Процесс становления человека

Процесс появления и становления человека не мог быть неким мгновенным, одноактным действием. Что же пред­шествовало современному "человеку разумному"? По мнению многих филосо­фов ему предшествовало следующее:

 

С одной стороны длительный период становления человека АНТРОПОГЕНЕЗ С другой стороны длительный период становления общества СОЦИОГЕНЕЗ
Эти две неразрывно связанные стороны представляют собой единый по своей природе процесс АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ 3-3,5 млн.лет.

А что же влияло на процесс становления человека и общества? Вы­делим ряд факторов, без которых существование человека и общества в нынешнем виде было бы невозможно.

 

Факторы, влияющие на процесс становления человека и об­щества:

 

1. Труд- это целесообразная общественно-полезная деятельность, кото­рая совершается в системе "человек- природа- общество" и направлена на создание социальных, материальных и духовных ценностей;

2. Язык- система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения.

3. Регулируемое воспроизводство потомства - это продолжение рода и воспитания детей;

4. Нравственно-социальные запреты и требования (предписания):

а) запрет на кровосмесительство;

б) запрет на убийство ближнего;

в) поддержание жизни соплеменника, независимо от его физической приспособленности к жизни.

 

Таковы факторы антропосоциогенза. Вне зависимости от района земного шара мы видим присутствие человеческих существ, о которых правомерно утверждать, что :

а) они умеют изготовлять орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ;

б) они знают простейшие нравственные запреты;

в) они не могут существовать вне общества;

г) их жизнедеятельность имеет не изначально запрограммированный, а сознательно волевой характер;

д) они производят себе подобных.

 

Это повсеместный, общепланетарный фундамент человечности, зало­женный еще в доклассовом обществе. Он древнее и основательнее всех со­циокультурных различий.

 

Итак, человек существо природное и социальное. Его включен­ность в два мира порождает некоторые проблемы актуального существования людей, проблемы объяснениия природы чело­века.

Рассмотрим две из них:

- какое из начал является доминирующим в формировании способностей, чувств и поведения человека?

- признавая, что каждый человек уникален в практической жизни мы, однако, группируем людей по различным признакам, из которых одни (пол, возраст) определяются биологически, другие (положения в обществе, образование) - социально, а некоторые - взаи­модействием биологического и социального.

Исходя из этих проблем, выделим несколько подходов в рассмотрении вопроса о сущности человека.

Концепции сущности человека:

1) биологизаторский подход - Биологические модели человека, описывающие его в ряду других сложных организмов (позитивизм, бихевиоризм и др.). «Философия жизни» - описание человека как «несостоявшегося животного», из-за своей биологической неполноценности обречённого на поиск «противоестественных» способов существования (Ницше, фрейдизм, философская антропология);

2) Экзистенциальный подход-Актуализация уникального индивидуального человеческого существования, «экзистенции», в его принципиальной несводимости к каким-то общим законам (экзистенциализм, феноменология, персонализм).

3) Социологизаторский подход - человек рассматривается как ре­зультат социальных отношенийМарксизм рассматривает человека как активного субъекта, в процессе практической деятельности преобразующего природу и себя самого. Структуралистские концепции человека рассматривают его как элемент или функцию фундаментальных социальных структур (политических, идеологических, семантических и др.);

4) Био-социологизаторский подход в данном случае человек расс­матривается как единство физического и духовного, природного и соци­ального, наследственного и прижизненного приобретённого.

 

Если рассматривать человека как систему, то в ней можно выделить несколько подсистем: биологическую, социальную и психологическую. Два неразрывных начала - биологическое и социальное определяют в конечном счёте черты, качества и поведение человека. Биосоциальная при­рода человека ставит его в условия, когда он в одинаковой мере подв­ластен и силовым полям социально-политической сферы, и законам природы, и дыханию Земли, и ритмам холодного Космоса. Человек - это существо, живущее полнокровной жизнью, мыслящее и чувствующее, переживающее порой мучительные противоречия:

а) между велением разума и влечением его природы;

б) между борьбой за жизнь и смертельной тоской;

в) между личными переживаниями и велением долга.

 

И здесь проявляются Принципиальные отличия человека от животных. разум, воля к самосовершенствованию, духовность, высокий уровень абстракции, совесть, эстетические чувства, религиозность (вера в сверхъестественное, высший или абсолютный разум). А основными факторамисоциальной эволюции человека являются: мораль,религия,наука,язык,творчество.

Но:Человек как проект, обращенный в будущее:

• Образ совершенного человека, который постепенно должен лишиться таких черт, как эмоции, старение и неведение;

• Современный человек – это не вершина развития живых существ, а промежуточное звено;

• Человек приспосабливается к окружающей или изменившейся среде с помощью техники, отсюда образ киборга, измеряемый не только и не столько протезами, искусственной кожей и металлическим каркасом, сколько программируемостью и заменяемостью;

• На смену человеческой индивидуальности приходит клон (двойник, копия) и мутант (гибрид);

• Приход постчеловека окончательно подорвет семейные отношения, половую дифференциацию, приведет к установлению конфликтного и жестко иерархичного общества.

Таким образом, чело­век есть существо биосоциальное, выступающее субъектом и объектом общест­венно - исторического процесса, социальных отношений и труда, облада­ющее мышлением и членораздельной речью. Но он многолик, как многолика его природа, и может развиваться во всех направлениях.