рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Фридрих Ницше.

Фридрих Ницше. - раздел Философия, Философия о сущности человека Понятие Счастья. Научное Понимание Смысла Жизни ...

Понятие счастья.

Научное понимание смысла жизни противостоит обыденному, которое усматривает смысл жизни, а также эффект высших его проявлений в виде счастья, в достижении удовольствий и наслаждений, во избежание страданий, в переживании комфорта. Смысл жизни вообще не может быть счастьем, если счастье рассматривается как цель, счастье – это не цель, а результат.

Счастье всегда предполагает выполнение следующих условий:

· чрезвычайно интенсивное переживание – восторг, экстаз.

· непроизвольное спонтанное переживание – невозможно заставить себя быть счастливым, как невозможно принужденно верить и любить.

· чрезвычайно кратковременное переживание.

Гете утверждал, что за 84 года, у него было 11 счастливых дней. Счастье должно иметь объективное основание. То есть, счастье – это момент, в котором люди подтверждают общезначимую ценность целей. Цели конкретизируются в практическом пути их достижения. Итак, счастье – это не цель, а результат, в котором воплощается значимость достигаемой цели. Если человек относится к счастью как к наслаждению, он чрезмерно сосредоточился на своей индивидуальности. Объективные, воплощенные в других людях, основания исчезают, результат не конкретизируется, счастья нет.

Если человек еще больше усилия по достижению индивидуалистически понятого счастья, то возникает психологический избыток управления, который, как известно из кибернетики опасен, что чревато смысловым срывом, депрессией и даже суицидом.

Таким образом, счастье – это результат правильной, выбранной индивидом траектории, т.е. ориентированной на высшей ценности культуры в мире других людей.

Экзистенциональный вакуум.

 

Экзистенциональный вакуум – это смыслосодержащая пустота, состояние, когда человек не может извлечь из культуры смыслов и обрести смысл жизни. Поскольку же смысл жизни физически необходим для человека, то при его утрате или недостижении, человек оказывается в состоянии кризиса. Экзистенциональный вакуум – это коллективный невроз нашего времени, психологическая форма выражения антропологического кризиса современности.

Антропологический кризис – это потеря современным индивидом ориентации в культуре. Она возникает оттого, что современная культура со стремительно нарастающим объемом материальных и духовных ценностей, по своему охвату превосходит возможности и способы ценностных ориентаций, которым обучился индивид в процессе усвоения культуры. Эти способы на протяжении нескольких тысячелетий ориентированы на нехватку предметов потребления, в чем усматривался смысл жизни.

В XXв. возникает общество потребления, где фактически ликвидируется нехватка, если же присутствует, то искусственно – функционирования рынка. Открывается воспроизводство новой культуры с новыми духовными ценностями и смыслами, однако все предшествующее развитие человечества еще не выработало способов усвоения этих ценностей и превращения их в смыслы индивидуальные, изза этого, по всей видимости, возникает психологический кризис.

Огромное количество людей периодически или постоянно испытывает чувство тоски, одиночества, утери понимания и т.д., - т.е. депрессию разной интенсивности. Депрессия – это агрессия к самому себе, которая легко переходит во внешнюю агрессию – к другим людям. Отсюда чрезвычайно эмоциональная неустойчивость современного человека, немотивированная агрессия. В пределе такое поведение ведет к разрушению личности, и даже физической гибели. Экзистенциональный вакуум в индивидуальном порядке смягчается логотерапией в лице психологов и философов, радикально ликвидировать вакуум можно только через радикальную ликвидацию оснований антропологического кризиса, это означает выработку новых технологий, воспитаний и образований, которые позволили бы человеку усвоить культуру адекватно ее современному многообразию.

 

 

Пути выхода из экзистенциального вакуума.

Обретение смысла жизни через усвоение ценностей культуры.

Усвоенные ценности становятся индивидуальными смыслами, которые и предоставляют жизни содержательность, т.е. смысл. Эти ценности не могут быть выпущены случайно, они должны быть целесообразно отобраны, выделены среди других, современные теоретики выделяют 3 группы таких ценностей:

1. Ценности творчества, когда человек обретает смысл жизни через выработку, создание новых ценностей и внесение их в культуру – это могут быть ценности как общезначимой деятельности больших масштабов, например: в науке или политике; так и малых локальных масштабов, например: в семейной домашней жизни, важно, чтобы этот выбор был ориентирован на культуру в целом и реализовался как предельное человеческое усилие.

2. Ценности переживания, когда человек обретает новый смысл жизни не через создание новых ценностей, а через переживания тех, кто уже в культуре. Здесь выделяют подгруппы:

· Эстетические ценности, т.е. переживание красоты и гармонии мира и природы.

· Ценности общения: с ближними – дружба, с дальними – солидарность.

· Любовь, которая подразумевает выполнение трех условий:

v Уникальность (мобильность).

v Прозрачность, т.е. способность в другом человеке увидеть те качества, которые не видят другие.

v Зеркальность – когда любимый человек способен на новые качества. Этот процесс взаимного зеркального отражения является бесконечным.

3. Ценность отношения, когда человек может обрести смысл жизни даже в кризисной безнадежной ситуации, если он не может продуктивно творить или переживать (при тяжелой болезни), тогда человек обретает смысл через человеческое достойное отношение к ситуации, которая его превосходит в этом смысле, болезнь и даже смерть может стать для человека ценностью. Болезнь помогает человеку как бы натренироваться на преодолении трудностей, а смерть напоминает человеку, что он должен спешить реализовать свой собственный потенциал.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия о сущности человека

Что такое человек Каково его предназначение Эти и многие другие вопросы волнуют мыслителей очевидно с тех пор как возникло общество Но до... Артамонов В А Об особенностях личности М...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Фридрих Ницше.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

I. Философия о сущности человека.
Философские представления о сущности человека столь же древни, как и сама философия. Более того, практически все известные древние философские школы возникли и развивались либо исключительно как уч

Процесс становления человека
Процесс появления и становления человека не мог быть неким мгновенным, одноактным действием. Что же пред­шествовало современному "человеку разумному"? По мнению многих филосо­фов ему пред

II. Индивид, индивидуальность. Понятие личности, факторы её формирования и развития.
  Основные понятия. Индивид, индивидуальность, собственно личность – все эти понятия конкретизируют понимание человека, как существа культуры. Понятие инд

III. Проблема смысла жизни и предназначения человека.
  В жизни каждого человека рано или поздно насту­пает время осмысления вопроса о конечности существования. Человек – единственное существо, осознающее свою смертность и делающее ее пр

Сколько человеку жить?
Пока неясен вопрос о продолжительности существования биоло­гического рода Homo sapiens, как чередования индивидуальных жиз­ней. Но современная наука в практическую плоскость ставит вопрос

Ценности материально преобразующей практики.
Природные. Предметы природы, включаясь в практическую деятельность лю­дей, становятся общественно значимыми. - Плодородные земли. - Наличие рыбы в водоемах, плодов и дичи

Ценности духовной сферы.
- Этические: не имеют материального воплощения; проявляются и существуют в традициях, обычаях, нормах, идеалах и т.п. - Эстетические: чувственная реальн

ТИПЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
  I. По широте распространения ценностей: - индивидуальные ценности ↔ эгоистическая ЦО - коллективные, групповые ценности ↔ коллективистская ЦО

ТЕОРИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
  РЕЛИГИОЗНАЯ ЭТИКА. Земная жизнь и ее ценности- неистинные, преходя­щие. Высшая ценность - жизнь вечная, небесная.   АСКЕТИЗМ - м

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
Предпосылки формирования ЦО: - пройти обучение и (само)воспитание, - пропустить знания через эмоции, - включиться в деятельность. Известный педагог 70-х годов В.

Ценности и смысл жизни.
Человек, осуществляет свою деятельность целесообразно, или человеческое мышление помимо рефлексивности обладает свойством целеполагания. Животные также выделяют цели, но они заданы врожденной ге

Сократ.
  Предметно-практические ценности – это группа целей человеческого существования, при потреблении они уменьшаются или исчезают. Идеально-духовные ценности, при потреблении увеличивают

Любовь как ценность.
  Эстетические ценности, в строгом смысле слова любовь – это одно из проявлений общения, точнее общение сугубо индивидуальное между двумя лицами. Такие понятия как любовь к родине, на

IV. Свобода и необходимость в деятельности человека.
  Ни одна философская проблема, наверное, не обладала столь большим социальным и политическим звучанием в истории общества, как проблема свободы, которая в свою очередь традиционно ра

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги