качеств, т.е. то, что отличает его от других людей. Индивидуальность изменяется в процессе жизни человека, но в то же время она представляет относительно устойчивое образование его личности - индивидуальное самосознание, «Я» человека. Наше «Я» характеризуется деятельным отношением к миру и к самому себе. В процессе этого отношения у нас формируется образ собственного «Я» («Я - концепция»), который и служит объектом нашего самопознания, самооценки, самовоспитания и т.д.

Формирование личности заключается во «вхождении» человеческого индивида в общественную жизнь через приобретение навыков социальной деятельности, усвоение знаний, ценностей культуры, норм общения и т.д. Способами такого вхождения являются воспитание, образование, обучение, а также стихийные воздействия социального окружения. Этот процесс называется социализацией и осуществляется он под воздействием макросреды (общество, страна, в которой живем, природная среда, экономические, духовные структуры общества, СМИ...) и микросреды (семья, школьный, студенческий, трудовой коллектив, соседи и т.д.). Через социальную среду личность как бы вписывается в определенный культурно-исторический контекст. В этом плане можно говорить не только о различных исторических типах личности, но и о личности, обладающей характерными для данного общества чертами («средние американцы», «сдержанные англичане», «истинно русские»). Можно говорить и типах личности, отражающих особенности Восточной и Западной культур. В марксизме преобладает классовый подход к личности, к её типологии (тип личности определяется её принадлежностью к тому или иному классу), в западной социологии широко распространена ролевая теория личности (см. социологию личности).

Поскольку социальным воздействиям со стороны социальной среды мы подвергаемся постоянно, то личность - это всегда процесс, постоянное развитие. Личность, остановившаяся в сво­ем развитии, это уже деградировавшая личность. Т.е.: становление личности - это итог взаимодействия человека (человеческого индивида) и общества, которое представляет собой активное взаимовлияние: с одной стороны, личность является объектом социальных воздействий, а с другой, она (становясь самостоятельным субъектом деятельности и отношений) активно влияет на социальную среду (особенно на микросреду), без чего невозможен прогресс общества.

В ходе исторического развития усиливается значимость индивидуально-личностного начала в общественной жизни, что связано с расширением степени свободы человека (в том числе в связи с развитием демократии). Многие (особенно либеральные мыслители) рассматривают свободу человека в качестве ценности, приоритетной для продвижения общества вперед. Что такое свобода? В истории философской мысли это понятие претерпело длительную революцию (Кант, Гегель, Ницше, Бердяев и др.). В общем плане индивидуальную свободу можно определить как состояние человека, способного действовать, мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие принуждения.

Свобода - это процесс, который имеет конкретно-исторический характер. Если раньше свобода воспринималась как отсутствие принуждения со стороны государства, то в середине XX века становится очевидным, что понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности и отношений людей при помощи экономических механизмов и соблюдения прав человека. Свобода личности и проявляется в её юридически закрепленных правах, которые отражают различные аспекты свободы - экономической, политической, духовной (см. «Всеобщая декларация прав человека» от 10.12.1948 г.).

В то же время, свобода относительна, ограничена в том плане, что: 1) права человека не должны ущемлять права других людей; 2) свобода человека связана с его ответственностью перед социальным окружением, обществом. Отсюда - чем больше свободы дано человеку, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой.

В завершение обратимся еще к одному важному вопросу философской антропологии – о смысле жизни человека. Проживая жизнь, человек всегда избирательно, оценочно относится к миру, ориентируясь на определенные ценности (устойчивые представления о благах, о том, что нужно, полезно, к чему мы относимся заинтересованно).

Важнейшей среди них является смысл жизни, который связан с пониманием тех основополагающих целей и ценностей, ради которых стоит жить. Они находят свое выражение в понятиях «благо», «призвание», «счастье» человека. Разные философские учения вкладывают разный смысл в содержание этих понятий.

Так, уже в античности (учения Аристиппа, Эпикура) возник гедонизм (от греческого - «наслаждение»). Согласно ему, все дела и поступки человека есть только средство для того, чтобы переживать удовольствие и избегать страданий. Близкую позицию занимает эвдемонизм (от греческого - «счастье»), который считает условием человеческой жизни счастье, т.е. совокупность удовольствий, которые перевешивают страдания (Демокрит, Сократ, Аристотель, Дидро, Фейербах и др.) Близкий к ним подход предлагает утилитаризм (от латинского «польза»), согласно которому человек должен сосредоточиться в жизни на том, что полезно, выгодно ему для достижения личного благополучия (И. Бентам, Д. С. Милль).

К. Маркс и Ф. Энгельспризвание человека видели во всестороннем развитии и реализации им своих способностей. Эти учения ищут смысл в жизни в ней самой. Другие - связывают его с высшей сущностью (Богом), которая отделена от существования человека, находится за пределами его конечной и частной жизни. Так, согласно религии, наше существование имеет смысл постольку, поскольку оно ориентируется на божественные заповеди и ценности. В христианстве это - приобщение к божественной жизни через веру во Христа, в конечном счете, - обретение вечной жизни. Согласно атеистическому экзистенциализму (Сартр, Камю), мир, в который мы заброшены случайно, не может дать нам ответа на вопрос о смысле нашего бытия: «Жизнь есть трагедия абсурда» (Камю) - такова истина экзистенциализма.

Человеческая жизнь действительно не обладает никаким заранее заданным смыслом, кроме того, какой мы сами, самими способами нашего бытия придаем ей, существуя в данное историческое время в данном обществе, которое также влияет на понимание ценности человеческой жизни. Таким образом, понятие смысла жизни человека диалектически объединяет смысл жизни и человека, и общества, а поэтому невозможно найти смысл жизни для всех времен и народов. Кроме того, содержание и цели жизни меняются и в зависимости от возрастных особенностей каждого отдельного человека.

Обобщим материал темы: человек как главный и неисчерпаемый предмет философского интереса, есть существо историческое, сложное, многомерное. Проблема человека имеет много граней: соотношение в нем биологического и социального, существования и сущности, бессознательного и сознательного, свободы и ответственности…

В философии существует множество подходов к решению этих вопросов. Из них складывается общая картина природы человека. Главное – не проходить мимо накопленного в философии богатства и на основе его освоения искать собственные способы самоосмысления и жизненного самоопределения.

 

Наименование темы: «Ценности и личность», лекция, отведен 1 час.

 

 

25.1. Понятие и природа ценностей.

25.2. Личность в ценностном измерении.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

По дисциплине Философия. Раздел I. Предмет и специфика философского знания

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... Липецкий филиал...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Человек, индивид, личность.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как мировоззрение
  Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение? Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,

Предназначение философии.
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях: ▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н

Философия Древней Индии.
  История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода: ▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.); ▪

Философия Древнего Китая.
  Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо

Общие особенности и периодизация античной философии.
  Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от

Основная проблематика западноевропейской средневековой философии.
  Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Гуманизм и натурфилософия Ренессанса.
  Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере

Теория познания в философии Нового времени.
  1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н

Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.
  Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,

Философия французского Просвещения.
  1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау

Философия английского Просвещения.
  Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове

Концепция человека в философской системе Канта.
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр

Философия Гегеля. Основные законы диалектики.
  Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективног

Антропологический материализм Фейербаха.
  Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке. Отстаивая материалистические взгляды на природу

Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии.
  Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов про

Марксизм и опыт XX века.
  Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения. Отношение

Философия жизни.
  Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил

Философия и психоанализ.
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс

Экзистенциализм.
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ

Философская герменевтика.
  Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка

Постмодернизм.
  Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм

Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.
  Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо

Современная религиозная философия.
  Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото

История русской философии и ее своеобразие.
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско

Материалистические идеи в русской философии.
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О чело­веке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др. Н

Философия всеединства.
  У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной

Русский экзистенциализм.
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи

Русский космизм.
  Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую

Судьбы России в философии XX в.
  Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в

Современное понимание бытия.
  Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;

Структурные уровни материи.
Неживая природа Живая природа Неорганическая природа Биологический уровень Социальный уровень С

Как формы существования материи.
  Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.
  Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в структуре этой целостнос

Познание как предмет философского анализа.
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как

Структура процесса познания. Формы познания.
  Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:

Проблема истины в гносеологии
  Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч

Предмет, стороны и функции социальной философии.
  Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом

Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии.
  С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, м

Роль природных факторов в жизни и развитии общества.
  Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество». Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су

Воздействие общества на природу.
  Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки. В процессе производства человечество потребляет

Общество как система, структура общества.
  Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

Динамика общества и его развитие.
  С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур

Факторы развития общественного производства.
  Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа

Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества. Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн

Роль государства в политической жизни общества.
  Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе

Политическое бытие общества и политическое сознание.
  Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание

Право и правосознание.
  Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с

Правовое состояние общества.
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес

Духовная жизнь общества и ее структура.
  Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н

Основные виды духовного освоения мира.
  а). Мораль Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю

Философские концепции исторического процесса.
  Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр

Направленность и смысл истории.
  В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы: 1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п

Проблема человека в истории социально-философской мысли.
  Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В отличие от других гума

Понятие и природа ценностей.
  Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото

Личность в ценностном измерении.
  Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги