рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема: "Формирование философского мышления Нового времени".

Тема: "Формирование философского мышления Нового времени". - раздел Философия, Что такое философия? На этот вопрос сразу ответить сложно, т.к. речь идет о многогранном явлении духовной жизни человека и общества. 1. Английская Философия Xvii В. 2. Рационализм Европейской Философии...

1. Английская философия XVII в.

2. Рационализм европейской философии 17в.

3. Субъективно – идеалистическая философия Западной Европы.

 

1. 1.Социально-экономическое развитие, естественнонаучное познание способствовали формированию философского мировоззрения Нового времени.

Для формирования науки Нового времени характерным было познание реальности с помощью чувств.

Чувственное познание действительности, которое складывается в эпоху ренессанса, достигает, своего апогея в эпоху Нового времени, который выражается в накоплении научных знаний и росте производственной практики.

Френсис Бэкон (1561 – 1626гг.) - представитель дворянского сословия, получил образование в Кембриджском университете, сделал политическую карьеру.

Трактаты: "Великое восстановление Наук" (не закончил) "Моральные, экономические и политические эссе"

Основные взгляды:

- Познание природы эмпирическим путем, т.е. источником познания является чувственный опыт человека.

- Представлял философию как науку о реальном мире. Философия – это опытная наука, основанная на наблюдении, ее объектом должен быть весь окружающий мир, включая и самого человека.

- Его взгляды об общественном устройстве были выражены в "Новой Атлантиде": власть должна опираются на науку.

В человеке существует две души: разумная и чувственная.

Бэкон являлся родоначальником английского материализма.

Он был основателем эмпиризма: "Нет ничего в разуме, что бы до этого не прошло через чувства".

Бекон является автором научного метода индукции, исследователем препятствий и противоречий процесса познания. От частного к общему – так, по убеждению ученого, должны протекать научный поиск и движение к истине.

Томас Гоббс (1588 -1679гг) "О теле" "О человеке", "О гражданине", "Левиафан"

- характеризовал философию как рациональное познание, которое должно опираться на чувственный опыт.

Социальные воззрения отражены в "Левиафане": путем общественного договора было создано государство. Оно поставило на место законов природы законы общества.

- Был сторонником сильной централизованной, абсолютной власти.

Джон Локк (1632 – 1704) закончил Оксфордский университет, "Опыт о человеческом разуме" и «Два трактата об управлении государством".

- в философских взглядах придерживался эмпирического познания.

- Считал человеческую душу чистым листом бумаги, который опыт (жизнь) заполняет письменами.

Опыт понимается им как воздействие предметов окружающего мира на человека, его чувственные органы.

Выдвинул идею о первичных и вторичных качествах всех явлений.

Первичные качества существуют объективно, не зависимо от сознания человека.

Вторичные– это субъективные, они связаны с органами чувств (запах, вкус, цвет), существуют только в нашем сознании.

В социальных воззрениях Локк был сторонником конституционной монархии.

2.2. Рене Декарт (1596 – 1650) – французский мыслитель "Размышления о первой философии", "Начала философии".

"Диоптрика" – заложил основы геометрически оптики.

Внес вклад в анатомию, изучая устройства человеческого глаза.

Занимался исследованиями в области психологии (первым выдвинул идею условных рефлексов)

- Тесно связывал философские принципы и развитие научного мышления.

- Выдвинул идею "мыслящего Я" - "Я мыслю, следовательно, я существую".

Материя обладает распространенностью и движением. Источник движения находится вне материи (тела), так же как и источник покоя.

Автор крылатого выражения: «Подвергай все сомнению». Философ считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные факты, и ничего нельзя принимать за окончательную истину. Мышление должно подвергать анализу чувственный опыт человека, преодолевать сомнения и….вновь сомневаться в достигнутом.

Декарт является создателем дедуктивного метода научного познания – движение мысли от самых общих положений к частным выводам.

Блез Паскаль (1623 – 1662гг.) – французский ученый, занимался изучением физики и математики.

Разделял концепцию рационалистического механического образа мира, содержания данного Декартом. Однако, не соглашался с высокомерными претензиями человеческого Разума, подчеркивал, что мировая действительность превосходит познавательные и практические возможности человека. Конечное (человек) не может объять бесконечное (мир). Человек – это всего лишь «мыслящий тростник», «тень, промелькнувшая на миг». Разум человека – это великая сила, но он не в состоянии защитить человека перед величием и тайной мироздания.

Пьер Гассенди (1592 – 1655гг.)

Его заслуга заключается в том, что он для развивающегося философского и научного мышления вновь открыл атомистическую теорию.

Хендрик Ле Руа (1598 – 1679гг.) - голландский врач.

- Отвергал дуализм, считал материю единственно существующей субстанцией.

Духовная субстанция является производной от материи, т.е. вторичной.

