ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Предпосылки формирования ЦО:

- пройти обучение и (само)воспитание,

- пропустить знания через эмоции,

- включиться в деятельность.

Известный педагог 70-х годов В.А.Сухомлинский: "Ум воспиты­вается умом, совесть - совестью, а патриотизм - действительным служением Родине". Пусть патриотизм у российской интеллигенции сейчас не в по­чете, но ни одно государство обойтись без него не может. И если вы в такое трудное время сохраните эти славные и достойные ценностные ориентации, то именно благодаря вам будет возможен расцвет нашего государства.

Жизнь человека в основе своей противоречива, что отражается и в его ценностях. Высшая ценность гуманного, демократического общества - чело­век, свободная личность, обладающая возможностями и условиями для реализации своих способностей. Однако развитие личности ведет к расцвету индивидуализма, забвению человеком общих интересов вырастившего его коллектива или человечества, а далее, и к ослаблению общества и как следствие этого, к ослаблению самой этой эгоистичной личности. Случается и наоборот: преобладание общественных ценностей над личными приводит к ограничению свободы и творчества отдельного человека и как следствие – к застою в обществе, его упадку.

В истории России 20 века были искажения в пользу общественных ценностей. А сейчас обществу навязывают другую крайность – индивидуализм. Однако, исторический опыт учит, что нужна «золотая середина», нужно добиваться их гармонии. Но сделать это чрезвычайно сложно!

Взаимосвязь личных и общественных ценностей:

- не подчинение личных общественным,

- не слияние,

- а диалектическая взаимосвязь:

интересы личности представляют объективную ценность для об­щества;

общественные интересы являются значительными для каждого че­ловека.

ЦО являются предметом острой борьбы между народами и государствами. Действительно, если сформировать у народа только индивидуалистическую ЦО и отрицание коллективистской ЦО, значимости таких ценностей, как патриотизм, необходимость защиты Родины, то с такой страной справится даже более слабый противник: никто не встанет на её защиту, все будут заняты решением своих личных дел. Поэтому каждое процветающее государство тратит много усилий на воспитание у своих граждан коллективистской ЦО. Показателен пример США. Традиционно культом для них являются индивидуалистские ЦО, личная нажива, но по отношению к защите США государством и обществом культивируются коллективистские ЦО. Это мы видим в их кинофильмах с участием лучших артистов.

Американский специалист в области стратегии С. Хантингтон считает, что самыми глубокими и стойкими ценностями являются ценности наций и их традиционной культуры, и они будут мешать Соединённым Штатам управлять миром и полностью подчинить его себе. После крушения социализма в СССР и снятия противоречия между двумя социально-экономическими системами на первое место в мире в 21 веке выйдут противоречия, порождаемые несовпадением национальных ценностей и ценностей культур разных народов. Именно они будут порождать войны 21 века. С. Хантингтон считает, что западной цивилизации, которую возглавляют США, противостоит семь других цивилизаций, в том числе мусульманская, конфуцианская, славянская и другие. Чтобы выжить, Запад должен все их подорвать и уничтожить. Таково отношение США и стран Запада к нашей стране, таковы их перспективные планы в отношении нас.

 

Таким образом, ценность – понятие, характеризующее объективные явле­ния, либо их свойства, имеющие положительную значимость для лю­дей. Источником ценностей является общественно-историческая прак­тика людей. Опыт взаимоотношений государств во второй половине 20 века показывает, что ценности являются предметом острой борьбы между странами мира: каждая страна стремится развивать у себя положительные ценности, способствующие движению вперед общества и человека, и навязывать другим такие ценности, которые подрывают основы общества, разрушают личность человека.