Инь – женское, а Ян - мужское.

- Мужское начало (Ян) ассоциировалось с Солнцем, со всем светлым, ярким, сильным. Оно считалось положительным.

- Женское (Инь) было связано с Луной, со всем темным, мрачным, слабым (считалось отрицательным).

- Оба начала взаимодействовали, в результате их взаимодействия появилось все сущее

Китайской философии принадлежит концепция о возникновении и взаимодействии 5 основных первоэлементов (огонь – вода - земля – металл – дерево)

4.4. Кун – цзы (Конфуций) (551 – 479 до н.э.) родился и жил в эпоху больших социальных потрясений, когда в Китае разрушались патриархально – родовые нормы.

Его взгляды:

- Высокоморальный человек должен обладать двумя достоинствами – благородством и чувством долга. Благородство - бескорыстие, любовь к людям.

- Долг – моральное обязательство, которое гуманный человек накладывает на себя.

"Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде" – учил Конфуций.

- В сомнении человек должен справляться, в гневе – обдумывать поступки, в выгодном предложении заботиться о честности.

- Благородный человек безразличен к еде, богатству, материальной выгоде. Всего себя он посвящает служению высоким идеалам, служению людям и поиску истины.

"Познав истину утром, можно спокойно умереть вечером"

У Конфуция были многочисленные последователи. Учение Кун – цзы постепенно превратилось в догму и легло в основу государственной политики.

- Конфуций сформулировал основы социального порядка: Пусть отец будет отцом, Сын – сыном, государь – государем.

- одной из важных основ социального порядка было строгое повиновение старшим.

-Моральный долг "СЯО" – сыновья почтительность.

"СЯО" – это основа гуманности

- Сборник "24 примера СЯО"

- Конфуций не признавал духов, суеверий, считал, что рассуждения о загробном мире бессмысленны.

"Мы не знаем, что такое жизнь, как мы можем знать, что такое смерть?".

 

5.5. В древнекитайской философии утверждалось, что в окружающем мире имеется некая высшая сила (Небо), которая устанавливает порядок в мире и неподвластна человеку. А Поднебесная – это мир, в котором существует человек. Кроме Неба и Поднебесной есть еще и Дао («путь») – безличный мировой закон, которому люди должны подчиняться и следовать в своей повседневной жизни. Сыном Неба является император, а общество представляет собой единую семью, в котрой все дети относятся к императору как к своему отцу.

Даосизм возник параллельно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины.

- его основатель – Лао – цы (старый ребенок)– Китайский философ.

В центре философии Лао – цы лежит учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте.

- Его никто не создал, но все происходит от него.

- Дао не доступно органам чувств, оно постоянно и неисчерпаемо.

Представление о бессмертии в Даосизме

- Тело человека представляет микрокосмос.

Подобно Космосу, где есть звезды и планеты, тело человека, его организм – это тоже скопление духов и божественных сил, т.е. взаимодействие Инь и Ян.