Ле Руа считал, что познание окружающей действительности происходит с помощью чувств, источником которых является материя – мозг человека.

Бенедикт Спиноза (1632-1677гг.) – нидерландский философ-материалист.

Его взгляды имели атеистическую направленность. Спиноза считал, что природа есть причина самой себя и всех протекающих в ней процессов. По убеждению философа, Бог находится не над природой, а является ее внутренней причиной. Истинное знание достигается разумом, и оно является первейшим условием свободной деятельности человека.

Немецкий философ Готфрид Лейбниц (1646-1716)-ученый, математик, физик- подчеркивал духовный характер мира. Он полагал, что основой всего мироздания являются некие монады как неделимые единицы бытия. Они придают миру разнообразие и вместе с тем гармонию.

Большой вклад в развитие точных наук и философии Нового времени внес Исаак Ньютон (1643-1727)- английский физик, астроном, создатель классической механики. Сформулировал закон всемирного тяготения, который не только завершил гелиоцентрическое представление о Солнечной системе, но и дал научную основу для объяснения большого числа процессов, происходящих во вселенной. Ньютон считал, что инерция и тяготение объясняют нескончаемое повторение эллиптических движений небесных тел, но «первый толчок» философ приписывал богу.

3.3. Джордж Беркли (1685-1753) представитель послереволюционной английской буржуазии. "Трактат о принципах человеческого знания"

По своим воззрениям Беркли был субъективным идеалистом.

Считал, что все явления, окружающей действительности являются процессом человеческого восприятия. Они не имеют объективного характера, т.е. полностью зависят от человеческого сознания.

«Даже простое пространственное свойство – величина – является результатом сознания человека. Один и тот же предмет нам кажется большими (при малой от него удаленности) и малым (при большой от него удаленности)».

Таким образом, идея величины возникает на основе субъективного заключения, которое опирается на ощущения.

Объективное существование вещей и явлений внешнего мира Беркли отвергал, следовательно, он отвергал существования материи.

Единственной субстанцией, согласно Беркли, является либо дух, либо то, что воспринимает.

" Все вещи лишь комплексы наших ощущений". Их существование является однозначно данным нашего сознания.

Философские взгляды Беркли слишком отличались от здравого смысла. Он говорил: " Не отрицаю существования ничего, что мы можем воспринимать посредствам чувства или размышления.

" Не сомневаюсь, даже малейшем образом в том, что реально существуют вещи, которые вижу своими глазами и которых касаюсь своими руками.

Единственная вещь, существование которой я отвергаю – это то, что философы называют материей или телесной субстанцией".

Все вещи, согласно Беркли, в объективной реальности не существуют. Они существуют лишь в нашей мысли, которая происходит от Бога.

 

Основной темой в философии Нового времени 17в. стала тема познания, путей и способов получения научного знания о мире.

- Складываются два крупных философских течения:

1) Эмпиризм по - разному трактовали источник человеческого

2) Рационализм познания мира.

 

Эмпиризм – (Бекон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения, чувственный опыт человека.

Рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц) – утверждали, что основным источником достоверного знания является разум, понятийное мышление человека.

 

 

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Что такое философия? На этот вопрос сразу ответить сложно, т.к. речь идет о многогранном явлении духовной жизни человека и общества.

Тема quot Философия ее предмет место и роль в жизни человека и общества quot... Понятие философии история ее возникновения... Функции философии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема: "Формирование философского мышления Нового времени".

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Н. А. Бердяев.
Философия – это особая форма познания, система обобщенных знаний и представлений о мире и существовании человека в нем. Философия как система взглядов зароди

Гераклит.
Философия дает возможность разобраться в смысле жизни. Философия помогает человеку понять, что такое «ДОБРО» и «ЗЛО», «ЖИЗНЬ» и «СМЕРТЬ». Она дает возможность мыслить /с греч, «любовь к мудрости» /

БУДДИЗМ – идея «нирваны», стремление к ней (6 в. до н.э.).
1. Жизнь – это страдание 2. Источник страданий - желания человека 3. Нужно ограничивать эти желания 4.Стремиться к конечной цели – нирване (освобождению).

Тема: «Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззренческих систем».
  1. Исторические типы философии. 2. Понятие мировоззрения. 3. Исторические типы мировоззрения и мировоззренческих систем.   1.1.

Лекция №3
Тема: " Философия Древней Индии и Китая"   1. Религиозно – философские источники культуры Древней Индии. 2. Система индийской йоги.

Древнекитайская религиозная философии
Книги китайской мудрости возникли в первой половине 1 – го тыс. до н.э. Они содержат поэзию, историю, законы, философию. 1. Книга песен – сборник древнейшей народной поэзии.

