Понятие и природа ценностей.

 

Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, которая бы представляла объект таким, каким он является сам по себе, а знание объекта для человека. В этой связи человек оценивает факты своей жизни, относится к ним избирательно, с точки зрения добра, справедливости и т.д. Эти представления, влияя на сознание, мотивацию поступков, определяют направленность человеческой деятельности.

Все сказанное равно характеризует как индивидуальное, так и общественное сознание и деятельность. Можно говорить о ценностях личности, семьи, различных социально-демографических групп (молодежь, старшее поколение), нации, культуры, человечества в целом и т.д. В самом общем плане ценность– это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности. Раздел социальной философии, в котором исследуется природа, происхождение, развитие и роль ценностей в отношении человека к миру, называется аксиологией (учением о ценностях). Начало аксиологической проблематики было положено еще Сократом, для которого важнейшим был вопрос: «Что есть благо?»

Формирование аксиологических знаний прошло долгий путь, равный развитию всей философии. Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывали свой отпечаток на понимание ценностей.

В античности, а затем и в средневековой философии ценностная проблематика разрабатывалась в рамках онтологии. Считалось, что ценности обладают абсолютным бытием в божественном начале: безличном природном (космоцентризм) или личном трансцендентном (теоцентризм). Античная философия высшей ценностью считала благо, трактуя его по-разному (мудрость у Сократа, справедливость у Платона, спокойствие души для Эпикура). Для философа-богослова Ф. Аквинского благо – это добро; у него Бог и есть добро.

Только с упрочением принципа антропоцентризма в рамках просветительского мировоззрения происходит (впервые у И. Канта) разграничение ценностей и бытия. Именно Кант стал употреблять понятие ценности в специальном, узком смысле. Разграничивая сущее и должное, реальность и идеал, он показал, что ценность не существует, но обладает значимостью, будучи высшим принципом человеческого поведения. Благодаря усилиям немецких последователей Лейбница (Р. Г. Лотце) и Канта (неокантианцы) во второй половине XIX в. разворачивается философское исследование ценностей и аксиология превращается в особую философскую дисциплину, предмет которой – ценность – полифункциональна, что порождает многообразие ее толкований. Они могут рассматриваться как принадлежащие личности, как производные от соответствующих потребностей, как божественные предначертания и т.д. Рассмотрим основные типы ценностей более предметно:

натуральный психологизм(Р. Б. Пери, Дж. Дьюи, К. И. Льюис) утверждает, что природа ценностей – это биопсихологически интерпретированные потребности личности, а сами ценности есть эмпирически наблюдаемые, объективные факторы реальности, т.е.: любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью;

аксиологический трансцендентализм(В. Виндельбанд, Г. Риккерт) считает, что ценность является идеальным бытием, бытием нормы, соотносящимся не с чувственным (эмпирическим), а с «чистым», трансцендентальным («нормативным») сознанием;

персоналистический онтологизм(М. Шелер) полагает: основа личности определяется иерархией ценностей, свойственной человеку; эта ценностная система личности, как и реальность ценностного мира, обуславливается ценностью божественной личности;

социологическая концепция ценностей(М. Вебер, Т. Парсонс и др.) трактует ценность как норму, которая имеет определенную значимость для социального субъекта и которая выступает как средство выявления социальных связей и функционирования социальных систем.

В современных источниках также существуют различные подходы к пониманию сути и природе ценностей. В частности, ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма, как значимость чего-либо вообще для человека или социальной группы и т.д. Каждый из этих подходов отражает определенную, реальную сторону ценностей и их можно рассматривать как взаимодополняющие общую концепцию ценностей.

Ценности позволяют выстраивать системы ценностных отношений в социуме, определяют процессы оценивания.

Многообразие потребностей и интересов личности и общества выражаются в сложной системе ценностей, которые классифицируются по разным основаниям. Например, по содержаниюразличаются ценности, соответствующие представлениям о подсистемах общества: материальные (экономические), политические, социальныеи духовные. Каждая из подсистем распадается на элементы, предполагающие собственную классификацию. Так, материальные ценности включают производственно-потребительские (утилитарные) ценности, связанные с отношениями собственности, быта и т.п. Духовные ценности включают нравственные, познавательные, эстетические, религиозные и т.п. идеи, представления, знания.

По форме бытияразличаются ценности предметные и ценности «субъектные» (идеальные). К предметным ценностям относят предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, исторические события, культурное наследие, предметы религиозного культа и т.д., т.е. разнообразные естественные и социальные блага, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворить их многообразные потребности. Эти ценности существуют в мире конкретных вещей и явлений, функционирующих в жизнедеятельности людей.

«Субъектные ценности»представляют из себя общественные идеалы, установки, оценки, предписания и запреты, цели и проекты, эталоны, принципы доверия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом и т.д. Если предметные ценности выступают как объекты потребностей и интересов человека, то «субъективные ценности» выполняют двоякую функцию: они образуют и самостоятельную сферу ценностей, и основание, критерий оценки предметных ценностей.

Таким критерием выступает не столько способность объектов удовлетворять материальные и духовные потребности людей, сколько их соответствие определенным общественным образцам, маркам, идеалам, на основе которых происходит формирование человеческих потребностей. На ценностное восприятие и процесс формирования ценностей влияют, конечно, не только социальные, но и биологические, и психологические факторы человеческого существования. Их уникальное сочетание обуславливает личностный характер ценностей человека, которые, в то же время, являются и ценностями общества, ставшими приоритетными для данной личности. Иначе говоря, ценность является утверждением всеобщего в мире единичного бытия, обязательным условием существования человечества.

В следующем пункте плана рассмотрим также другие основания классификации и иерархии ценностей с учетом их характера и приоритетности для социальных объектов и, прежде всего, личности.