рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Лекция №8

Лекция №8 - раздел Философия, Что такое философия? На этот вопрос сразу ответить сложно, т.к. речь идет о многогранном явлении духовной жизни человека и общества.   Тема: «Русская Религиозная Философия » ...

 

Тема: «Русская религиозная философия »

 

1. Формирование русской философии.

2. Философия В.С.Соловьева, Н.А. Бердяева.

 

1.1. Философия в России начинается зарождаться в XI в. под влиянием Христианства (989г.)

Киевский митрополит Илларион создает знаменитое "Слово о законе и благодати", в которой выражалась включенность Руси в общемировой духовный процесс.

В Древней Руси князь Владимир Мономах сформулировал систему этических правил, обращенных к человеку. Он рекомендовал обходиться «тремя добрыми делами» - покаянием, слезами и милостыней. К числу важнейших этических норм относились также: не убивать, не гордиться, не лениться, не лгать. Основой поведения человека должны быть страх, трепет и ужас перед возможным божьим наказанием за грехопадение. Главной задачей всей жизни человека было спасение души.

В конце 14 века на Руси распространился пришедший из Византии исихаизм («безмолвствие») –практика созерцательного отношения к миру, породившая монашество как форму аскетического образа жизни. Сторонники этого движения считали, что мир пронизан божественной энергией, которая открывается через созерцание природы и с помощью молитвы. Сам же человек рассматривался как богопознающее существо, созданное по образу и подобию своего творца. В развитие таких представлений большой вклад внес Нил Сорский. Он проповедовал идею нравственного восхождения личности по ступеням совершенства. К числу наибольших грехов мыслитель относил гнев, алчность, блуд, печаль, уныние, тщеславие, гордость.

Формирование русской философии происходило на протяжении 16 – 18вв.

Наибольший вклад в развитие научного и философского мышления в 18 веке внес М.В. Ломоносов – ученый-энциклопедист, мыслитель и поэт, общественный деятель. Он заложил прочную основу материалистической традиции в русской науке и философии, основал новые отрасли научного познания и практики.

В философском осмыслении окружающей природы Ломоносов придерживался идей и принципов античного атомизма. Он сформулировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпускулярную теорию строения материи. Материю Ломоносов характеризовал как нечто «протяженное, непроницаемое, делимое на чувствительные части». Она есть «то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность». Все свойства материи: действие и противодействие, притяжение и отталкивание, движение, покой, обусловлены ее внутренней природой, а не воздействием неких сверхъестественных сил.

Ломоносов считал, что в основе материального мира лежат мельчайшие частицы (атомы), из которых и слагаются все вещи. Природные тела занимают определенное место в пространстве и обладают «первичными» свойствами: протяженностью, тяжестью, инерцией. К числу «вторичных» свойств Ломоносов относил тепло и холод, цвет, запах, вкус, которые выражают определенное состояние тел.

Материальным телам присуще также движение - вращательное, поступательное, колебательное. Ломоносов рассматривал движение как проявление внутренней активности вещества. Движение вечно: оно никогда не имело начала и никогда не буде завершено. В постоянном изменении и развитии находятся и природа, и весь мир в целом.

В 19 веке в русской философии определились две тенденции:

1) подчеркивала самобытность русской духовной жизни;

2) пыталась включить Россию в процесс развития европейской культуры.

В 19 в. первую тенденцию представляли славянофилы (А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин), а вторую – западники (В.Г.Белинский, Н.Г. Чернышевский, А.И.Герцен).

Западники активно выступали за европеизацию страны, ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути. Считали, что основной целью и ценностью общества должен быть индивид. Человек вправе быть свободным от предрассудков и обладать независимостью в обществе. Европейскому человеку как идеалу западников присущи знания, он владеет своими страстями, способен покорять окружающую природу и преобразовывать общественные отношения.

В основе философского учения славянофилов лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности. Славянофилы утверждали решающую роль православия для развития мировой цивилизации.

Разработали концепцию Соборности – всенародное единство на основе православия.

Главным признаком жизни в церкви славянофилы считают участие в церковных обрядах, культовых действиях.

Приобщение к Богу происходит через таинства крещения, причащения, исповеди и брака.

