рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Процесс становления человека

Процесс становления человека - раздел Философия, Философия о сущности человека Процесс Появления И Становления Человека Не Мог Быть Неким Мгновенным, Одноак...

Процесс появления и становления человека не мог быть неким мгновенным, одноактным действием. Что же пред­шествовало современному "человеку разумному"? По мнению многих филосо­фов ему предшествовало следующее:

 

С одной стороны длительный период становления человека АНТРОПОГЕНЕЗ С другой стороны длительный период становления общества СОЦИОГЕНЕЗ
Эти две неразрывно связанные стороны представляют собой единый по своей природе процесс АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ 3-3,5 млн.лет.

А что же влияло на процесс становления человека и общества? Вы­делим ряд факторов, без которых существование человека и общества в нынешнем виде было бы невозможно.

 

Факторы, влияющие на процесс становления человека и об­щества:

 

1. Труд- это целесообразная общественно-полезная деятельность, кото­рая совершается в системе "человек- природа- общество" и направлена на создание социальных, материальных и духовных ценностей;

2. Язык- система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения.

3. Регулируемое воспроизводство потомства - это продолжение рода и воспитания детей;

4. Нравственно-социальные запреты и требования (предписания):

а) запрет на кровосмесительство;

б) запрет на убийство ближнего;

в) поддержание жизни соплеменника, независимо от его физической приспособленности к жизни.

 

Таковы факторы антропосоциогенза. Вне зависимости от района земного шара мы видим присутствие человеческих существ, о которых правомерно утверждать, что :

а) они умеют изготовлять орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ;

б) они знают простейшие нравственные запреты;

в) они не могут существовать вне общества;

г) их жизнедеятельность имеет не изначально запрограммированный, а сознательно волевой характер;

д) они производят себе подобных.

 

Это повсеместный, общепланетарный фундамент человечности, зало­женный еще в доклассовом обществе. Он древнее и основательнее всех со­циокультурных различий.

 

  • Природа и сущность человека.Человек – субъект исторически-социально-культурной деятельности, представляющий собой единство социальной и биологической природы.

Итак, человек существо природное и социальное. Его включен­ность в два мира порождает некоторые проблемы актуального существования людей, проблемы объяснениия природы чело­века.

Рассмотрим две из них:

- какое из начал является доминирующим в формировании способностей, чувств и поведения человека?

- признавая, что каждый человек уникален в практической жизни мы, однако, группируем людей по различным признакам, из которых одни (пол, возраст) определяются биологически, другие (положения в обществе, образование) - социально, а некоторые - взаи­модействием биологического и социального.

Исходя из этих проблем, выделим несколько подходов в рассмотрении вопроса о сущности человека.

Концепции сущности человека:

1) биологизаторский подход - Биологические модели человека, описывающие его в ряду других сложных организмов (позитивизм, бихевиоризм и др.). «Философия жизни» - описание человека как «несостоявшегося животного», из-за своей биологической неполноценности обречённого на поиск «противоестественных» способов существования (Ницше, фрейдизм, философская антропология);

2) Экзистенциальный подход-Актуализация уникального индивидуального человеческого существования, «экзистенции», в его принципиальной несводимости к каким-то общим законам (экзистенциализм, феноменология, персонализм).

3) Социологизаторский подход - человек рассматривается как ре­зультат социальных отношенийМарксизм рассматривает человека как активного субъекта, в процессе практической деятельности преобразующего природу и себя самого. Структуралистские концепции человека рассматривают его как элемент или функцию фундаментальных социальных структур (политических, идеологических, семантических и др.);

4) Био-социологизаторский подход в данном случае человек расс­матривается как единство физического и духовного, природного и соци­ального, наследственного и прижизненного приобретённого.

 

Если рассматривать человека как систему, то в ней можно выделить несколько подсистем: биологическую, социальную и психологическую. Два неразрывных начала - биологическое и социальное определяют в конечном счёте черты, качества и поведение человека. Биосоциальная при­рода человека ставит его в условия, когда он в одинаковой мере подв­ластен и силовым полям социально-политической сферы, и законам природы, и дыханию Земли, и ритмам холодного Космоса. Человек - это существо, живущее полнокровной жизнью, мыслящее и чувствующее, переживающее порой мучительные противоречия:

а) между велением разума и влечением его природы;

б) между борьбой за жизнь и смертельной тоской;

в) между личными переживаниями и велением долга.

