Тема 4. Основы христианской антропологии и гуманистический идеал эпохи Возрождения

Антропоцентризм христианской картины мира: человек как центр и конечная цель творения. Мир создан для человека. Христианский персонализм: человек - образ и подобие бога, что сообщает индивидуальной личности высочайшую ценность. С другой стороны, представление о греховности человеческой природы, её испорченности. Дискредитация человеческого тела как источника греховных влечений. Иррационалистический идеал человека. Образ христианского святого. Христианская танатология: с одной стороны, смерть есть то, что необходимо в итоге победить, с другой стороны смерть есть конечная точка реализации смысла жизни. Любовь и страдание как два основных условия спасения. Роль христианского учения о греховных желаниях в развитии самосознания личности.

Зарождение капитализма, секуляризация культуры и обращение к античным идеалам и ценностям в эпоху Возрождения. Антропоцентризм эпохи Возрождения. Реабилитация чувственности и телесных удовольствий, любви к славе, земной красоте. Революция в субъективном переживании времени. Гуманизм как интеллектуальное движение и мировоззрение. Гуманистический идеал автономной разумной личности. Идея принципиальной открытости человеческой природы. Ничтожность, порочность, неразумность, несвобода человека в теологии Лютера и Кальвина в сочетании с требованием самостоятельно читать Библию, протестантской аскезой, трудолюбием и бережливостью.