Инь – женское, а Ян - мужское.
- Мужское начало (Ян) ассоциировалось с Солнцем, со всем светлым, ярким, сильным. Оно считалось положительным. - Женское (Инь) было связано с Луной, со всем темным, мрачным, слабым (считал

Как достичь бессмертия
1. Ограничение в еде вначале от мяса и вина, потом от любой грубой и пряной пищи, затем от овощей и зерна. Употреблять только легкие фруктовые суфле, пилюли и микстуры из орехов, корицы, р

Лекция №4
Тема: «Философия Древней Греции и Рима»   1. Досократовская философия. 2. Античная философия классического периода. 3. Эллинистическая философия 4.

Гераклит из Эфеса
Гром возникает путем столкновение ветра и туч. - Основа всего сущего – огонь, мир возникает из вращающегося огня и опять сгорает в определенные периоды. - центральное место в его

Этика Эпикура
Большое внимание уделял этике. Человек является чувственным существом и его чувства должен быть основными критериями морали. - Высшее благо – блаженство, наслаждение (гедоне). Оно состоит

Тема: "Философская мысль средневековой Европы". От геоцентризма средневековья к антропоцентризму Возрождения".
1. Основные черты средневековой мысли. Представители философии средневековья. 2. Арабская философия. 3. Философия Возрождения.   1.1. Средн

Основные черты философии средневековья
1.1.Библия являлась главным источником любых теорий философии. В ней содержалась идея единого уникального Бога, находящегося в запредельном мире.

Лекция №8
  Тема: «Русская религиозная философия »   1. Формирование русской философии. 2. Философия В.С.Соловьева, Н.А. Бердяева. &nbs

Лекция № 9
Тема: "Философское осмысление проблемы бытия" 1.Сущность и проблема бытия. 2.Структура и уровни прояв

Г. Хакен, И. Пригожин.
- явления самоорганизации распространяются на все материальные системы. Традиционная наука делает акцент на замкнутых системах, которым свойственныустойчивость, порядок, однородность.

Тема: «Материя как основа бытия».
1. Определение материи. Структура материи. 2. Основные формы движения и развития материального мира, их взаимосвязь. 3.Пространство и время как способы существования материи.

Уровень живой природы
         

Тема: «Основные проблемы философской антропологии».
1. Проблема человека в философии. Антропосоциогенез. Содержание понятий «человек», «индивид», «личность». 2. Биологическое, психологическое и социальное в человек. 3. Про

Лекция № 13
Тема: «Происхождение и сущность сознания» План: 1. Определение сознания. Категория сознания в истории философии. 2. Взаимосвязь материи

Источники сознания
1. Материя – сознание, как свойство высокоорганизованной материи. 2. Социокультурная среда – социальные идеалы, правовые нормы, этические и эсте

Лекция №14
  Тема: « Познание» План: 1. Место теории познания в системе философского знания. Агностицизм и его формы. 2. Объект и субъект познания. Чу

Кант «То, в чем вещь является для нас и то, что она представляет сама по себе, принципиально различно».
Одной из форм агностицизма является скептицизм – признает познаваемость мира, но выражает сомнение в достоверности знаний. Теория познания в современных условиях об

Формы рационального познания.
а. Понятие – отражение внутренних сторон и свойств объекта. б. Суждение - мысль, в которой, что - либо утверждается или отрицается об объекте. в. Умозаключение

Вопросы к семинару
1. Происхождение и сущность сознания. 2. Роль туда и языка в формировании и в развитии сознания. 3. Основные источники сознания. 4. Структура сознания. 5. Сознат

Лекция №15
ТЕМА: «Понятие и структура диалектики»   ПЛАН: 1. Понятие диалектики как учения о всеобщей связи и развитии. 2. Идея разви

ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ
1. Необратимость(возврат к уже пройденным состояниям невозможен). Нельзя вернуться в прошлый этап жизни. Невозможно движение организма от старости к молодости. 2.

Гераклит: «Все течет, все меняется».
Любой объект рано или поздно погибнет, а на его месте возникнет новый. Демокрит и Эпикур только атомы считали постоянными и не изменяющимися. В средние века: ограниченность естественно – н

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные
В какой же форме происходит развитие ? - Кратил идёт дальше Гераклита: "Нельзя войти в одну воду не только дважды, но и однажды". - Всем явлениям окружающего мира свойст

Закон отрицания отрицания.
Закон отрицания отрицания – в основе лежит утверждение о постоянном отрицании старого и возникновении нового через уничтожения старого при сохранении его лучших черт. Например: развитие общества, р

П Л А Н
1. Возникновение общества. 2. Природная среда – естественное условие жизни общества. 3. Глобальные проблемы человечества и пути их разрешения.   В истории в

Периодизация первобытного общества
Ранний палеолит Средний палеолит – доледниковый период и послеледниковый Поздний палеолит Мезолит – меднокаменный век Неолит –

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги