Тема: "Формирование философского мышления Нового времени".

1. Английская философия XVII в.

2. Рационализм европейской философии 17в.

3. Субъективно – идеалистическая философия Западной Европы.

 

1. 1.Социально-экономическое развитие, естественнонаучное познание способствовали формированию философского мировоззрения Нового времени.

Для формирования науки Нового времени характерным было познание реальности с помощью чувств.

Чувственное познание действительности, которое складывается в эпоху ренессанса, достигает, своего апогея в эпоху Нового времени, который выражается в накоплении научных знаний и росте производственной практики.

Френсис Бэкон (1561 – 1626гг.) - представитель дворянского сословия, получил образование в Кембриджском университете, сделал политическую карьеру.

Трактаты: "Великое восстановление Наук" (не закончил) "Моральные, экономические и политические эссе"

Основные взгляды:

- Познание природы эмпирическим путем, т.е. источником познания является чувственный опыт человека.

- Представлял философию как науку о реальном мире. Философия – это опытная наука, основанная на наблюдении, ее объектом должен быть весь окружающий мир, включая и самого человека.

- Его взгляды об общественном устройстве были выражены в "Новой Атлантиде": власть должна опираются на науку.

В человеке существует две души: разумная и чувственная.

Бэкон являлся родоначальником английского материализма.

Он был основателем эмпиризма: "Нет ничего в разуме, что бы до этого не прошло через чувства".

Бекон является автором научного метода индукции, исследователем препятствий и противоречий процесса познания. От частного к общему – так, по убеждению ученого, должны протекать научный поиск и движение к истине.

Томас Гоббс (1588 -1679гг) "О теле" "О человеке", "О гражданине", "Левиафан"

- характеризовал философию как рациональное познание, которое должно опираться на чувственный опыт.

Социальные воззрения отражены в "Левиафане": путем общественного договора было создано государство. Оно поставило на место законов природы законы общества.

- Был сторонником сильной централизованной, абсолютной власти.

Джон Локк (1632 – 1704) закончил Оксфордский университет, "Опыт о человеческом разуме" и «Два трактата об управлении государством".

- в философских взглядах придерживался эмпирического познания.

- Считал человеческую душу чистым листом бумаги, который опыт (жизнь) заполняет письменами.

Опыт понимается им как воздействие предметов окружающего мира на человека, его чувственные органы.

Выдвинул идею о первичных и вторичных качествах всех явлений.

Первичные качества существуют объективно, не зависимо от сознания человека.

Вторичные– это субъективные, они связаны с органами чувств (запах, вкус, цвет), существуют только в нашем сознании.

В социальных воззрениях Локк был сторонником конституционной монархии.

2.2. Рене Декарт (1596 – 1650) – французский мыслитель "Размышления о первой философии", "Начала философии".

"Диоптрика" – заложил основы геометрически оптики.

Внес вклад в анатомию, изучая устройства человеческого глаза.

Занимался исследованиями в области психологии (первым выдвинул идею условных рефлексов)

- Тесно связывал философские принципы и развитие научного мышления.

- Выдвинул идею "мыслящего Я" - "Я мыслю, следовательно, я существую".

Материя обладает распространенностью и движением. Источник движения находится вне материи (тела), так же как и источник покоя.

Автор крылатого выражения: «Подвергай все сомнению». Философ считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные факты, и ничего нельзя принимать за окончательную истину. Мышление должно подвергать анализу чувственный опыт человека, преодолевать сомнения и….вновь сомневаться в достигнутом.

Декарт является создателем дедуктивного метода научного познания – движение мысли от самых общих положений к частным выводам.

Блез Паскаль (1623 – 1662гг.) – французский ученый, занимался изучением физики и математики.

Разделял концепцию рационалистического механического образа мира, содержания данного Декартом. Однако, не соглашался с высокомерными претензиями человеческого Разума, подчеркивал, что мировая действительность превосходит познавательные и практические возможности человека. Конечное (человек) не может объять бесконечное (мир). Человек – это всего лишь «мыслящий тростник», «тень, промелькнувшая на миг». Разум человека – это великая сила, но он не в состоянии защитить человека перед величием и тайной мироздания.

Пьер Гассенди (1592 – 1655гг.)

Его заслуга заключается в том, что он для развивающегося философского и научного мышления вновь открыл атомистическую теорию.

Хендрик Ле Руа (1598 – 1679гг.) - голландский врач.

- Отвергал дуализм, считал материю единственно существующей субстанцией.

Духовная субстанция является производной от материи, т.е. вторичной.

Ле Руа считал, что познание окружающей действительности происходит с помощью чувств, источником которых является материя – мозг человека.

Бенедикт Спиноза (1632-1677гг.) – нидерландский философ-материалист.

Его взгляды имели атеистическую направленность. Спиноза считал, что природа есть причина самой себя и всех протекающих в ней процессов. По убеждению философа, Бог находится не над природой, а является ее внутренней причиной. Истинное знание достигается разумом, и оно является первейшим условием свободной деятельности человека.

Немецкий философ Готфрид Лейбниц (1646-1716)-ученый, математик, физик- подчеркивал духовный характер мира. Он полагал, что основой всего мироздания являются некие монады как неделимые единицы бытия. Они придают миру разнообразие и вместе с тем гармонию.

Большой вклад в развитие точных наук и философии Нового времени внес Исаак Ньютон (1643-1727)- английский физик, астроном, создатель классической механики. Сформулировал закон всемирного тяготения, который не только завершил гелиоцентрическое представление о Солнечной системе, но и дал научную основу для объяснения большого числа процессов, происходящих во вселенной. Ньютон считал, что инерция и тяготение объясняют нескончаемое повторение эллиптических движений небесных тел, но «первый толчок» философ приписывал богу.

3.3. Джордж Беркли (1685-1753) представитель послереволюционной английской буржуазии. "Трактат о принципах человеческого знания"

По своим воззрениям Беркли был субъективным идеалистом.

Считал, что все явления, окружающей действительности являются процессом человеческого восприятия. Они не имеют объективного характера, т.е. полностью зависят от человеческого сознания.

«Даже простое пространственное свойство – величина – является результатом сознания человека. Один и тот же предмет нам кажется большими (при малой от него удаленности) и малым (при большой от него удаленности)».

Таким образом, идея величины возникает на основе субъективного заключения, которое опирается на ощущения.

Объективное существование вещей и явлений внешнего мира Беркли отвергал, следовательно, он отвергал существования материи.

Единственной субстанцией, согласно Беркли, является либо дух, либо то, что воспринимает.

" Все вещи лишь комплексы наших ощущений". Их существование является однозначно данным нашего сознания.

Философские взгляды Беркли слишком отличались от здравого смысла. Он говорил: " Не отрицаю существования ничего, что мы можем воспринимать посредствам чувства или размышления.

" Не сомневаюсь, даже малейшем образом в том, что реально существуют вещи, которые вижу своими глазами и которых касаюсь своими руками.

Единственная вещь, существование которой я отвергаю – это то, что философы называют материей или телесной субстанцией".

Все вещи, согласно Беркли, в объективной реальности не существуют. Они существуют лишь в нашей мысли, которая происходит от Бога.

 

Основной темой в философии Нового времени 17в. стала тема познания, путей и способов получения научного знания о мире.

- Складываются два крупных философских течения:

1) Эмпиризм по - разному трактовали источник человеческого

2) Рационализм познания мира.

 

Эмпиризм – (Бекон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения, чувственный опыт человека.

Рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц) – утверждали, что основным источником достоверного знания является разум, понятийное мышление человека.