 

И здесь проявляются Принципиальные отличия человека от животных. разум, воля к самосовершенствованию, духовность, высокий уровень абстракции, совесть, эстетические чувства, религиозность (вера в сверхъестественное, высший или абсолютный разум). А основными факторамисоциальной эволюции человека являются: мораль,религия,наука,язык,творчество.

Но:Человек как проект, обращенный в будущее:

• Образ совершенного человека, который постепенно должен лишиться таких черт, как эмоции, старение и неведение;

• Современный человек – это не вершина развития живых существ, а промежуточное звено;

• Человек приспосабливается к окружающей или изменившейся среде с помощью техники, отсюда образ киборга, измеряемый не только и не столько протезами, искусственной кожей и металлическим каркасом, сколько программируемостью и заменяемостью;

• На смену человеческой индивидуальности приходит клон (двойник, копия) и мутант (гибрид);

• Приход постчеловека окончательно подорвет семейные отношения, половую дифференциацию, приведет к установлению конфликтного и жестко иерархичного общества.

Таким образом, чело­век есть существо биосоциальное, выступающее субъектом и объектом общест­венно - исторического процесса, социальных отношений и труда, облада­ющее мышлением и членораздельной речью. Но он многолик, как многолика его природа, и может развиваться во всех направлениях.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия о сущности человека

Что такое человек Каково его предназначение Эти и многие другие вопросы волнуют мыслителей очевидно с тех пор как возникло общество Но до... Артамонов В А Об особенностях личности М...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Процесс становления человека

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

I. Философия о сущности человека.
Философские представления о сущности человека столь же древни, как и сама философия. Более того, практически все известные древние философские школы возникли и развивались либо исключительно как уч

II. Индивид, индивидуальность. Понятие личности, факторы её формирования и развития.
  Основные понятия. Индивид, индивидуальность, собственно личность – все эти понятия конкретизируют понимание человека, как существа культуры. Понятие инд

III. Проблема смысла жизни и предназначения человека.
  В жизни каждого человека рано или поздно насту­пает время осмысления вопроса о конечности существования. Человек – единственное существо, осознающее свою смертность и делающее ее пр

Сколько человеку жить?
Пока неясен вопрос о продолжительности существования биоло­гического рода Homo sapiens, как чередования индивидуальных жиз­ней. Но современная наука в практическую плоскость ставит вопрос

Ценности материально преобразующей практики.
Природные. Предметы природы, включаясь в практическую деятельность лю­дей, становятся общественно значимыми. - Плодородные земли. - Наличие рыбы в водоемах, плодов и дичи

Ценности духовной сферы.
- Этические: не имеют материального воплощения; проявляются и существуют в традициях, обычаях, нормах, идеалах и т.п. - Эстетические: чувственная реальн

ТИПЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
  I. По широте распространения ценностей: - индивидуальные ценности ↔ эгоистическая ЦО - коллективные, групповые ценности ↔ коллективистская ЦО

ТЕОРИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
  РЕЛИГИОЗНАЯ ЭТИКА. Земная жизнь и ее ценности- неистинные, преходя­щие. Высшая ценность - жизнь вечная, небесная.   АСКЕТИЗМ - м

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
Предпосылки формирования ЦО: - пройти обучение и (само)воспитание, - пропустить знания через эмоции, - включиться в деятельность. Известный педагог 70-х годов В.

Ценности и смысл жизни.
Человек, осуществляет свою деятельность целесообразно, или человеческое мышление помимо рефлексивности обладает свойством целеполагания. Животные также выделяют цели, но они заданы врожденной ге

Сократ.
  Предметно-практические ценности – это группа целей человеческого существования, при потреблении они уменьшаются или исчезают. Идеально-духовные ценности, при потреблении увеличивают

Фридрих Ницше.
Понятие счастья. Научное понимание смысла жизни противостоит обыденному, которое усматривает смысл жизни, а также эффект высших его проявлений в виде счастья

Любовь как ценность.
  Эстетические ценности, в строгом смысле слова любовь – это одно из проявлений общения, точнее общение сугубо индивидуальное между двумя лицами. Такие понятия как любовь к родине, на

IV. Свобода и необходимость в деятельности человека.
  Ни одна философская проблема, наверное, не обладала столь большим социальным и политическим звучанием в истории общества, как проблема свободы, которая в свою очередь традиционно ра

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги