Теория веры

 

Теория веры утверждает, что нет ничего, кроме души или духа. По мнению сторонников этой теории, существуют духовные сущности, качественно отличные друг от друга. Они называются «человеческими душами» и обладают самостоятельной реальностью еще до того, как спускаются в мир и воплощаются в теле человека. Впоследствии, когда тело умирает, его смерть не распространяется на них, поскольку они являются простыми духовными сущностями. Ведь смерть, по мнению сторонников теории веры – это не более, чем разделение между основами, из которых состоит сущность. Поэтому смерть может относиться лишь к материальному телу, являющемуся конструкцией из нескольких основ, которые и разделяются смертью. Душа же, как духовная категория, представляет собой простую сущность, в которой нет составляющих, и поэтому она не может разделиться так, чтобы это повлияло на ее строение. Соответственно, душа бессмертна и существует вечно. А тело, по мнению сторонников этой теории, есть некое одеяние души, этой духовной сущности. В тело облачается душа. Через него она проявляет свои силы, качества и различные способности. Таким образом, душа дает жизнь и движение телу, а также предохраняет его от любых повреждений. У самого тела нет ни жизни, ни движения – нет ничего, кроме мертвой материи, которая и остается от него, когда душа покидает его. Признаки жизни, которые мы наблюдаем в теле человека – это лишь проявления сил души.

 

Такова первая теория, согласно которой душа является вечной, бессмертной сущностью, облачающейся в тело и оживляющей его. Тело – всего-навсего материя, которую душа надевает на себя и которой управляет согласно своим качествам. У самого тела нет никаких индивидуальных свойств, никакой самостоятельности. Душа поселяется в теле, и благодаря этому мы живём в течение какого-то времени. Потом тело умирает, а душа, как существовала прежде, до своего облачения в тело, так и продолжает существовать, сбросив его. Эта теория, хотя Бааль Сулам не объясняет почему, называется теорией веры. Биологическое тело со временем умирает, а душа, облачённая в него, является вечной и бессмертной. Мы можем пересаживать органы одного человека другому. Даже если человек лишается какой-то части тела – это не столь страшно, он всё равно остается живым. Главное в человеке – душа.

Существует мнение, что будто ампутация какой-либо части тела является следствием повреждения души. Существуют обычаи, в соответствии с которыми по телу человека будто бы можно определить, что представляет собой его душа.

Эти воззрения довольно широко распространены. Человеку удобно мыслить в таком аспекте. В нескольких местах Бааль Сулам тоже использует такого рода описания: «душа светится в теле». Разумеется, это образные выражения, в которых речь не идёт о физиологическом теле. Это выражение означает, что согласно строению кли, мы имеем представление о свете, наполняющем это кли. В науке каббала никогда не говорится о физиологическом теле. Когда речь идёт о теле, имеется в виду духовное кли, свойства которого определяют качество света, облачающегося в это кли согласно их тождественности по свойствам. Под телом и душой подразумевают желание получать, обладающее намерением ради отдачи. Это сила желания, сила творения, исправленная в соответствии с альтруистическим свойством Творца – отдачей. Именно это в каббале называется телом и душой – кли и светом.

Теория веры является наиболее распространенной, ее положения разделяет большинство людей. Однако эта теория не дает ответа на вопрос о том, что представляют собой тела всех остальных творений, кроме человека? Есть ли душа и у них? Можно предположить, что у человека есть некая «внутренняя душа», которая облачается в его биологическое тело и приводит его в движение. Но чем тело человека отличается от тел животных, что оно удостоено этой «внутренней души»?

В концепции рассматриваемой теории больше вопросов, чем ответов. Однозначно она утверждает лишь следующее:

· Существует душа и существует тело. Душа представляет собой нечто внутреннее, а тело – нечто внешнее, и одно облачается в другое.

· Душа является вечной частью, а тело – преходящей. Тело живет и умирает, у него своя жизнь, напрямую не зависящая от вечной сущности души.