рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Современности

Современности - раздел Философия, ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ Становление и развитие предмета философии К Числу Глобальных Проблем Современности Наряду С Проблемой Войны И Мира Отно...

К числу глобальных проблем современности наряду с проблемой войны и мира относят экологическую и демографическую проблемы, содержащие непосредственную угрозу для человеческой цивилизации, причем в масштабах, не имеющих себе равных в истории.

Никогда еще человек не располагал столь мощными средствами массового разрушения и уничтожения, которыми он располагает сегодня и столь сильными возможностями воздействия на окружающую среду. Никогда еще у людей не было столь серьезных оснований для беспокойства о том, хватит ли их потомкам природных ресурсов. В современных условиях стал очевидным тот факт, что человечество уже не может безоговорочно пользоваться дарами природы, что производство материальных благ зачастую приводит к нежелательным эффектам, причем в масштабах такого объема, что это грозит уничтожением всего живого на Земле, включая и самого человека. На протяжении большей части человеческой истории рост численности народонаселения был малозаметен. Однако на протяжении Х1Х века этот процесс стал набирать темпы, которые привели в ХХ веке к демографическому взрыву.

Рост населения приводит к скученности, которая ускоряет процесс загрязнения окружающей природной среды. Скученность провоцирует гормональные нарушения у человека, увеличивает степень конфликтности и агрессивности в семье и на производстве. Социально-психологическим последствиями скученности являются: отчуждение, утрата социальной значимости личности, снижение ценности жизни, социальное безразличие и карьеризм (стремление обрести социальную значимость любой ценой), личностное саморазрушение (алкоголизм, наркомания, сексуальная распущенность, преступность)[7].

Демографическая емкость планеты «Земля» большинством экологов исчисляется 1,5 млрд. человек. Фактически на планете проживает 6 млрд. человек, то есть Земля уже перенаселена. Однако рост населения продолжается. Для отдельных регионов это оборачивается голодом и недоеданием, хотя по экспертным оценкам, пищевые ресурсы достаточны для 15 млрд. человек. Высокий уровень численности и плотности населения способствует распространению опасных для здоровья и жизни людей болезней.

Конечно же, подобное развитие событий вовсе не является обязательным и закономерным. Если будут учтены экологические закономерности, если человечество будет предпринимать меры, направленные на оздоровление экологической обстановки, то проблемы народонаселения могут быть успешно разрешены.

В принципе проблема народонаселения потенциально вполне разрешима. Уже сегодня демографические процессы имеют региональную специфику: если в развивающихся странах озабочены ростом численности населения, то в развитых странах обеспокоены его сокращением. Из 152 стран - 38 проводят политику, направленную на сокращение рождаемости.

Сложившиеся тенденции позволяют сделать вывод о возможности регулирования демографических процессов.

Человек всегда зависел от природы и никогда не сможет избавиться от этой зависимости в силу того, что человек является биологическим существом, хотя люди постоянно изыскивают средства для уменьшения этой зависимости.

В период присваивающей экономики человеческое сообщество ничем не отличалось по оказываемому воздействию на окружающую природную среду от сообществ животных. Технический прогресс, увеличив возможности воздействия на окружающую среду, создал предпосылки для экологических и ресурсных кризисов.

Ресурсный кризис связан с деградацией земельных ресурсов, исчерпанием запасов минерального сырья, ростом потребления энергии.

Увеличение техногенных и антропогенных нагрузок на природную

среду является фактором, приводящим к интенсивному загрязнению почвенного покрова. Наиболее опасными загрязнителями почвы являются ртуть, свинец и их соединения. Количество веществ, вносимых в почвенный покров человеком, измеряется огромными цифрами. Такая ситуация порождает необходимость технологической перестройки. Производственные процессы должны быть реорганизованы таким образом, чтобы свести до минимума попадание вредных веществ в почву.

Минеральные ресурсы и другие полезные ископаемые имеют большое значение для развития промышленного производства. Темпы использования запасов полезных ископаемых постоянно увеличиваются[8]. Это с неизбежностью приводит к уменьшению запасов минерального сырья на Земле. Процесс сокращения запасов минеральных ресурсов на нашей планете, по прогнозам специалистов, будет продолжаться. Это порождает проблему обеспечения промышленности минеральными ресурсами и полезными ископаемыми. Основной причиной дефицита минеральных ресурсов является низкий уровень использования добываемого сырье: человечество берет из недр Земли намного больше, чем использует.

Энергетические ресурсы относятся к основным жизненным потребностям человека на всех этапах его существования. При этом ускорение темпов научно-технического прогресса сопровождается ростом энергетических затрат.

Энергия нужна для поддержания нормальной жизнедеятельности, как отдельного человека, так и человеческого общества. Поэтому развитие энергетики является условием экономического развития современного общества.

Непрерывный рост потребления энергии поставил перед человечеством проблему поиска новых источников энергии, которая, вне всякого сомнения, является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. Долгое время основой энергетики являлась добыча органического топлива (угля, нефти, газа, торфа, горючих сланцев). Использование органического топлива нерационально по двум причинам:

1) в связи с ограниченностью его запасов;

2) неблагоприятными экологическими последствиями для окружающей природной среды.

Энергия гидроэлектростанций безвредна для окружающей среды.

Однако строительство гидроэлектростанций приводит к затоплению обширных территорий земли, изымая их из сельскохозяйственного и промышленного оборота и, следовательно, наносит колоссальный ущерб развитию общественного производства.

В современных условиях весьма актуальным стало использование геотермальной, солнечной, ветровой и термоядерной энергии. Атомная энергетика долгое время была перспективным направлением. Ее считали «экологически чистой». Однако авария на Чернобыльской АЭС (1986 г.) стала причиной того, что различные общественные организации и инициативные группы «зеленых» сегодня активно выступают против развития атомной энергетики.

Геотермальная энергетика является перспективным направлением в силу того, что в глубинах земных недр содержится огромное количества тепла, запасы которого практически неистощимы. В ряде стран (США, Япония, Италия, Исландия) уже сегодня используется тепло горячих источников для выработки электроэнергии, отопления зданий, подогрева теплиц и парников. Однако коэффициент полезного действия геотермальных станций невысок из-за низкой температуры воды, поступающей из недр поверхности. К тому же, эксплуатация геотермальных вод требует решить вопрос о сбросе и захоронении отработанных минерализованных вод, поскольку они могут оказывать вредное влияние окружающей природе.

В последнее время стали строить электростанции в районах вулканической активности. Энергия, вырабатываемая на этих электростанциях – самая дешевая по сравнению с энергией, производимых на других электростанциях.

«Экологически чистой» считается энергия Солнца. Дополнительными преимуществами солнечной энергии является ее неисчерпаемость и доступность. В настоящее время она используется, хотя и в ограниченных масштабах, в жилых и иных зданиях для отопления и удовлетворения бытовых нужд.

Не загрязняет окружающую среду использование энергии ветра и морских течений. Эти источники энергии известны давно, но доля их в энергоснабжении незначительна.

С целью предотвращения ресурсных и экологических кризисов необходимо расширить использование «экологически чистых» видов энергии необходимо разработать новые пути и способы их использования.

Весьма актуальной проблемой современной науки и практики является загрязнение атмосферного воздуха, воды, возрастание

патогенности болезнетворных организмов.

Загрязнение воздуха в последние годы значительно увеличилось, что связано с развитием общественного производства. Вредное влияние веществ, загрязняющих атмосферу, может усиливаться за счет реакций между ними. Особенно велико загрязнение воздуха в промышленных зонах, где большое скопление заводов, фабрик и комбинатов. При плохой циркуляции воздуха над городами стоит смог. Смог – это такое загрязнение атмосферы, которое заметно и невооруженным глазом. Смог образуется над жилыми и промышленными кварталами в результате накопления выхлопных газов автомобилей, труб бытовых котельных и «хвостов» промышленных предприятий.

Выхлопные газы автомобилей особенно опасны для организма человека. В них содержатся окислы свинца, небольшая концентрация которых наносит губительный ущерб здоровью человека. Проникают окислы свинца в организм человека через легкие и желудочно-кишечный тракт. Поэтому овощи, выросшие вблизи от транспортных магистралей – непригодны в пищу. Вредные вещества вместе с пищей с легкостью проникают в организм человека и накапливаются в нем. Последствиями этого могут стать: нарушение синтеза гемоглобина, мышечная слабость, нарушение структуры и функций печени и головного мозга. Вывести их из организма человека – крайне сложно.

Загрязнение воздуха кислотообразующими выбросами приводит к возникновению респираторных заболеваний, астматическим явлениям, разрушают легочную ткань. Загрязнение воздуха является причиной выпадения кислотных осадков. Кислотные осадки, в свою очередь, загрязняют водные бассейны. Грунтовые воды тоже не могут оставаться чистыми. Дело в том, что в выбросах, стоках и твердых отходах промышленных предприятий содержатся тысячи тонн свинца, цинка, меди, хрома, никеля, кадмия и др. металлов. Значительная часть этих загрязнителей концентрируется в почве и, проникая в грунтовые воды, попадает в колодцы и водопровод. Употребление воды с низким качеством очистки может стать причиной заболевания людей.

Загрязнение питьевой воды в современных условиях вызывают следующие факторы:

1) большое количество промышленных сбросов;

2) отравление водоемов осадками, содержащими загрязняющие вещества;

3) попадание в водоемы вредных веществ, используемых в сельскохозяйственном производстве;

4) недостаточное развитие канализационных систем.

Загрязнения воды представляют опасность не только для здоровья человека, но и для организмов, живущих в воде. Промышленные предприятия отравляют водоемы сточными водами, которые могут содержать яды, в том числе тяжелые металлы и цианиды.

Уже сегодня половину необходимой воды добывают из глубинных слоев земли через артезианские скважины. Однако артезианская вода содержит большое количество минеральных солей, которые могут быть вредны для организма человека. Вода из пресноводных бассейнов (рек, озер, водохранилищ) нуждается в дорогостоящей очистке.

Таким образом, исследование глобальных проблем связано сегодня с футурологическими прогнозами будущего человечества или, с так называемыми, «сценариями будущего» (цивилизации). Сценарий будущего - это упорядоченная совокупность исход­ных предположений, обосновывающих ту или иную версию о возможном будущем наблюдающейся тенденции. На основе различных сценариев разрабатываются прогностические модели возможного будущего. Проблема в изучении будущего общества в футурологии как части социального познания состоит не в составлении общей картины состояния мирового сообщества и не в описании конкретных областей человеческого бытия через определенный промежуток времени. Конечной целью футурологических прогнозов является обоснование достижения вневременного единства мира, не зависящего от динамической смены технологических и политических режимов, схем организации производства и геополитической конфигурации. Однако, необходимо понимать, что без осознания вне исторических горизонтов развития и процессов становления цивилизации, не может быть целостного и развивающегося познания современности предвидения будущего.

Дискуссии о том, реалистичны ли модели общечеловеческой

истории и глобальные модели, могут показаться абстрактно теоретическими. Но от того, какую модель мы примем за основание, решающим образом зависят прогнозы и сценарии обозримого будущего, а также практические проекты. Каждый футуролог акцентирует свое внимание лишь на определенном аспекте, вычленяет и анализирует ключевой, на его взгляд, фактор развития социальной системы, который определяет общий характер модели будущего. Необходимо попытаться вскрыть за внешним разнообразием подходов некую закономерную связь и подойти к системному построению современных закономерностей общественного развития в футурологических исследованиях.

Сегодня можно выделить в таких исследованиях следующие

направления: - религиозный подход в социокультурном прогнозировании, наиболее ярко представленный работами П. Тейяра де Шардена и П.Й. Тиллиха;

- постиндустриальная теория, предлагающая свое видение будущего и перспектив развития общества и западной цивилизации, разработанная Д. Беллом, Дж. Гелбрейтом, К. Поппером, У. Ростоу, Э. Тоффлером, А. Туреном, Ж. Фурастье и др.;

- cинергетическая концепция социокультурной динамики и ее прогнозирования, ставшая одной из ведущих в современной науке, репрезентирующая естественнонаучный вектор развития теории нелинейных динамик и представленная именами Г. Хакена, Г. Николиса, И.Р. Пригожина, А. Баблоянца, С. Вейнберга, П. Гленсдорфа, Р. Грэхема, К. Джорджа, Р. Дефэя, Дж. Каглиоти, М. Курбейджа, С.П. Курдюмова, Л. Лугиато, К. Майнцера, Б. Мизра, Н.Н. Моисеева, Дж.С. Николис, К.Николиса, Л. Розенфельда, М. Стадлер, Дж.В. Ханта, Ф. Хенина и др.

Основные исследования в области истории и методологии прогнозирования социокультурных процессов проводились самими учеными-футурологами в рамках их футурологических изысканий (Ф.Фукуяма, С.Хантингтон).

Особое место среди западных футурологических исследований занимают работы интернациональной группы ученых Римского клуба - А. Печчеи, Дж. Форрестера, Д. и Дон. Медоузов, М. Месаровича, Э. Пестеля, значение которых состоит не только в изучении и интерпретации современного развития на основе новейших методов и кибернетических моделей, но и в постановке проблемы об управляющем на него воздействии.

На философско-культурологическом уровне динамика социокультурных процессов рассматривалась в работах В.Е. Давидовича, Г.В. Драча, Ю.А. Жданова, Е.В. Золотухиной-Волиной, М.С. Кагана, Т.П. Матяш, Э.С. Маркаряна и др.

Особенности социокультурной динамики и прогнозирование социокультурного развития в контексте глобализации анализируют в своих работах современные российские исследователи Р.Г. Абдулатипов, А.С. Ахиезер, С.И. Долгов, А.А.Зиновьев, В.Л. Иноземцев, Э.А. Орлова, А.Н. Панарин, В.И. Супрун, А.Я. Флиер.

Особняком в ряду научных и философских исследований будущего находится область научной фантастики, где проблема социокультурного развития предстает в художественной форме. В работах С. Лема, А. Азимова, Р. Брэдбери, А.Н. и Б.Н. Стругацких и других ставятся проблемы соотношения биологического и технологического, систем управления и кибернетических принципов, путей развития цивилизации в далеком будущем, возможных тупиков на ее пути.

Рассмотрим на примере анализа работы С.Хантингтона «Столкновение цивилизаций» (1993) проблемы будущего. С.Хантингтон, известный американский геополитик, футуролог писал, что мировая политика сегодня вступает в новую фазу, а посему, возникает огромное количество версий относительно того, какой облик она приобретет: будет ли это конец истории, возврат к традиционному соперничеству между нациями-государствами, упадок наций-государств под напором глобализма. Основная идея теории Хантингтона заключается в том, что в зарождающемся мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика, а культура. При этом нация-государство остается главным действующим лицом в международных делах, но наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Доминирующим фактором мировой политики станет столкновение цивилизаций. А линии разлома между ними — это и есть линии будущих фронтов. Такие конфликты неизбежны, считает автор «столкновения цивилизаций», и тому есть несколько причин. Прежде всего, это географический фактор, а также идентичность цивилизаций, соседство которых приводит к их противостоянию и даже конфликтам между ними. Эти конфликты обычно происходят на стыке или аморфно очерченных рубежах цивилизаций. Иногда эти конфликты можно предвидеть исходя из логики развития и взаимодействия цивилизаций.

Облик мира, по мнению Хантингтона, будет в значительной мере формироваться в ходе взаимодействия семи-восьми крупных цивилизаций. К ним относятся: западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, православно-славянская, латиноамериканская и, возможно, африканская цивилизации. Самые значительные конфликты будущего развернутся вдоль линий разлома между цивилизациями. И причин тому несколько. Прежде всего, различия между цивилизациями, основу которых составляет религия, наиболее существенны; эти различия складывались столетиями, и они куда сильнее, чем различия между политическими идеологиями. Во-вторых, усиливается взаимодействие народов различной цивилизационной принадлежности, что ведет как к росту цивилизационного самосознания, так и к пониманию различия между цивилизациями и общностью в рамках своей цивилизации. В-третьих, возрастает роль религии, причем последняя нередко проявляется в форме фундаменталистских движений. В-четвертых, ослабевает влияние Запада в незападных странах, что находит выражение в девестернизационных процессах и усиленном поиске собственных «корней». В-пятых, культурные различия менее подвержены изменениям, чем экономические или политические. Ну и наконец, в-шестых, как отмечает американский футуролог, усиливается экономический регионализм, неразрывно связанный с цивилизационным фактором: в основе многих экономических организаций и интеграционных группировок лежит культурно-религиозная схожесть.

Несмотря на осознание уникальности каждой цивилизации и признание их прав на самоопределение, С.Хантингтон, как и Ф.Фукуяма, не сомневается в верховенстве западных ценностей и морали. Однако он понимает, что западным державам в современном мире придется считаться с их интересами, а посему Западу необходимо сделать ряд важных выводов:

1. Противоречия между цивилизациями важны и реальны;

2. Цивилизационное самосознание возрастает;

3. Конфликт между цивилизациями придет на смену идеологическим и другим формам конфликтов в качестве преобладающей формы глобального конфликта;

4. Международные отношения, исторически являвшиеся игрой в рамках западной цивилизации, будут все больше девестернизироваться и превращаться в игру, где незападные цивилизации станут выступать не как пассивные объекты, а как активные действующие лица;

5. Эффективные международные институты в области политики, экономики и безопасности будут складываться скорее внутри цивилизаций, чем между ними;

6. Конфликты между группами, относящимися к разным цивилизациям, будут более частыми, затяжными и кровопролитными, чем конфликты внутри одной цивилизации;

7. Вооруженные конфликты между группами, принадлежащими к разным цивилизациям, станут наиболее вероятным и опасным источником напряженности, потенциальным источником мировых войн;

8. Главными осями международной политики станут отношения между Западом и остальным миром;

9. Политические элиты некоторых расколотых незападных стран постараются включить их в число западных, но в большинстве случаев им придется столкнуться с серьезными препятствиями;

10. В ближайшем будущем основным очагом конфликтов будут взаимоотношения между Западом и рядом исламско-конфуцианских стран. Чтобы решить эти проблемы, необходимо, с точки зрения С.Хантингтона, укрепление международных институтов, отражающих и легитимизирующих западные интересы и ценности, и привлечения к участию в этих институтах незападных стран.

Таким образом, очевидно, что Хантингтон отдает Западу приоритет в процессе придания новых очертаний миру. Однако, он не отрицает, что западный мир столкнется с новыми вызовами, суть которых будет состоять в различиях между западной и незападными цивилизациями. Западная цивилизация, по мнению ученого, является одновременно и западной, и современной. Незападные цивилизации попытались стать современными, не становясь западными. Но до сих пор лишь Японии удалось добиться успеха в этом нелегком деле.

Незападные цивилизации и впредь не оставят своих попыток обрести богатство, технологию, квалификацию, оборудование, вооружение — все то, что входит в понятие "быть современным". Но, при этом, они постараются сочетать модернизацию со своими традиционными ценностями и культурой. От Запада, считает С.Хантингтон, потребуется более глубокое понимание фундаментальных религиозных и философских основ других цивилизаций. Запад должен будет понять, как люди этих цивилизаций представляют себе собственные интересы, и найти элементы сходства между западной и другими цивилизациями. Только так можно будет свести к минимуму конфликты между цивилизациями.

В отличие от Ф.Фукуямы, который в работе «Конец истории» писал об единой глобальной цивилизации, С.Хантингтон считает, что в обозримом будущем не сложится единой универсальной цивилизации. Напротив, мир будет состоять из непохожих друг на друга цивилизаций, и каждой из них придется учиться сосуществовать со всеми остальными. В противном случае, неизбежны межцивилизационные конфликты, свидетелями которых мы являемся в настоящий момент. Именно по этой причине «сценарий будущего» цивилизации по С.Хантингтону вызывает среди специалистов определенный интерес.

Основные понятия: общество, социальная система, общественно-экономическая формация, культура, цивилизация, структурный функционализм, стратификация, мобильность, социальный лифт, культурно-исторический тип, самореферентность, традиционное общество, современное общество, будущее человечества, глобальные проблемы, экологическая проблема,

пассионарность, этнос, суперэтнос, генофонд.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ Становление и развитие предмета философии

Изучение новой дисциплины Философия является основанием гуманитарной... В предлагаемом издании по курсу Философии помимо учебного материала по философии рекомендуемого для самостоятельной...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Современности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия и мировоззрение
  Философия возникла примерно 3-2,5 тысячи лет назад в цивилизациях Древнего Востока и Античности. В переводе с греческого термин «философия» означает «любовь к мудрости». Предполагае

Исторические типы мировоззрения
«Миф» в переводе с греческого означает «рассказ», «предание», «слово». Мифологией называют собрание мифов, а также науку о мифах. Мифическое мировоззрение – это специфическое миросозерцание и спосо

Проблема определения предмета философии
Философия и наука в подлинном смысле возникли в Древней Греции. С момента своего возникновения философия существует в виде множества школ и течений, для которых характерно свое специфическое понима

Место и роль философии в культуре
  Со становлением предмета философии развивалась и структура философского знаний. В нее входят следующие разделы: - онтология (учение о бытии); - гносеология (учение

Упражнения и задачи
1. «Философия есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения». «Это должна быть наука, исследующая первые начала и причины». «Философия составляет своеобр

Самостоятельная работа
Составьте таблицу «Исторические типы мировоззрения» и проведите сравнительный анализ по 4 критериям различий между мифом, религией, философией: Критерии сравнения

Философия в древних цивилизациях Востока
2.1.1. Ранняя китайская философия (VII – II века до н. э.) Европоцентристски настроенные ученые иногда отрицают факт существования философии на Востоке. Они говорят, что в

Древняя индийская философия (VIII в.до н.э.- II в. н. э.)
Индийская культура – одна из древнейших в мире. Раскопки показали, что цивилизация там начала складываться в IV- III тыс. до н.э., приблизительно в то же время, что и в Шумерах. Характерной чертой

Упражнения и задачи
«Ничто не существовало: ни ясное Небо, Ни величья свод, над Землею простертый. - Что же покрывало все? Что ограждало? Что скрывало? Было-ли то бездонные глубины вод?

