III. Проблема смысла жизни и предназначения человека.

 

В жизни каждого человека рано или поздно насту­пает время осмысления вопроса о конечности существования. Человек – единственное существо, осознающее свою смертность и делающее ее предметом раз­мышления. Неизбежность собственной смерти вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение, затрагивающее глубины внутрен­него мира.

Эти размышления часто оказываются исходными в выработке "линии" жизни, определяющей поведение человека на разных уровнях – общества, трудового коллек­тива, семьи или близких друзей. Отклонения от нее "линии" не­редко приводят к мучительным страданиям, а ее утрата – к нравственной, и физической гибе­ли человека.

Цель и смысл жизни связаны с идеями, определяющими цель и смысл человеческой истории, общества, человечества – ведь они определяют его ответственность на 3емле и во Вселенной.

Задава­ясь вопросом о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собс­твенное отношение к жизни и смерти. И вполне понятно, что тема эта занимает цент­ральное место во всей культуре человечества. История мировой культуры раскрывает извечную связь поисков смысла человеческой жизни с попытками разгадать таинство небытия, а также со стремле­нием жить вечно и если не материально, то хотя бы духовно, нравс­твенно победить смерть.

Поисками ответа на этот вопрос всегда занимались и ми­фология, и религия, и искусство, и философия. Но в отличие от мифологии и рели­гии, философия обращается, прежде всего, к индивидуальному разуму человека, его самостоятельных поисков ответа на этот вопрос. Философия же помога­ет ему, аккумулируя опыт человечества в этих поисках.

 

Триединая проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека.

 

Естественно предположить, что смысл жизни отдельного челове­ка связан со смыслом жизни человечества. Разные философские уче­ния по-разному отвечают на этот вопрос.

Идеалистический (религиозный) подход. Человек обладает бесс­мертной душой. Вся жизнь является подготовкой к смерти, после ко­торой душу ожидает суд, который в случае ее праведности направит ее навечно в рай, в противном случае - в ад. В течение жизни че­ловек должен выполнять религиозные заповеди, что обеспечит пра­ведность его душе (спасение души).

Материалистический (научный) подход. Наука считает, что человек, род Homo sapi­ens, является результатом развития природы. И спрашивать, в чем смысл его существования, так же бессмысленно, как спрашивать о смысле существования Вселенной, атома или кометы. Значит, смысл человеческого существования надо искать внутри человеческого об­щества.

 

 


Последовательно проводимый философский материализм отрицает какую бы то ни было возможность личного физического бессмертия для человека, не оставляет ему надежды на «загробную жизнь». Осмысленно принимая материалистическое мировозз­рение, человек делает трудный шаг, отказываясь от возможности утешения. Накоп­ленный человечеством нравственный опыт долгое время осмысливался в рамках религиозных систем, а знание обосновываемых ими мораль­ных ценностей подпиралось ссылками на посмертный суд и воздаяние. "Если бога нет, то все дозволе­но", – провозглашал герой Ф. М. Достоевского.

Научная философия исходит из самоценности человеческого су­ществования.

От других существ человек отличается тем, что на протяжении жизни никогда не достигает «целей» жизни родовой, исторической; это не реализуемое адекватно существо. Эта неудовлет­воренность содержит в себе побудительные причины творческой деятельности. Именно поэтому призвание всякого человека – всестороннее развитие всех своих способностей, внесение личный вклад в историю, в прогресс об­щества, его культуры.

Если биологически человеческая жизнь ограничена, то нравс­твенно и духовно человек бессмертен. По словам Л.Н. Толстого, "че­ловек умер, но его отношение к миру продолжает действовать на лю­дей, даже не так как при жизни, а в огромное число раз сильнее, и действие это по мере разумности и любовности увеличивается и рас­тет, как все живое, никогда не прекращаясь и не зная перерывов" (Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Т. 26. С. 413). Живя для блага других, человек, считает Толстой, "здесь, в этой жизни уже всту­пает в то новое отношение к миру, для которого нет смерти, и ус­тановление которого есть для всех людей дело этой жизни" (Там же. С. 415).