рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия и история философии

Философия и история философии - раздел Философия, Курс философии Две Особенности Философского Знания Необходимо Иметь В Виду, Прежде Всего, Ко...

Две особенности философского знания необходимо иметь в виду, прежде всего, когда стоит задача понять, что такое философия.

Первая состоит в том, что в процессе развития философии как не просто постижения жизни, а стремления философии к раскрытию наиболее существенного и определяющего в жизни, то есть в процессе формирования мудрости как характеристики человеческой культуры, в философском знании формируется комплекс проблем, посредством которых осуществляется философское познание мира. И, что особенно важно при этом понять, эти проблемы решаются на протяжении всего развития философии, в процессе развертывания её истории – то есть истории философии. Эти проблемы не исчезают, они не имеют окончательного решения. Их называют «вечными философскими вопросами». Они вечны, потому что они выражают самое глубинное в жизни, а это глубинное бесконечно по своему содержанию и бесконечно меняется с течением времени.

Что это за проблемы? Это проблемы смысла жизни, смысла существования человечества и человека, проблемы счастья и несчастья, проблемы возможности достижения истины и способов познания, проблемы добра и зла, соотношения конечного и бесконечного, рационального и иррационального, объективного и субъективного и т.д. Философия продвигается в понимании этих проблем и способов их решения, но любые философские достижения содержат в себе немало новых вопросов, вытекающих из этих, уже достигнутых, результатов. Человечество обогащается этими результатами, вместе с тем все больше обременяясь новыми вопросами. Подобная сложная познавательная ситуация рассматривается в философии как выражение диалектики философского познания бытия.

Единые для философии проблемы делают философию единым цельным процессом развития знания, объединяют философские учения независимо от времени и пространства их существования. Как справедливо отмечал великий немецкий философ Г.В.Ф. Гегель (1770-1831), «как бы различны ни были философские учения, они все же имеют то общее между собою, что все они являются философскими учениями». Более того, Гегель считал, и история философии это подтверждает, что многообразие философских учений является способом существования философии, её существенной чертой. На основании глубокого исследования истории философии и изучения этой истории другими философами Гегель сделал вывод: «изучение истории философии есть изучение самой философии».

Другая особенность философского знания, неразрывно связанная с этой уже указанной и вытекающая из нее, состоит в том, что философия – это личностное знание. Конечно, всякое знание носит личностный характер, что означает прежде всего то, что знание добывается кем-то, кто-то высказывает ту или иную идею, развивает её и т.д. Это очень важно признавать, потому что духовная культура (философия, наука, искусство) развивается конкретными людьми, вносящими свой собственный вклад в неё, пусть и неодинаковый по своему значению. Однако, в рамках каждой грани культуры этот процесс осуществляется по-разному. Нам важно сейчас отметить, что история философии свидетельствует, что никогда не существовало философии вообще, а была философия Платона и Аристотеля, Лейбница и Локка, Декарта и Канта, Шеллинга и Гегеля, Бердяева и Ильина и так до наших дней. В философии всегда важно знать, кто именно высказал ту мысль, на которую мы ссылаемся, так как позиция философа неповторима в своем выражении, и любое философское решение имеет своего автора. Что особенно важно отметить при этом, понять смысл этого решения невозможно вне концепции автора, вне его личности, вне его времени, его судьбы. Даже те понятия, которые он употребляет очень часто носят отпечаток его личности: «вещь в себе», «монада», «абсолютная идея», «философский опыт» и т.д. Выдающийся русский философ И.А. Ильин (1882-1954) писал о том, что для того, чтобы понять Гегеля, необходимо понять «сущность его (гегелевского) познавательного подхода к предметам, постигнуть его способ мыслить»…

Таким образом, философия – это складывающийся теоретический образ мира, в котором каждое учение предстает как одна или несколько черт этого образа. В философии её история – это и её содержание, содержание в его развитии и углублении. Философское знание не фиксируется в строгих законах и определениях, не поддается математической обработке, оно неотделимо от личности, его создавшей, от личности, его истолковывающей, от времени, в котором жили или живут философы.

История философии представляет собой непрерывный процесс философских споров и рассуждений, вечную дискуссию, из которой невозможно исключить какой-то эпизод, не искажая ни самой этой дискуссии, ни самого этого эпизода. В самом деле, невозможно понять всей сложной и многогранной системы И. Канта, если не изучать философию Р. Декарта, а самого Декарта без изучения работ Ф. Бэкона и т.д. Строго говоря, ни одного философа невозможно понять вне всей, по крайней мере, предшествующей истории философии. Философская идея, высказанная ранее, нечетко и гипотетически, через столетия может получить реальные исторические основания для своей разработки в учении совсем другого мыслителя.

Таким образом, можно сделать выводы:

– во-первых, вывод о том, что именно потому, что философия существует через посредство своей истории, её можно познавать только посредством изучения этой истории, истории философии;

– во-вторых, обращение к истории философии означает обращение к вечно актуальным для человека и человечества проблемам. Изучая философские учения прошлого, мы тем самым получаем возможность понять процесс возникновения тех или иных философских проблем и их решений. А проблемы эти имеют непреходящее значение в нашей современной жизни. Доказательством этому служит только одно – изучение взглядов великих философов. К этому нужно приходить каждому самому, читая философские произведения, в которых выражены позиции мыслителей прошлого. Человека невозможно убедить в актуальности и важности для него каких-то идей. Он должен сделать свои выводы сам на основе своей собственной образованности, в данном случае – на основе философской образованности. Тогда станет понятным, насколько прав был Гегель, когда писал о том, что «мы неизбежно приходим к воззрению на историю философии, согласно которому, хотя она и является историей, мы, тем не менее, в ней не имеем дела с тем, что прешло и исчезло». Гегель совершенно справедливо делал вывод о том, что философские истины, поскольку они истины, справедливы не только сегодня или завтра, а «вне всякого времени».

Поэтому в настоящее время учения Платона и Аристотеля не менее интересны и важны для современного развитого и готового к пониманию философии сознания, чем для просвещенных людей античности. Можно сказать даже больше – с развитием духовной культуры учения великих философов прошлого приобретают все большую ценность. Но и к этому выводу важно прийти самому на основе своей собственной философской образованности.

Важно понимать к тому же, что соотношение между философией и историей философии во многом отличается от соотношения науки и истории науки, а также искусства и истории искусства. Но это особая проблема.

Основные периоды развития философии принято представлять следующим образом:

· философия античности (рубеж VII-VI вв. до н.э. – VI в. н.э.),

· европейская философия Средних веков (V-XV вв.),

· философия эпохи Возрождения (XV-XVII вв.),

· философия Нового времени (XVI-XVIII вв.),

· философия XIX в.

· философия XX в.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Курс философии

Федеральное агентство по образованию...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия и история философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МИТХТ им. М.В. Ломоносова
  I ФИЛОСОФИЯ.. 5 Обыденная философия. 5 Способность к философствованию в сфере различных сторон культуры и науки 6 Философия – неотъемлемая часть духо

Обыденная философия
О том, что существует такой вид знания, как философия, знает практически любой грамотный человек. Слово «философия» может употребляться людьми в самых разных ситуациях, и чаще всего это ситуации, к

Способность к философствованию в сфере различных сторон культуры и науки
Иногда какого-то человека называют философом, если он, представляя собой нефилософскую сферу духовной культуры, то есть будучи писателем, художником, музыкантом, ученым, тем не менее поднимается в

Особенности философского знания. Философские категории
Философское знание основано на особых философских понятиях и категориях. Любое знание, которым владеет человек, основано на тех или иных понятиях. Сами понятия представляют собой абстракци

Философия как стремление к постижению смысла жизни
Античная философия, в которой на первый план было поставлено достижение мудрости как наиболее важная философская проблема, в которой также сама мудрость не отождествлялась с количеством знаний, тем

Проблема добра и зла в философии
Постижение смысла бытия, формирование на этой основе жизненного идеала философы всегда связывали для себя с проблемой добра и зла. Противостояние добра и зла осознавалось философами как противоречи

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Античная философия охватывает период с рубежа VII-VI вв. до н.э. до VI в. н.э. В исторических рамках этого долгого периода времени существует своя периодизация, отражающая основные этапы становлени

И развитие натуралистической философии в досократический период
Начала исторического пути развития древнегреческой философии приходятся на последнюю четверть VII в. – первые десятилетия VI в. до н.э. Уже ранняя мысль первых философских школ, которые возникают в

Милетская школа
Милетская школа считается первой философской школой Древней Греции. Она получила своё название от города Милета, расположенного в Ионии (Малая Азия), гражданами которого были все её представ

Гераклит Эфесский
Гераклит жил в Эфесе между VI и V веками до н.э. Был прозван «Тёмным» за трудность для понимания его современниками тех проблем, которые стали предметом его философских размышлений, посвященных тай

Демокрит
Одним из величайших представителей классической древнегреческой философии является Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.). Его учение – одно из наиболее целостных, последовательных и

СОФИСТЫ
«Софист» в переводе с греческого означает мудрец, знаток, мастер, художник. Так назывались появившиеся в V в. до н.э. платные учителя философии и ораторского искусства. Они не представляли единой ш

Теория идей
Мир идей. Истинные причины вещей Платон видит не в физической реальности, а в умопостигаемом мире и называет их «идеями»,или «эйдосами». Вещи

Диалектика Платона.
В своих трудах Платон диалектику называет наукой о сущем. Развивая диалектические идеи Сократа, он понимает диалектику как соединение противоположностей, и превращает её в универсальный фило

Теория познания
Платон продолжает начатые его предшественниками размышления о природе знания и разрабатывает собственную теорию познания. Он определяет место философии в познании, которая находится между полным зн

Учение об идеальном государстве
Платон уделяет большое внимание развитию взглядов на общество и государство. Он создает теорию идеального государства, принципы которого подтверждены историей, но остаются неосуществимыми до конца

Основные положения философии Аристотеля
Понимание предназначения философии. Аристотель очень высоко ценил философию как вид интеллектуальной деятельности и четко выделял её из всей сферы знания (см.: Хрестоматия по философии. Книг

Учение о государстве и обществе.
Важное место в философии Аристотеля занимает учение об обществе и государстве. Затронутые в нём вопросы повлияли на ход дальнейшего развития социально-философской мысли и в чём-то не утратили своег

Значение аристотелевского наследия
Во многих областях философии и других наук влияние Аристотеля прослеживается вплоть до Нового времени. Взгляды Аристотеля на природу единичной вещи и общего (вида», «рода» – далеко не всегда у него

ФИЛОСОФИЯ ЭЛЛИНИЗМА
Эллинистический период эпохи завоеваний Александра Македонского и греко-римских школ (с конца IV в. до н.э. по III в. н.э.). Для этого периода развития античной философии характерен особый интерес

Философское учение
Философию Эпикур подразделяет на три взаимосвязанные части – канонику (теорию познания), физику (учение о природе) и этику, при этом преобладающее значение в его философии имее

СТОИЦИЗМ
В вопросе о том, что важнее для человеческой жизни: наслаждение или долг? – стоики, в отличие от эпикурейцев, категорически настаивали на приоритете долга, добродетели, нравственности, поэтому они

Скептицизм
История античного скептицизма берет начало в IV в. до н.э. Основоположником этой философской школы был Пиррон из Элиды (ок. 360-270 гг. до н.э.). Термины «скептицизм», «скептик» ведут свое п

Неоплатонизм
Неоплатонизм возник в III веке в Риме. Неоплатонизм опирался на достижения всей античной философии, в особенности на идеи Платона и Аристотеля. Эти идеи старался соединить с языческой религией и ми

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги