рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Особенности философского знания. Философские категории

Особенности философского знания. Философские категории - раздел Философия, Курс философии Философское Знание Основано На Особых Философских Понятиях И Категориях. ...

Философское знание основано на особых философских понятиях и категориях.

Любое знание, которым владеет человек, основано на тех или иных понятиях. Сами понятия представляют собой абстракции, что означает, что их содержание не представляет собой конкретного наглядного образа, а выступает образом обобщающим, абстрактным. В абстракции человек отвлекается от каких-то черт или особенностей явлений или процессов, выделяя наиболее общее и существенное. Любое понятие – человек, страна, студент, растение и пр. – это абстракция. Конечно, при этом всегда остается вопрос о том, насколько истинна та или иная абстракция.

Философские абстракции – это особые абстракции. Абстрактность философских понятий, абстрактность всего философского знания в целом носит предельно возможный на каждом уровне познания характер. Философские понятия – это знание всеобщее, содержащее в себе максимальную степень обобщения, отвлечения от случайного и несущественного и сосредоточивания на существенном и всеобщем. В самом деле, именно такими характеристиками обладают такие понятия, как материя, сознание, движение, пространство, время, жизнь, качество, количество, сущность и т.д. Все эти понятия – философские абстракции, ввиду своей предельной общности называемые философскими категориями. Многие философские понятия объединяются в некоторые системы – категории познания (объект познания и субъект познания, истина и её критерии, истина и практика и пр.), онтологические категории (бытие, материя, движение, пространство и время и др.), категории диалектики (сущность и явление, противоречие, качество и количество, отрицание, развитие, соотношение объективного и субъективного и др.). Особенно плодотворно работал в области создания системы категорий великий философ античности Аристотель.

Однако, деление на виды категорий достаточно условно, так как все категории – онтологические, гносеологические, категории диалектики и другие виды категорий – теснейшим образом между собой связаны.

Философские абстракции не являются неизменными по своему содержанию. Развитие философского знания – это, в первую очередь, развитие содержания философских абстракций: расширение и углубление этого содержания, их философская конкретизация.

Философские категории, с одной стороны самостоятельны и самоценны, с другой стороны, они неразрывно связаны с развитием жизни и познанием мира. В своих обобщениях философия исходит из того материала, который представляет реальная жизнь и развивающееся знание во всех его видах, прежде всего, наука и искусство. В философии существует собственная философская традиция, то есть история философии, но и она складывается на основе всей совокупности знаний.

Кроме собственно философских категорий в философское знания входят понятия, которые не являются исключительно философскими. Например, такие понятия, как человек, общество, жизнь, пространство, время и т.п. – не только философские абстракции. Но все они имеют те аспекты своего содержания, те ракурсы его, которые носят философский характер. С помощью этих понятий развивается и обогащается не только философия, но и вся духовная культура, осуществляется взаимообогащение её различных граней.

Философское знание обладает не только предельной степенью абстрактности. Оно трансцендентно. Основы философских идей не только отражают конкретные обстоятельства развития мира и его познания. Философия выходит за рамки этих обстоятельств. Она ищет всеобщую точку отсчета при взгляде на мир и его познание, на человеческую жизнь, и именно это обстоятельство требует мыслительного выхода за пределы конкретности.

Трансцендентность как выход за пределы осмысливаемой реальности создает предпосылки для теоретического освобождения от границ конкретной реальности. Широта обзора приносит свободу суждений, преодоление включенности только конкретно данного в предмет познания. Трансцендентность создает основу для того, чтобы не останавливаться на однозначных выводах, уйти от категоричности и догматизма, рассматривать мир и его познание в вечном движении.

Именно эти обстоятельства определяют внутреннюю диалектичность подлинно философского сознания. Осознание того, что такое диалектика, в чем её противоположность метафизике как способу понимания предмета философского познания – важнейшая характеристика философского знания. Внутренняя диалектичность философского знания определяет собой особый смысл, который приобретает в философии проблема противоречия.

Философское отношение к миру по природе своей – критическое отношение, потому что оно открывает такие стороны бытия, которым не соответствует эмпирическая реальность, непосредственно данное. Философское сознание – это преодоление строгой привязанности к реалиям жизни, непомерного восхищения ими, поскольку философия стремится понять жизнь в развитии, а жизненные реалии как исторические моменты в этом развитии. В этом смысле философия выражает свободу человеческого духа, его мощный диалектический потенциал.

Разумеется, критическое отношение к реалиям жизни не является абсолютным и доминирующим в философском сознании. Подлинная философия развивается в своем стремлении найти точки опоры человеческому существованию, помочь человеку в формировании его жизненных идеалов. Философия отрицает что-то в жизненных реалиях для того, чтобы предложить людям нечто позитивное, найденное ею в понимании основ жизни. Таким образом, настоящее в философии содержит в себе прошлое и будущее, будучи диалектически противоположным и тому, и другому.

Постигая противоречивые стороны бытия, философия отражает их в своих идеях. Альтернативность граней бытия отражается в альтернативности философских суждений о нем.В философских учениях отражается напряженность сосуществования в бытии разумности и абсурда, добра и зла, трагичности и комичности и т.д. Наиболее глубоко осознал эту специфику философского знания немецкий философ И. Кант (1724-1804) в своем учении об антиномиях.

После Канта философия поднялась на качественно новую ступень своего самопознания, осознавая, что мир философии – это мир неразрешимых в конечном варианте противоречий, мир разрешаемых, но вечных проблем, вопросов, на которые невозможны привычные и обычные для человека в обыденной жизни ответы.

Все эти особенности философии определяют оценочный характер философских суждений. В культуре философия стоит на особом месте. Она занимает основополагающее место в становлении, развитии, существовании теоретически развитого мировоззрения человека и общества. Таким образом, философия – это мировоззренческое знание, более точно философию можно определить как основу мировоззрения.

Делая вывод из всего отмеченного, можно заключить, что философия – это теоретический абстрактный образ бытия, характеризующийся трансцендентностью и антиномичностью, носящий мировоззренческий характер. Философский образ создается для постижения смысла бытия, смысла человеческого существования.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Курс философии

Федеральное агентство по образованию...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности философского знания. Философские категории

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МИТХТ им. М.В. Ломоносова
  I ФИЛОСОФИЯ.. 5 Обыденная философия. 5 Способность к философствованию в сфере различных сторон культуры и науки 6 Философия – неотъемлемая часть духо

Обыденная философия
О том, что существует такой вид знания, как философия, знает практически любой грамотный человек. Слово «философия» может употребляться людьми в самых разных ситуациях, и чаще всего это ситуации, к

Способность к философствованию в сфере различных сторон культуры и науки
Иногда какого-то человека называют философом, если он, представляя собой нефилософскую сферу духовной культуры, то есть будучи писателем, художником, музыкантом, ученым, тем не менее поднимается в

Философия и история философии
Две особенности философского знания необходимо иметь в виду, прежде всего, когда стоит задача понять, что такое философия. Первая состоит в том, что в процессе развития философии как не пр

Философия как стремление к постижению смысла жизни
Античная философия, в которой на первый план было поставлено достижение мудрости как наиболее важная философская проблема, в которой также сама мудрость не отождествлялась с количеством знаний, тем

Проблема добра и зла в философии
Постижение смысла бытия, формирование на этой основе жизненного идеала философы всегда связывали для себя с проблемой добра и зла. Противостояние добра и зла осознавалось философами как противоречи

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Античная философия охватывает период с рубежа VII-VI вв. до н.э. до VI в. н.э. В исторических рамках этого долгого периода времени существует своя периодизация, отражающая основные этапы становлени

И развитие натуралистической философии в досократический период
Начала исторического пути развития древнегреческой философии приходятся на последнюю четверть VII в. – первые десятилетия VI в. до н.э. Уже ранняя мысль первых философских школ, которые возникают в

Милетская школа
Милетская школа считается первой философской школой Древней Греции. Она получила своё название от города Милета, расположенного в Ионии (Малая Азия), гражданами которого были все её представ

Гераклит Эфесский
Гераклит жил в Эфесе между VI и V веками до н.э. Был прозван «Тёмным» за трудность для понимания его современниками тех проблем, которые стали предметом его философских размышлений, посвященных тай

Демокрит
Одним из величайших представителей классической древнегреческой философии является Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.). Его учение – одно из наиболее целостных, последовательных и

СОФИСТЫ
«Софист» в переводе с греческого означает мудрец, знаток, мастер, художник. Так назывались появившиеся в V в. до н.э. платные учителя философии и ораторского искусства. Они не представляли единой ш

Теория идей
Мир идей. Истинные причины вещей Платон видит не в физической реальности, а в умопостигаемом мире и называет их «идеями»,или «эйдосами». Вещи

Диалектика Платона.
В своих трудах Платон диалектику называет наукой о сущем. Развивая диалектические идеи Сократа, он понимает диалектику как соединение противоположностей, и превращает её в универсальный фило

Теория познания
Платон продолжает начатые его предшественниками размышления о природе знания и разрабатывает собственную теорию познания. Он определяет место философии в познании, которая находится между полным зн

Учение об идеальном государстве
Платон уделяет большое внимание развитию взглядов на общество и государство. Он создает теорию идеального государства, принципы которого подтверждены историей, но остаются неосуществимыми до конца

Основные положения философии Аристотеля
Понимание предназначения философии. Аристотель очень высоко ценил философию как вид интеллектуальной деятельности и четко выделял её из всей сферы знания (см.: Хрестоматия по философии. Книг

Учение о государстве и обществе.
Важное место в философии Аристотеля занимает учение об обществе и государстве. Затронутые в нём вопросы повлияли на ход дальнейшего развития социально-философской мысли и в чём-то не утратили своег

Значение аристотелевского наследия
Во многих областях философии и других наук влияние Аристотеля прослеживается вплоть до Нового времени. Взгляды Аристотеля на природу единичной вещи и общего (вида», «рода» – далеко не всегда у него

ФИЛОСОФИЯ ЭЛЛИНИЗМА
Эллинистический период эпохи завоеваний Александра Македонского и греко-римских школ (с конца IV в. до н.э. по III в. н.э.). Для этого периода развития античной философии характерен особый интерес

Философское учение
Философию Эпикур подразделяет на три взаимосвязанные части – канонику (теорию познания), физику (учение о природе) и этику, при этом преобладающее значение в его философии имее

СТОИЦИЗМ
В вопросе о том, что важнее для человеческой жизни: наслаждение или долг? – стоики, в отличие от эпикурейцев, категорически настаивали на приоритете долга, добродетели, нравственности, поэтому они

Скептицизм
История античного скептицизма берет начало в IV в. до н.э. Основоположником этой философской школы был Пиррон из Элиды (ок. 360-270 гг. до н.э.). Термины «скептицизм», «скептик» ведут свое п

Неоплатонизм
Неоплатонизм возник в III веке в Риме. Неоплатонизм опирался на достижения всей античной философии, в особенности на идеи Платона и Аристотеля. Эти идеи старался соединить с языческой религией и ми

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги