БУДДИЗМ – идея «нирваны», стремление к ней (6 в. до н.э.).

1. Жизнь – это страдание

2. Источник страданий - желания человека

3. Нужно ограничивать эти желания

4.Стремиться к конечной цели – нирване (освобождению).

Христианство (1 в.н.э.) – эсхатологический образ / второе пришествие, конец света /. Апокалипсис. Т.к. поступки человека оцениваются, возникает идея Рая и Ада.

 

Ислам / 7 век н.э. в Аравии / - абсолютная власть над миром единого Бога. Война с неверными.

Взаимоотношение философии и религии в истории культуры не было однозначным. В средние века духовная власть религии над людьми была безраздельной. Философия тогда была " служанкой" богословия /А. Блаженный "Бог есть высшая сущность"/.

Новое время, эпоха Просвещения /18 век/, отрыв от религии, критика религиозных догм /Бэкон, Декарт/.

19 век – немецкий классический философ/Гегель/ человек религиозных взглядов /протестант - лютеранин/ на первое место поставил понятийное мышление, т.е. философию, а религии отвел 2 – е место.

Дальнейшее развитие религиозная философия получила в России во 2 – ой половине 19 века в трудах В.С.Соловьева и в нач. 20 века "серебряный век" русской культуры.

 

2.2. Еще раз отметим, что на первом месте среди проблем философии стоит проблема человека.

Какие же функции выполняет философия, т.е. как она пытается разрешить эту проблему?

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ функция (рассматривает проблему жизни и смерти), Бердяев "Будущее всегда, в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски". Это тоска - тоска по вечности. Философия освобождена от тоски и скуки жизни. Философия не дает нам вечности, но помогает осмыслить жизнь и укрепить свой дух.

Именно потеря смысла жизни может вести к самоубийству, наркомании, алкоголизму, преступлениям. Философ Соловьев отмечал, что жизнь человека имеет ценность лишь тогда, когда его душе кроются глубокие нравственные убеждения, индивидуальная система ценностей, и лишь с потерей их, окружающий мир с его радостями начинает казаться ничтожным.

Современная проблема человека – духовная деградация личности.

Причина: быстрый рост естественно – научного знания, политизация. Беда в том, что современное общество уделяет очень мало внимания культуре.

 

СОЦИАЛЬНО - АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ функция (выражает представления о человеческих ценностях: ДОБРО, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ПРАВДА, КРАСОТА). А также выражает представление об общественном идеале. Множество философов /от Платона, Аристотеля и до Гегеля, Маркса/ пытались разрешить эту проблему, предлагая свои варианты гос. устройства. В основе их лежит идея общественного равенства, упразднение частной собственности, семейных кланов и т.д.

Идеал общечеловеческого объединения еще одна из главных проблем философии. Только всемирное равенство и общечеловеческое объединение поможет избежать войн, конфликтов, предотвратить экологическую катастрофу.

 

КУЛЬТУРО – ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ функция. Знание философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Человека всегда окружают противоречия, важно уметь правильно мыслить при возникновении проблемы, логически, не впадая в истерику.

ОТРАЖАТЕЛЬНО – ИНФОРМАЦИОННАЯ функция. Одна из главных задач философии – разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, т.е. человек должен всегда мыслить в рамках современной науки. Подобно науке, философия также анализирует факты, события, чтобы получить новую информацию.

Человек должен формировать в себе самокритичность, критичность, сомнение. Это поможет ему в поисках истины.

 

3.3.Основной вопрос философии заключается в рассмотрении двух проблем: «Что первично: материя или сознание?» - первая проблема и «Познаваем ли мир?» - вторая.

Первую проблему рассматривает онтология (наука о бытие)

Что первично – Дух или Материя? (Вопрос рассматривается в труде Гегеля "Феноменология Духа").