Основные черты философии средневековья

1.1.Библия являлась главным источником любых теорий философии. В ней содержалась идея единого уникального Бога, находящегося в запредельном мире.

Философия исключала многобожие и утверждала идею единой сущности мира.

2. В философии много внимания уделялось тексту Библии, т.е. его толкованию. Текст являлся началом и концом любой философской теории, в нем анализировалось содержание, идеи.

3. Философии средневековья была присуща тенденция к назидательности, учительству. Обычная форма философских трактов – диалога авторитетного учителя и скромного, алчущего знания ученика.

Крупнейшим христианским мыслителем был Аврелий Августин (Блаженный) (354 – 430 гг. н.э.). ( " Исповеди" – 30 томов).

Философия Августина представляет собой симбиоз христианских и древних доктрин. Во многом Августин следовал идеализму Платона. Его мировоззрение носит теоцентрический характер.

- Бог первичен, а душа превосходит над телом, воля и чувства – над разумом.

- Бог является высшей сущностью. Он причина всего, сохраняет и творит мир.

- Бог сотворил мир и продолжает помогать, ему развиваться.

- Бог выступает причиной познания, вносит свет в человеческую мысль.

Человек представляет собой единство материального тела и разумной души. Его душа бессмертна и свободна в своих решениях и устремлениях.

- Человек познает Бога через душу, следовательно, превосходство души над телом требует, чтобы человек заботился о душе, подавляя чувственные наслаждения.

- Душа – самобытная субстанция, она не содержит в себе ничего материального, имеет лишь функцию мышления, воли и памяти.

- Душа познает Бога, а тело препятствует познанию

- Основной духовной жизни является воля, активность.

- Человеческую сущность характеризует не разум, который имеет пассивный характер, а действия, т.е. активная воля.

Мировоззрение Августина противостояло натурализму.

Таким образом, появляется учение метафизики, т.е. все, что состоит над физикой. Это признание Бога единым началом и источником познания.

В основы метафизики лежит утверждение постоянства мира, который не развивается по законам природы, а развивается под воздействием духовной субстанции – Логоса (Бога).

- Целью и смыслом человеческой жизни является счастье. Счастье достигается в боге.

- Зло - это либо гордыня, либо вожделенность.

- Зло происходит от человека, а добро – от Бога.

Августин является основоположником учения о предопределенности (первородном грехе). У Адама была возможность следовать Богу, но люди в лице Адама, искушенного дьяволом совершили грех. Поэтому все человечество обременено грехом.

Фома Аквинский, род в 1225 или 1226 – 1274гг.) – средневековый католический теолог, монах, был причислен к лику святых.

Основной принцип философии Аквинского – гармония веры и разума. Считал, что между наукой и верой нет противоречия. Задачи науки сводятся к объяснению закономерностей природы.

- Мир – это порядок и система, в котором все разделено на несколько ступеней:

1) Неживая природа

2) Над ней возвышается мир растений и животных

3) Самая высшая ступень – мир людей.

Абсолютной причиной, смыслом и целью всего является Бог.

- О душе: человеческая душа бестелесна, она есть чистая форма без материи, духовная субстанция. Она неуничтожима и бессмертна.

- К главным человеческим ценностям Аквинский относил: мудрость, отвагу, умеренность, справедливость, веру, надежду, любовь.

- Разум возвышается над волей и может ею управлять.

- Смысл жизни – это счастье, которое мыслитель видит в познании и созерцании бога.

- Познание сущности возможно с помощью абстракции, т.е. отвлечения мысли от конкретного представления.

2.2. Арабская философия стала связывающим звеном между греческой философией, традиции которой арабы переняли, и европейской средневековой философией.

После национального и религиозные объединения арабских кочевых племен в эпоху пророка Мухаммеда (570 – 632гг) укреплялась могущество арабов.

Начиная с VII в. Арабский халифат был больше, чем Римская империя, и простирался от Туркестана до Испании.

Религиозным центром стало место рождения Мухаммеда – храм Кааба в Мекке.

Возникают два центра духовной культуры. На Востоке – Багдад, на Западе – испанская Кордова.

В арабском мире развиваются также науки: тригонометрия, алгебра, психология, оптика (наука о преломлении света), астрономия, химия, география, зоология, ботаника, медицина.

Арабы заимствовали культурные достижения у захваченных народов.

Арабы перенимали у греков идеи Платона, затем стали уделять большое внимание идеями Аристотеля, метафизические, логические и физические тракты которого внимательно изучались и комментировались.

Основным смыслом арабской философии являлось защитить ислам и его церковные догматы (в этом совпадает со средневековой философией).

Авиценна (лат.), (араб. Ибн Сина Абу Али – 980 – 1037гг),средневековый таджикский философ, врач, ученый, родом из Бухары. Имел энциклопедическое образование.

Главный трактат – «Книга исцеления» - содержит основы логики, физики, математики и метафизики.

Трактат «Канон медицины» - предполагал существование микроорганизмов, которые и является возбудителями различных болезней.

- Хорошо знал анатомию человека.

- Философия Авиценны была теоцентрической, но отличалась от средневековой.

- Мир – это проведение божественного разума, но не божьей воли.

- Мир был сотворен из материи, а материя является вечной.

- Бог является неподвижным двигателем, вечным творческим условием.

- Мир был сотворен богом не сразу, а постепенно.

- Для философии Авиценны характерна естественнонаучная ориентация.

Если Авиценна был королем арабской философии на Востоке, то на Западе великим мыслителем был Аверроэс – лат, Ибн Рушд – араб. (1126 – 1198): геолог, юрист, врач, математик и философ.

- во всем следовал учению Аристотелю

Считал, что материальный мир вечен, бесконечен. Бог вечен, как и природа, он не создал мир из ничего, а сотворил его из материи.

В вечной материи все формы уже потенциально содержится и постепенно в процессе развития выделяются.

Отрицал бессмертие души. Считал, что душа и тело представляют собой единство, следовательно, душа умирает вместе с телом, т.к. с гибелью тела распадаются конкретные чувственные представления и память.

- Делил разум на пассивный и активный.

Пассивный разум связан с индивидуальными чувственными представлениями человека.

Активный разум имеет характер всеобщего интеллекта, который вечен.

-Только всеобщий разум всего человеческого рода является бессмертным. Бессмертие индивидуальной души – бессмысленно.

- Человек должен сам творить добро, в этом он видел высшую нравственную ценность.

- Подвергал критике религию, стремился сделать науку и философию самостоятельными, отделить от церкви.

- Философия Авиценны и Аверроэса бала резко осуждена Исламом, мыслителей обвинили в ереси, их трактаты приказано было сжечь.

 

3.3. Ренессанс определяется как исторический процесс идейного и культурного развития на кануне ранних буржуазных революцией.

В 12 – 13 вв. – происходит расцвет городов, ремесла и торговли. Европейские страны находились на разных ступенях развития, следовательно, ренессанс не возникает во всех государствах одновременно.

Колыбелью ренессанса является Италия.

Ренессанс – возрождение, новый расцвет античной культуры (науки и философии)

Ренессанс был направлен против церкви, феодальных порядков.

Для Ренессанса характерно не теоцентрическое, а антропоцентрическое понимание мира.

Призрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремления к земному счастью.

Для Возрождения характерно возвращение к прошлому, интерес к античному наследию, к древней философии.

В центре внимания философии оказался уже не Космос и не Бог, а живой и деятельный, стремящийся к свободе Человек.

Гуманистические идеи ренессанса были доступны только высшим социальным слоям, имевшим возможность получить образование. Знание латинского языка, античной философии были главными признаками аристократов эпохи ренессанса.

Ренессанс имеет периоды:

1) XIV – XV вв. – носит гуманистический характер, распространяется только в Италии;

2) XVI – XVII вв. – возрождение приобретает естественнонаучную направленность и переходит в другие страны.

В Италии возник гуманизм – широкое идейное течение в литературе, провозгласившее человека высшей ценностью и основной целью общества.

Гуманизм – это стремление к человечности. Он начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, своей роли в мире, о смысле своего бытия.

Данте Алигьери (1265 – 1321гг.) свое гуманистическое воззрение Данте изложил в «Божественой Комедии», «Пир» «Монархия».

Бога нельзя противопоставлять творческим силам человека. Человек связан как с Богом, так и с природой.

К блаженству и счастью ведут два пути - философские поучение, т.е. человеческий разум и духовное поучение от святого духа.

Данте выступал против аскетизма, считал, что человек сам ответственен за свое благо.

Считал, что церковь должна заниматься вопросами «вечности», земные дела являются уделом людей.

Франческо Петрарка (1304 – 1374 гг.).Его называли отцом гуманизма. Пропагандировал античную культуру, собирал подлинные латинские тексты.

Принимал христианство, но склоняется к идее активной самореализации человека.

Прежде всего Петрарку интересовали внутренние, этические проблемы человека.

Очень выразительна любовная лирика Петрарки. См. Сонеты.

Пьетро Помпонацци (1462 – 1525) – итальянский философ эпохи Возрождения. Высказывался за независимость философии от теологии.

Философия должна исходить из научных принципов. Истина является результатом рационального познания. Религию следует сохранить лишь для воспитания народа. Его трактаты: «О бессмертии души», «О причинах явлений природы».

Отрицал бессмертие человеческой души – это вызвало негодование со стороны церковников, книга Помпонацци была сожжена.

Считал, что космическое движение подчиняется всеобщим естественным закономерностям.

Все в природе имеет причину. Мир подчинен вечному закону движения, все возникает, изменяется и гибнет. Этот процесс постоянно повторяется.

В XV – XVI вв. гуманистическое мышление Ренессанса уже не граничивалось Италией, а захватывает заальпийские страны – от Англии и Нидерландов до Германии и Швейцарии.

Большую роль в гуманизме заальпийских стран играла логика, методология, философия, государства и права.

Эразм Роттердамский (1469 – 1536) голландский мыслитель, писатель, ученый, филолог, богослов.

Внебрачный сын духовника, учился в Сорбонне. Много путешествовал, изучал древние рукописи. Переводил греческие тексты на латынь.

Считал, что христианство должно избавиться от догматизма, и стать этикой, истинным учением Христа.

Был против аскетизма, смысл жизни у Роттердамского состоит в использовании жизненных благ.

Выступал против паразитической жизни духовенства и церковных бесчинств.

В натурфилософии эпохи Возрождения доминировал пантеизм – идея растворения бога в окружающей природе.

В рамках пантеистического мировоззрения немецкий мыслитель Н.Кузанский развивал идею целостности, бесконечности и динамичности окружающего мира. Человек рассматривался им как «микрокосмос», наиболее совершенное подобие Бога и Природы. Бог – это первый творец, а человек – второй бог, способный творить новую реальность.

Сторонником пантеизма был известный итальянский мыслитель Д.Бруно

(1548 – 1600 гг.).Полагал, что природа есть Бог, она одушевлена и чувствительна, активна и деятельна. Мир, в котором живет человек, является всего лишь одним из возможных миров. Земля и Солнце – это «рядовые» небесные тела во Вселенной, и жизнь вполне возможна на других планетах.

Идея Бруно о множественности миров и бесконечности Вселенной подрывала основной религиозный догмат о единстве этого мира, разрушала авторитет религий и церкви, поэтому Бруно подвергся гонениям со стороны церкви и был сожжен на костре.