а. Понятие – отражение внутренних сторон и свойств объекта.
б. Суждение - мысль, в которой, что - либо утверждается или отрицается об объекте.
в. Умозаключение – связь двух или нескольких суждений, в результате которой возникает новое суждение.
Познание включает в себя единство чувственного рационального познания, т. е. познание внешних и внутренних сторон изучаемого объекта.
Целью всякого познания является достижение истины. Понятие истины относится к одной из важнейших проблем мировоззрения. Оно находится в одром ряду с такими понятиями, как «справедливость», «добро», «смысл жизни».
Истина – это соответствии знаний действительности. Это верное и правильное отражение действительности.
Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон.
Истина субъективна – т. е. она не существует помимо человека.
Истина объективна – истинное содержание человеческих представлений не зависит от самого человека.
Таким образом, истина в субъекте, но она же вне субъекта.
Важное место в теории познания занимают формы истины: относительная и абсолютная.
Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о предмете.
Относительная истина - Это неполное знание о том же предмете.
Противоположностью истины является ложь.
Ложь – преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину.
Ложь формируется в процессе индивидуального развития человека.
Из факторов, толкающих человечество в сторону лжи, можно выделить общество и страсти (любовь).
Понятие «ложь» оказывается близким по смыслу к понятию «дезинформация».
Ложь всегда осознанна, дезинформация может быть осознанной и неосознанной.
Наряду с истиной существует заблуждение.
Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Это не преднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.
Проблема истины – это проблема отграничения ее от заблуждения, а она упирается в проблему критерия истины.
Чем можно измерить истину? Критерием любой истины является практика.
Практика – объективная, материальная деятельность человека, включающее знания и способное порождать новое знание.