Считали, что монархия – лучшая форма правления для России. Царь получил власть не от Бога, а от народа, следовательно, он должен действовать в интересах народа.

Славянофилы отстаивали тезис о принципиальном отличии развития России от всей западной цивилизации. Россия, опираясь на православную духовную основу, идет своим особым путем, который должен привести ее к мировому лидерству.

Считали, что община является лучшей формой организации жизни общества.

2.2. Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900)заложил основы русской религиозной философии.

Он попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения должно сжать христианство.

Особенностью философии В.С.Соловьева являлась «идея всеединства» - мировая целостность и гармония. Окружающий человека мир пронизан божественным началом и предстает в действительности как творение Божье, воплощение Истины. Добра, Красоты.

Соловьев характеризует Бога как "космический разум", сила мироздания. Мир, созданный богом, не застыл в своем движении, он динамичен и непрерывно развивается, неся в себе внутреннее активное начало, или мировую душу, - особого рода энергию.

Считал, что в обществе единство всех людей существует в форме православной церкви, которая сближает людей и активно способствует становлению царства Божьего на земле.

Бердяев Николай Александрович (1874-1948),представитель русской религиозной философии, «Философия свободы». Не принял Советскую власть и был выслан в 1922 г. за рубеж, где и прошла его дальнейшая жизнь. Философия Бердяева антропологична, обращена к проблемам духа и духовности, свободы и творчества, смысла жизни и призвания человека.

Бердяев подчеркивал активность природы человека, его возможность и способность обретать свое бессмертие путем преобразования окружающего мира. Человек представляет собой точку, в которой пересекаются два мира – земной и божественный, низший и высший. Человек – это малый бог, активный соучастник божественного миротворения, центр всего мироздания.

Творчество проистекает из недр духовности человека, соответственно свобода человека также исходит изнутри, от его духовности. Человек призван осуществить «восьмой день творения». Бердяев определял человека как носителя творческой энергии и свободы.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Что такое философия? На этот вопрос сразу ответить сложно, т.к. речь идет о многогранном явлении духовной жизни человека и общества.

Тема quot Философия ее предмет место и роль в жизни человека и общества quot... Понятие философии история ее возникновения... Функции философии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Лекция №8

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Н. А. Бердяев.
Философия – это особая форма познания, система обобщенных знаний и представлений о мире и существовании человека в нем. Философия как система взглядов зароди

Гераклит.
Философия дает возможность разобраться в смысле жизни. Философия помогает человеку понять, что такое «ДОБРО» и «ЗЛО», «ЖИЗНЬ» и «СМЕРТЬ». Она дает возможность мыслить /с греч, «любовь к мудрости» /

БУДДИЗМ – идея «нирваны», стремление к ней (6 в. до н.э.).
1. Жизнь – это страдание 2. Источник страданий - желания человека 3. Нужно ограничивать эти желания 4.Стремиться к конечной цели – нирване (освобождению).

Тема: «Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззренческих систем».
  1. Исторические типы философии. 2. Понятие мировоззрения. 3. Исторические типы мировоззрения и мировоззренческих систем.   1.1.

Лекция №3
Тема: " Философия Древней Индии и Китая"   1. Религиозно – философские источники культуры Древней Индии. 2. Система индийской йоги.

Древнекитайская религиозная философии
Книги китайской мудрости возникли в первой половине 1 – го тыс. до н.э. Они содержат поэзию, историю, законы, философию. 1. Книга песен – сборник древнейшей народной поэзии.

Инь – женское, а Ян - мужское.
- Мужское начало (Ян) ассоциировалось с Солнцем, со всем светлым, ярким, сильным. Оно считалось положительным. - Женское (Инь) было связано с Луной, со всем темным, мрачным, слабым (считал

Как достичь бессмертия
1. Ограничение в еде вначале от мяса и вина, потом от любой грубой и пряной пищи, затем от овощей и зерна. Употреблять только легкие фруктовые суфле, пилюли и микстуры из орехов, корицы, р

Лекция №4
Тема: «Философия Древней Греции и Рима»   1. Досократовская философия. 2. Античная философия классического периода. 3. Эллинистическая философия 4.

Гераклит из Эфеса
Гром возникает путем столкновение ветра и туч. - Основа всего сущего – огонь, мир возникает из вращающегося огня и опять сгорает в определенные периоды. - центральное место в его

Этика Эпикура
Большое внимание уделял этике. Человек является чувственным существом и его чувства должен быть основными критериями морали. - Высшее благо – блаженство, наслаждение (гедоне). Оно состоит

Тема: "Философская мысль средневековой Европы". От геоцентризма средневековья к антропоцентризму Возрождения".
1. Основные черты средневековой мысли. Представители философии средневековья. 2. Арабская философия. 3. Философия Возрождения.   1.1. Средн

Основные черты философии средневековья
1.1.Библия являлась главным источником любых теорий философии. В ней содержалась идея единого уникального Бога, находящегося в запредельном мире.

Тема: "Формирование философского мышления Нового времени".
1. Английская философия XVII в. 2. Рационализм европейской философии 17в. 3. Субъективно – идеалистическая философия Западной Европы.   1. 1.

Лекция № 9
Тема: "Философское осмысление проблемы бытия" 1.Сущность и проблема бытия. 2.Структура и уровни прояв

Г. Хакен, И. Пригожин.
- явления самоорганизации распространяются на все материальные системы. Традиционная наука делает акцент на замкнутых системах, которым свойственныустойчивость, порядок, однородность.

Тема: «Материя как основа бытия».
1. Определение материи. Структура материи. 2. Основные формы движения и развития материального мира, их взаимосвязь. 3.Пространство и время как способы существования материи.

Уровень живой природы
         

Тема: «Основные проблемы философской антропологии».
1. Проблема человека в философии. Антропосоциогенез. Содержание понятий «человек», «индивид», «личность». 2. Биологическое, психологическое и социальное в человек. 3. Про

Лекция № 13
Тема: «Происхождение и сущность сознания» План: 1. Определение сознания. Категория сознания в истории философии. 2. Взаимосвязь материи

Источники сознания
1. Материя – сознание, как свойство высокоорганизованной материи. 2. Социокультурная среда – социальные идеалы, правовые нормы, этические и эсте

Лекция №14
  Тема: « Познание» План: 1. Место теории познания в системе философского знания. Агностицизм и его формы. 2. Объект и субъект познания. Чу

Кант «То, в чем вещь является для нас и то, что она представляет сама по себе, принципиально различно».
Одной из форм агностицизма является скептицизм – признает познаваемость мира, но выражает сомнение в достоверности знаний. Теория познания в современных условиях об

Формы рационального познания.
а. Понятие – отражение внутренних сторон и свойств объекта. б. Суждение - мысль, в которой, что - либо утверждается или отрицается об объекте. в. Умозаключение

Вопросы к семинару
1. Происхождение и сущность сознания. 2. Роль туда и языка в формировании и в развитии сознания. 3. Основные источники сознания. 4. Структура сознания. 5. Сознат

Лекция №15
ТЕМА: «Понятие и структура диалектики»   ПЛАН: 1. Понятие диалектики как учения о всеобщей связи и развитии. 2. Идея разви

ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ
1. Необратимость(возврат к уже пройденным состояниям невозможен). Нельзя вернуться в прошлый этап жизни. Невозможно движение организма от старости к молодости. 2.

Гераклит: «Все течет, все меняется».
Любой объект рано или поздно погибнет, а на его месте возникнет новый. Демокрит и Эпикур только атомы считали постоянными и не изменяющимися. В средние века: ограниченность естественно – н

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные
В какой же форме происходит развитие ? - Кратил идёт дальше Гераклита: "Нельзя войти в одну воду не только дважды, но и однажды". - Всем явлениям окружающего мира свойст

Закон отрицания отрицания.
Закон отрицания отрицания – в основе лежит утверждение о постоянном отрицании старого и возникновении нового через уничтожения старого при сохранении его лучших черт. Например: развитие общества, р

П Л А Н
1. Возникновение общества. 2. Природная среда – естественное условие жизни общества. 3. Глобальные проблемы человечества и пути их разрешения.   В истории в

Периодизация первобытного общества
Ранний палеолит Средний палеолит – доледниковый период и послеледниковый Поздний палеолит Мезолит – меднокаменный век Неолит –

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги