1. Исторические типы философии.
2. Понятие мировоззрения.
3. Исторические типы мировоззрения и мировоззренческих систем.
1.1. Для каждой крупной эпохи характерен свой исторический тип философии. В эпоху античности сложился СОЗЕРЦАТЕЛЬНЫЙ тип философии. Безмятежность, невозмутимость духа, спокойное созерцание вечной истины считались высшими ценностями, идеалом свободного человека. Наиболее ярко этот тип философии выражен в трудах Аристотеля /4 век до н.э./. Он рассматривает созерцание как идеал познания. Субъектом познания является сам человек, которому от природы даны были чувства. Для этого периода философии характерна близость человека к природе.
УМОЗРИТЕЛЬНЫЙ тип философии / средневековье/ ориентировался на иррациональные источники познания /интуицию, откровение/.
Этот тип характерен для религиозной и религиозно – мистической философии.
ДЕЯТЕЛЬНЫЙ тип философии /марксистская философия/. В основе лежат социальные преобразования. Этот тип философии должен был стать орудием изменения мира. Конкретным субъектом социального действия в этом типе философии являлись народные массы, рабочий класс.
/ идеи были воплощены в жизнь – Революция в России/
СОЦИАЛЬНО – ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ тип философии, в основе лежит идея о сохранении земной цивилизации, сохранении живой природы, достижение экологического равновесия в биосфере./Учение В.И.Вернадского о ноосфере/
2.2. Мировоззрение– система обобщенных чувствований, интуитивных
представлений и теоретических взглядов на
окружающий мир и место человека в нем.
Мировоззрение – совокупность преобладающих в тот или иной период
истории общих взглядов на мир и человека,
на их взаимосвязь.
Основой мировоззрения являются знания, которые составляют его информационную сторону.
В содержание мировоззрения входят категории:
- знания;
- убеждения – интеллектуальная позиция и эмоциональное состояние;
- идеалы – жизнь человека без них немыслима, они могут быть как научно –
обоснованными так и иллюзорными.
Мировоззрение формируется под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Показателем мировоззренческой зрелости человека выступают его поступки.
3.3. Существуют следующие типы мировоззренческих систем:
КОСМОЦЕНТИЗМ - стремление распознать единую сущность за
бесконечным многообразием тел и явлений природы,
космоса.
ТЕОЦЕНТРИЗМ – подчинение всех форм сознания религии.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – человек с его проблемами в центре изучения.
Идеализация целостной личности, развитой
физически и духовно.