Вопросы и ответы

 

Вопрос: Чем различаются понятия души в первой и второй теориях?

В первой теории во всех действиях тела душа принимает решающее участие, она командует всем и определяет все. Тело без души совершенно безжизненно. В той мере, в какой душа вселяется в материю, материя принимает более одухотворенную форму и становится биологически живой. Это первая теория.

Во второй теории материя существует биологически сама по себе и естественно, из своего биологического состояния, поддерживает себя, знает, как оптимально существовать. В ней есть все, чтобы сохранять себя, развиваться, размножаться. Однако в эту материю приходит дополнительная духовная сущность, называемая душой. Она создает в теле определенные предпосылки.

Тело, допустим, заботится о себе совершенно самостоятельно. Но душа, очевидно, накладывает на тело какие-то дополнительные обязанности, цели, и тогда тело, кроме своих собственных, выполняет еще и указания души. Это то, что понятно из теории дуализма.

Первая теория: только душа ответственна за все. Вторая теория: есть тело и душа, и они вдвоем командуют человеком.

 

Вопрос: Что такое «точка в сердце»?

Под телом в каббале понимается тело духовного парцуфа, то есть его желания. Другими словами, тело в каббале – это и есть душа. Под телом же в нашем мире мы понимаем физиологическое тело, состоящее из материи нашего мира по отпечатку строения души. Для чего это сделано? Для того чтобы человек, находящийся в нашем мире, в ощущении себя как биологического тела с набором желаний, родился, жил и существовал независимо от воздействия Творца. Именно в этом состоянии у него появляется свобода воли, чтобы самостоятельно развить свою душу. Тогда кроме физиологического тела у него будет и душа. Душа – это внутреннее чувство человека, желание насладиться, наполниться близостью, подобием свойств с Творцом, который является абсолютом, совершенством – но не ради себя, а ради Него. Это можно сравнить с ощущением знакомства с великим и уважаемым человеком, но не просто близости с ним, а подобию свойств, мыслей – это совсем другое чувство.

Пока человек не развил в себе душу, он имеет так называемую «витальную силу», энергию, как у любого живого существа. Она обеспечивает ему существование, из которого он может с нуля начать свое духовное развитие. Однако эта «витальная сила» не имеет никакого отношения к душе. Она называется земной и такой отпечатывается в наших пяти органах чувств. Весь наш мир представляет собой низшую духовную ступень и существует только как ее отпечаток, только в эгоистическом материале. Поэтому между духовным и материальным нет прямой связи, существует лишь причинно-следственная связь.

Душа в человеке должна развиться. Она ждет, когда человек будет готов ее развивать, то есть пройдет такие состояния в этом мире, которые, с одной стороны, убедят его, что внутри его тела, его эгоистических желаний нет наполнения, а с другой стороны, когда в нем пробудится так называемая точка в сердце. Это уже точка его духовной составляющей, которая может меняться в соответствии с его собственным выбором, собственным усилием, собственным желанием развивать себя духовно. Эту точку человек и начинает развивать. Изначально точка в сердце присутствует, подобно зародышу, внутри желаний. Желание получить, единственное творение, проходит многие кругообороты, а точка в сердце, или зачаток будущей души, как бы ждет своего часа. После того, как желания тела прошли все свои метаморфозы и развились до такого состояния, когда человек начинает понимать, что дальше ему развиваться некуда, когда он осознает порочность эгоистического развития, направленного лишь на поглощение в себя, тогда и начинает проявляться точка в сердце. Тогда в человеке образуется сила, отталкивающая его от такого мировосприятия. И одновременно у него появляется стремление к духовному миру.