Человек, индивид, личность.

 

В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся?

Понятие человек есть понятие родовое, выражающее общие свойства и черты, присущие всем людям, всему человеческому роду, В это понятие включаются как социальные, так и биологические черты.

Задержим внимание на вопросе о природе и становлении человека. Его научное изучение началось в XIX в., когда возникает проблема антропогенеза – происхождения человека. Автор первого научного учения антропогенеза – Ч. Дарвин, который показал, что человек – результат длительной биологической эволюции.

Диалектико-материалистическая философия утверждает биосоциальную природу человека. В решении проблемы становления человека и общества она исходит из следующих принципиальных положений:

• решающую роль в становлении человека сыграл труд;

• становление человека и общества – переход от биологической формы движения к социальной; при этом биологическая форма движения в диалектическом смысле «снимается» социальной;

• после становления человека его развитие протекает под определяющим влиянием социальных факторов.

Проблема антропогенеза касается соотношения биологических и социальных факторов в историческом развитии человека, его филогенезе. Не менее важно уяснение этого соотношения в индивидуальном развитии человека, или в его онтогенезе. Важное значение здесь имеет понятие генотип (наследственная основа организма, совокупность генов, унаследованных от родителей) и фенотип – совокупность всех свойств и признаков организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Фенотип человека и есть результат взаимодействия наследственности (биологические задатки) и среды (социальной и природной). Рождаясь как биологическое существо, человек подготавливается к жизни в обществе, как бы усваивает свою родовую сущность через воспитание, обучение.

Но человек – не только объект, но и субъект общественных отношений, поскольку в той или иной ситуации он выступает их творцом. В этом усматривается социально-деятельностная сущность человека.

С вопросами биологического и социального тесно связана также проблема бессознательного и сознательного в человеке. Подходы к ее решению наметились уже с Нового времени, но определяющее влияние на разработку этой проблемы оказал З. Фрейд и его последователи – неофрейдисты (К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм) и др. – см. тема 10).

Понятие «индивид» означает единичного представителя человеческого пода: индивид - один из многих. Тема личности возникает тогда, когда мы выделяем какие-то особенности данного индивида, относя его к определенным социальным группам (бедный или богатый, инженер или банкир, русский или казах и т.д.) и социальным ценностям (нравственные, религиозные и др. понятия).

Личность, таким образом, есть социальный аспект человека, совокупность качеств, приобретенных им в обществе (через воспитание, обучение), в которых отражается его социально-классовая, профессиональная принадлежность, семейное положение, его мировоззренческие, политические, нравственные и др. взгляды и ориентации. Т.е.: личность - это человек, ставший субъектом деятельности, общения, поступка, жизненного выбора и ответственности за него («Человеком рождаются, а личностью становятся» - Выготский).

Наряду с социально-типическим, понятие «личность» включает в себя и единичные, особенные свойства человека, что находит отражение в понятии «индивидуальность». Индивидуальность - это неповторимость, самобытность отдельного человека, его личных качеств, т.е. то, что отличает его от других людей. Индивидуальность изменяется в процессе жизни человека, но в то же время она представляет относительно устойчивое образование его личности - индивидуальное самосознание, «Я» человека. Наше «Я» характеризуется деятельным отношением к миру и к самому себе. В процессе этого отношения у нас формируется образ собственного «Я» («Я - концепция»), который и служит объектом нашего самопознания, самооценки, самовоспитания и т.д.

Формирование личности заключается во «вхождении» человеческого индивида в общественную жизнь через приобретение навыков социальной деятельности, усвоение знаний, ценностей культуры, норм общения и т.д. Способами такого вхождения являются воспитание, образование, обучение, а также стихийные воздействия социального окружения. Этот процесс называется социализацией и осуществляется он под воздействием макросреды (общество, страна, в которой живем, природная среда, экономические, духовные структуры общества, СМИ...) и микросреды (семья, школьный, студенческий, трудовой коллектив, соседи и т.д.). Через социальную среду личность как бы вписывается в определенный культурно-исторический контекст. В этом плане можно говорить не только о различных исторических типах личности, но и о личности, обладающей характерными для данного общества чертами («средние американцы», «сдержанные англичане», «истинно русские»). Можно говорить и типах личности, отражающих особенности Восточной и Западной культур. В марксизме преобладает классовый подход к личности, к её типологии (тип личности определяется её принадлежностью к тому или иному классу), в западной социологии широко распространена ролевая теория личности (см. социологию личности).

Поскольку социальным воздействиям со стороны социальной среды мы подвергаемся постоянно, то личность - это всегда процесс, постоянное развитие. Личность, остановившаяся в сво­ем развитии, это уже деградировавшая личность. Т.е.: становление личности - это итог взаимодействия человека (человеческого индивида) и общества, которое представляет собой активное взаимовлияние: с одной стороны, личность является объектом социальных воздействий, а с другой, она (становясь самостоятельным субъектом деятельности и отношений) активно влияет на социальную среду (особенно на микросреду), без чего невозможен прогресс общества.

В ходе исторического развития усиливается значимость индивидуально-личностного начала в общественной жизни, что связано с расширением степени свободы человека (в том числе в связи с развитием демократии). Многие (особенно либеральные мыслители) рассматривают свободу человека в качестве ценности, приоритетной для продвижения общества вперед. Что такое свобода? В истории философской мысли это понятие претерпело длительную революцию (Кант, Гегель, Ницше, Бердяев и др.). В общем плане индивидуальную свободу можно определить как состояние человека, способного действовать, мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие принуждения.

Свобода - это процесс, который имеет конкретно-исторический характер. Если раньше свобода воспринималась как отсутствие принуждения со стороны государства, то в середине XX века становится очевидным, что понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности и отношений людей при помощи экономических механизмов и соблюдения прав человека. Свобода личности и проявляется в её юридически закрепленных правах, которые отражают различные аспекты свободы - экономической, политической, духовной (см. «Всеобщая декларация прав человека» от 10.12.1948 г.).

В то же время, свобода относительна, ограничена в том плане, что: 1) права человека не должны ущемлять права других людей; 2) свобода человека связана с его ответственностью перед социальным окружением, обществом. Отсюда - чем больше свободы дано человеку, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой.

В завершение обратимся еще к одному важному вопросу философской антропологии – о смысле жизни человека. Проживая жизнь, человек всегда избирательно, оценочно относится к миру, ориентируясь на определенные ценности (устойчивые представления о благах, о том, что нужно, полезно, к чему мы относимся заинтересованно).

Важнейшей среди них является смысл жизни, который связан с пониманием тех основополагающих целей и ценностей, ради которых стоит жить. Они находят свое выражение в понятиях «благо», «призвание», «счастье» человека. Разные философские учения вкладывают разный смысл в содержание этих понятий.

Так, уже в античности (учения Аристиппа, Эпикура) возник гедонизм (от греческого - «наслаждение»). Согласно ему, все дела и поступки человека есть только средство для того, чтобы переживать удовольствие и избегать страданий. Близкую позицию занимает эвдемонизм (от греческого - «счастье»), который считает условием человеческой жизни счастье, т.е. совокупность удовольствий, которые перевешивают страдания (Демокрит, Сократ, Аристотель, Дидро, Фейербах и др.) Близкий к ним подход предлагает утилитаризм (от латинского «польза»), согласно которому человек должен сосредоточиться в жизни на том, что полезно, выгодно ему для достижения личного благополучия (И. Бентам, Д. С. Милль).

К. Маркс и Ф. Энгельспризвание человека видели во всестороннем развитии и реализации им своих способностей. Эти учения ищут смысл в жизни в ней самой. Другие - связывают его с высшей сущностью (Богом), которая отделена от существования человека, находится за пределами его конечной и частной жизни. Так, согласно религии, наше существование имеет смысл постольку, поскольку оно ориентируется на божественные заповеди и ценности. В христианстве это - приобщение к божественной жизни через веру во Христа, в конечном счете, - обретение вечной жизни. Согласно атеистическому экзистенциализму (Сартр, Камю), мир, в который мы заброшены случайно, не может дать нам ответа на вопрос о смысле нашего бытия: «Жизнь есть трагедия абсурда» (Камю) - такова истина экзистенциализма.

Человеческая жизнь действительно не обладает никаким заранее заданным смыслом, кроме того, какой мы сами, самими способами нашего бытия придаем ей, существуя в данное историческое время в данном обществе, которое также влияет на понимание ценности человеческой жизни. Таким образом, понятие смысла жизни человека диалектически объединяет смысл жизни и человека, и общества, а поэтому невозможно найти смысл жизни для всех времен и народов. Кроме того, содержание и цели жизни меняются и в зависимости от возрастных особенностей каждого отдельного человека.

Обобщим материал темы: человек как главный и неисчерпаемый предмет философского интереса, есть существо историческое, сложное, многомерное. Проблема человека имеет много граней: соотношение в нем биологического и социального, существования и сущности, бессознательного и сознательного, свободы и ответственности…

В философии существует множество подходов к решению этих вопросов. Из них складывается общая картина природы человека. Главное – не проходить мимо накопленного в философии богатства и на основе его освоения искать собственные способы самоосмысления и жизненного самоопределения.

 

Наименование темы: «Ценности и личность», лекция, отведен 1 час.

 

 

25.1. Понятие и природа ценностей.

25.2. Личность в ценностном измерении.