Гераклита, пифагореизм, элейская школа
К античной философии относят древнегреческую и древнеримскую философию, получившую распространение на всей территории Средиземноморья. Античная философия существовала с VI века до н. э. до VI века

Учение о бытии Аристотеля, античный атомизм
Против софистов и их учения выступил Сократ, утверждавший, что истина объективна и одинакова для всех. Отправной момент поиска истины Сократом содержится в его словах: «Я знаю, что

Философские школы эпохи эллинизма и древнего Рима
(эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм, неоплатонизм) Философия развивалась вместе с развитием античного общества, кризис которого в IV – I вв. до н./э. породил глубоки

Упражнения и задачи
  1. Что принимали за первоначало (архэ) древнегреческие философы: Фалес   Анаксимен  

Самостоятельная работа
1. Заполните таблицу: Основные идеи Сократ Протагор Платон Аристотель Эпикур Мир

Основные черты средневековой философии
Философия Средних веков – существенный этап в истории философской мысли, который непосредственно связан с христианской религией. Понятие «Средние века» носит локальный характер, поскольку для разны

Философская проблематика
Процесс формирования средневековой философии имеет несколько различных этапов. Первоначальный этап называют патристикой. Термином «патристика» обозначают совокупность философских доктрин хри

Арабская средневековая философия
Важное значение для развития средневековой философии имела арабская (арабоязычная философия), которая оказала влияние на становление и развитие схоластики. В арабской философии, которая ра

Возрождения в XIV- XVI вв.
Эпоха Возрождения– переходная эпоха от феодализма к капитализму. Ее характеризует переход к городскому образу жизни; к светской культуре отличие от религиозной; развитие промышленн

В эпоху Возрождения
Одним из главных завоеваний философской мысли эпохи Возрождения наряду с гуманизмом является возникновение натурфилософии, то есть философии природы. Несмотря на значительное разнообразие натурфило

Социально-философские учения Ренессанса
  Все научные открытия и достижения эпохи Ренессанса реализовывались в социально-экономической практике. В свою очередь социально- экономические изменения находили отражение в философ

Упражнения и задачи
1.Как называется течение философской мысли, утверждающее 2. Как называется течение философской мысли, утверждающее отождествление мира и бога? Относится ли к нему тезис Н.

Метода (Ф.Бэкон, Р.Декарт)
Подъем в развитии философии Нового времени был связан с общим подъемом экономической и социально-политической жизни и, прежде всего, с буржуазными революциями. Разрушая феодальные отношения, капита

Упражнения и задачи
1. Обдумайте и сравните высказывания двух философов – Цицерон: «Vivera est cogitare» (Жить, значит мыслить) и Декарт: «Cogito ergo sum» (Я мыслю, следовательно, существую).

Философии. Теория познания и этика И.Канта
И.Кант считал главной философской проблемой проблему человека, которую он исследовал с позиций гносеологии (человека познающего), этики (человека нравственного) и эстетики (специфики проявлений воз

Г.Фихте
После Канта немецкая классическая философия разрабатывалась таким выдающимся мыслителем, как Шеллинг, который является представителем классического объективного идеализма. Центральной проб

Философская система и диалектический метод Гегеля
Величайшим представителем немецкой классической философии был Георг Вильгельм Фридрих Гегель. По Гегелю, первоосновой всего существующего является мышление, которое «отчуждает» свое бытие в виде ма

Антропологический материализм Л.Фейербаха
Людвиг Андреас Фейербах, отвергнув гегелевское учение о субстанциальном мышлении, противопоставил ему свой антропологический материализм. Мышление Фейербах рассматривал как способность человека, не

Упражнения и задачи
1. Определите, кому принадлежат следующие суждения: - «Материя не существует. Она есть совокупность наших ощущений»; -«Мы не можем познать матери

Постмодернизм в современной философии
В последние десятилетия ХХ века складываются новые философские парадигмы, отражающие особенности постмодернистской культуры. «Постмодернистскую культуру нередко сравнивают с культурой поздней антич

Упражнения и задачи
1. К какой философской концепции можно отнести следующее высказывание С.Кьеркегора: «Какие люди странные! Никогда не довольствуются присвоенной им свободой в одной области, они во что бы

Самостоятельная работа
Проанализируйте и сравните понимание истины в прагматизме и марксизме: «истина – это то, во что мы верим», истина – это то, что приносит пользу (Ч.Пирс, Дж.Дьюи). «Вопрос о том, обладает л

Основные особенности русской философской мысли
Философская мысль на Руси начинает зарождаться в X-XI вв. под влиянием процесса христианизации. С самого начала своего становления она оказалась исторически вписанной в мировой культурно-философски

X- XVII вв.
Принятие христианства на Руси повлекло за собой целый ряд преобразований и нововведений, среди которых наибольшую значимость имело формирование идеологии сильной княжеской власти (позднее концепции

Русская философия XIX в. Славянофилы и западники
  Оригинальные поиски русской философской мысли на протяжении XVII – XVIII вв. привели к возникновению двух противоположных тенденций, которые уже в XIX в. окончательно оформились в д

Кон. XIX-нач. ХХ вв., его значение в мировой культуре
Философию Всеединства Вл.Соловьева продолжили и развили русские философы XX века (П.Флоренский, С.Булгаков, Н.Трубецкой, Н.Бердяев, др.). Русского религиозного философа П.А.Флоренского называют рус

Упражнения и задачи
1. Что означает в русской философской традиции категория «Всеединство»? В чем отличие данной категории от категории «Единое»? 2. Кому из русских философов принадлежит следующее высказывани

Основные виды и формы бытия
  Проблема бытия имеет огромное значение для философии. Впервые понятие «бытие» в философии было использовано Парменидом. У Парменида бытие однородно и неподвижно. Однако у других фил

Проблема материи как субстанции в философии
Человек живет в окружении бесчисленного множества предметов, явлений и процессов. Издавна мыслители пытались найти единое основание этого бесконечно разнообразного мира. Все эти попытки привели к в

Теория развития. Законы и категории диалектики
Представления о развитии сложились в процессе длительного развития философской мысли. Наивысшего расцвета диалектика - учение о развитии - достигло в философии Гегеля. В учении о развитии выделяют

Связей объективного мира
В окружающем нас мире действует множество законов, отражающих реальные связи объективной реальности, существующие независимо от сознательной деятельности людей. При этом каждая область природы, общ

Синергетика
Сложные диалектические процессы организации материального мира сегодня изучает такая междисциплинарная область научных исследований, как синергетика. В переводе с греч. synergeia означает сотруднич

Упражнения и задачи
1. Что общего между движением мысли и движением материального тела? 2. Выпишите из философского словаря определение понятия «бытие», «субстанция», «материя». Что их объ

Самостоятельная работа
Заполните таблицу «Самоорганизация материи», используйте ее для объяснения различий уровней организации материального мира на семинарском занятии по теме «Онтология».[4]  

Его биологические и социальные предпосылки
Проблема взаимосвязи сознания и познания всегда привлекала внимание специалистов многих отраслей научного знания, в том числе и философов. Сознание возникло на определенном этапе развития материи,

Мира, продукт сознательной деятельности человека
Сознание отражает внешний мир, создавая идеальные субъективные образы. Идеальные образы не обладают ни свойствами отражаемой действительности, ни свойствами физиологических процессов, на основе кот

Их взаимосвязь
С точки зрения своего источника нет различий между индивидуальным и общественным сознанием. Они различаются по своему носителю. Индивидуальное сознание – это сознание отдельной лич

Познание как процесс отражения. Уровни познания
Познание есть сложный, противоречивый процесс. Сложность в том, что познание - это многоуровневый, многоаспектный, детерминированный различными причинами и условиями, разворачивающийся в пространст

Отражение и творчество
При первоначальном взгляде на процесс познания в нем можно обнаружить три элемента: 1) субъект познания; 2) объект познания; 3)

Специфика научного познания и методы научного познания
Познание является формой отражения природной и социальной действительности. В соответствии с этим выделяют два вида познания объективного мира: 1) естественнонаучное познание; 2) социальное познани

Специфика социального познания и методы социального познания
Науки, изучающие социальные явления подразделяют на две группы: социальные науки и гуманитарные науки. К социальным наукам относятся: история, политология, экономика, социология и др. науки. К гума

Упражнения и задачи
1. Прокомментируйте определение феномена идеального Марксом: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». 2. Ваше о

Методологические основы философии науки
Философия науки, как и всякая отрасль научного знания, располагает своими понятиями и терминами. Раскроем содержание некоторых из этих понятий, в первую очередь, таких понятий как «наука», «техника

Специфика научного познания. Научная рациональность
В целом мы можем говорить о множественности форм познания:научное, художественное, религиозное, обыденное, мистическое и пр. Наука отличается от других сфер духовной деятельности человека тем, что

Научные революции и смена типов рациональности
Рассматривая закономерности развития науки как целостной системы, основоположник критического рационализма К. Поппер пришел к выводу, что законы науки не выражаются аналитическими суждениями и не с

Философия техники
Теперь выясним содержание другого основного понятия – понятия «техника». В «Кратком толковом словаре русского языка» понятие техника содержит следующие определения: 1) совокупность средств

Основные тенденции развития науки и техники в конце XX- начале XXI веков. Аксиологические аспекты научно-технического прогресса
В технократических концепциях фигура инженера является центральной в современной технической деятельности. Инженеры занимаются проектированием техники, руководят ее применением и реализацией. Поэто

Упражнения и задачи
1. Какой смысл вложен в слова Гете: «Глаз обязан бытием своим солнцу» и русского ученого С.И.Вавилова: «Глаз нельзя понять, не зная Солнце». Есть ли здесь противоречие? 2. Подумай

Двойственный характер природы человека
Человек «включен» сразу в два мира – в мир общества и в мир органической природы. Еще древние народы отмечали, что человек – это природное существо, сходное с другими животными, но в то же время ос

Философская антропология о природе человека
Возникнув в начале XX века в Германии, философская антропология (М.Шелер, А.Гелен, Г.Плеснер) пытается определить сущность человека. Философская антропология сегодня представляет собой сложный конг

Философия о смысле жизни человека
Противоречия во взаимодействии природного и социального в человеке ставят перед человеком и обществом проблему осознания и понимания смысла человеческого существования. Размышляя о своей с

Упражнения и задачи
1. Сравните и выделите общее в определении человека Аристотелем К.Марксом: «Человек – полисное животное» (Аристотель) и «Человек есть совокупность общественных отношений» (Маркс).

XX-XXI вв.
В начале XX века в философии появляется новая область, специально исследующая проблему ценностей. Многие философы полагали, что «царство ценностей» противостоит эмпиричности данной нам действи

Потребности как стимул активности субъекта
В механизме регуляции жизнедеятельности участвуют множество факторов, и учесть их влияние в полном объеме не представляется возможным. В силу того, что в каждой конкретной ситуации в зависимости от

Интересы и идеалы как духовные основания социальной регуляции
Всякая деятельность является осуществлением интересов в силу того, что в ней избирательно реализуется одна из множества возможностей, сформировавшихся на основе общественного развития. Инте

Соотношение ценности и оценки
В философско-мировоззренческом плане интерес к проблеме ценностей явственно пробудился только во второй половине XIX в. В сущности это была реакция на господствовавший в то время позитивистский сти

Упражнения и задачи
1. Определите понятие « свобода ». Почему свобода может истолковываться и как своевольный бунт, и как возможность творчества? В каком значении свобода будет пониматься как ценность? 2. В ч

Самостоятельная работа
Поставьте в соответствие каждому из понятий, указанных в таблице, его определение. Для этого найдите данные понятия в Философском энциклопедическом словаре.    

Социальные проблемы философии
8.1.1. Понятие общества как социальной системы: основные подходы Раздел философии, рассматривающий историю возникновения и развития общества, теорию социальных связей и от

Определение культуры
Одной из важнейших социальных проблем является проблема взаимосвязи цивилизации и культуры. Она стала особенно актуальной в условиях духовного кризиса в обществе, связанного с нарастанием противоре

Типология культур и цивилизаций
Попытки изучить все основные исторические типы и формы культуры человеческого общества привели к появлению различных концепций культурно-исторического развития. Первая группа таких концепций основа

Упражнения и задачи
1. На протяжении истории ученые и философы понимали общество и законы его развития по-разному. Ознакомьтесь с таблицей и проставьте стрелки соответствия между правым и левым столбцами:

Самостоятельная работа
1. В данной таблице определите значения устойчивых словосочетаний в понимании культуры:   Определение культуры Значения устойчивых словос

Темы эссе и докладов
  1. Этические взгляды Конфуция и Сократа. 2. Философские взгляды Аристотеля. 3. Социально-этические воззрения Платона. 4. Сократ и Платон: учение о человек

Словарь понятий и терминов
Абсолютная идея – основная категория философии Гегеля. Это абсолютное духовное начало (субстанция), лежащее в основе всех предметов и явлений, обладающее самосознанием и спо

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уважаемые студенты, вы изучили новый для вас предмет, который берет свои истоки в древности, в древних цивилизациях Востока и Античности, и который получил греческое название (определение) «Философ

ФИЛОСОФИЯ
  Учебное пособие для бакалавров и специалистов очной формы обучения специальностей 120401, 120700, 270100, 270300, 270800, 271101   Монастырск

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги